Встатье анализируются вопросы выделения мер административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Ключевые слова: общественный порядок, общественная безопасность, административная ответственность, предупреждение, штраф, арест, конфискация, дисквалификация, приостановление деятельности, обязательные работы.
Measures of administrative responsibility for violation of legislation in the field of ensuring public order and public safety
The article analyzes the issues of allocating measures of administrative responsibility for violation of legislation in the field of ensuring public order and public safety.
Keywords: public order, public safety, administrative responsibility, warning, fine, arrest, confiscation, disqualification, suspension of activities, compulsory work.
К лицам, совершившим административные правонарушения в рассматриваемой сфере, применяются различные меры административной ответственности, выражающиеся в применении различных видов наказаний.
Термин «административное наказание» появился в административном законодательстве России с введением в действие КоАП РФ [1]. Изменениям подверглась вся система административных наказаний, при этом, законодатель отказался от прежнего термина «административные взыскания», подчеркнув тем самым суть этих карательных санкций, основной целью которых является превенция правонарушений.
Определение списка административных наказаний является исключительной компетенцией Российской Федерации, причем полный перечень таких наказаний установлен только КоАП РФ. Важно отметить, что административными наказаниями считаются только те меры, которые перечислены в ст. 3.2 указанного кодекса.
КоАП РФ предусматривает различные виды административных наказаний, которые в целом образуют систему административных наказаний. Такая система включает в себя наказания разного характера и уровня юридической ответственности, что позволяет учитывать личность нарушителя и окружающие обстоятельства при определении соответствующего наказания.
К лицам, совершившим административные правонарушения в рассматриваемой сфере, применяется семь видов наказаний из десяти, установленных КоАП РФ:
— административный штраф;
— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
— лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
— административный арест;
— дисквалификация;
— административное приостановление деятельности;
— обязательные работы.
Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях или в величине, кратной стоимости предмета правонарушения, сумме неуплаченных обязательных платежей и др.
Административная ответственность в виде штрафа предусматривается всеми статьями главы 20 КоАП РФ. Административный штраф назначается должностным лицом органа исполнительной власти или судьей.
Административный штраф является формой имущественного административного наказания, выраженной в денежной сумме, которая взыскивается с нарушителя в доход бюджета.
Это принудительное мероприятие, которое осуществляется государственными органами и должностными лицами в одностороннем порядке. При этом административный штраф представляет собой административно-властное взыскание против лица, которое совершило правонарушение, и имеет публично-правовой характер.
С точки зрения законности, административный штраф является допустимой формой вмешательства в права и свободы человека и гражданина, поскольку его применение регулируется федеральным законом и направлено на обеспечение государственной безопасности, территориальной целостности, общественного спокойствия, предотвращение противоправных действий, охрану здоровья, нравственности и защиту прав и свобод других лиц [6, с. 16].
Зачастую, наказание в виде административного штрафа применяется к лицам, виновным в совершении умышленных административных правонарушений, например, выразившихся в явном неуважении к обществу (например, ст. 20.1 КоАП РФ) и посягающих на порядок управления, общественный порядок (например, ст. 20.21 КоАП РФ) и общественную безопасность (например, ст. 20.3 КоАП РФ), а также безопасность дорожного движения (например, ст. 20.18 КоАП РФ).
Конфискация орудия совершения административного правонарушения или предмета, использованного для его совершения, представляет собой принудительное безвозмездное переход права собственности на указанный объект в федеральную или субъектную собственность. Данная мера может быть применена к не изъятым из оборота вещам. Назначение конфискации является компетенцией только судей [3, с. 29].
Данный вид административного наказания предусматривается статьями 20.3, ч. 4.1, ч. 6 ст. 20.8, 20.9, 20.10, 20.13–20.15, ч. 2 20.23, 20.24, 20.29 КоАП РФ. Предметами административного правонарушения являются, например, нацистская атрибутика или символика, оружие и патроны к нему; приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения, пневматическое оружие и др.
Лишение специального права как вид административного наказания содержится в ч. 4 ст. 20.8, 20.13 КоАП РФ. В качестве меры ответственности (наказания) применяется лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия.
Сроки лишения специального права предусматриваются следующие:
— ч. 4.1 ст. 20.8 КоАП РФ — от одного до двух лет;
— ч. 2, 3 ст. 20.13 КоАП РФ — от полутора до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему.
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за воспрепятствование проведению контртеррористической операции (ч. 3 ст. 25.27 КоАП РФ) влечет для граждан административный арест на срок до пятнадцати суток; для должностных лиц — административный арест на срок до тридцати суток.
Административный арест назначается только судьей. Это наказание используется только в исключительных случаях за определенные административные правонарушения и не применяется к некоторым категориям людей, таким как беременные женщины, матери детей до 14 лет, лица моложе 18 лет, инвалиды I и II группы, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, а также к сотрудникам Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии РФ, Государственной противопожарной службы и таможенных органов, имеющим специальные звания.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать определенные должности осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с юридическим лицом, ряд других ограничений [5, с. 44]. Можно отметить, что дисквалификация как вид юридической ответственности предусматривается за совершение правонарушений, посягающих на общественную безопасность. Этот вид наказания содержится в санкциях ч. 9 ст. 20.4, ч. 2 ст. 20.8, ч. 6 ст. 20.8, 20.10, 20.30 КоАП РФ.
Срок дисквалификации согласно ч. 2, 3 ст. 20.8 и ст. 20.10 КоАП РФ составляет от 6 месяцев до 1 года, в соответствии с ч. 9 ст. 20.4, ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ — от 1 года до 3 лет, ст. 20.30 КоАП РФ — от 6 месяцев до 3 лет.
Административное приостановление деятельности означает временную остановку деятельности предпринимателей без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности или оказания услуг.
Такое наказание применяется только в тех случаях, когда более мягкий вид административного наказания (например, штраф) не может гарантировать достижение цели административного наказания. Обычно решение о приостановлении деятельности принимает судья. Однако, за исключением административного правонарушения, связанного с нарушением требований промышленной безопасности, должностные лица федерального органа исполнительной власти, ответственные за контроль и надзор в области безопасного выполнения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, могут назначать административное приостановление деятельности [4, с. 81].
Срок административного приостановления деятельности устанавливается до девяноста суток.
За правонарушения в рассматриваемой сфере, данный вид наказания применяется по отношению к юридическим лицам в случаях:
— грубого нарушения лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 2 ст. 20.8 КоАП РФ) — от 10 до 60 суток;
— нарушения правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему (ч. 5 ст. 20.8 КоАП РФ) — до 10 суток;
— незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения (ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ) — от 10 до 60 суток;
— незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия (ст. 20.10 КоАП РФ) — до 30 суток;
— производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ) — до 90 суток.
Обязательные работы — достаточно новый вид административного наказания, введенный Федеральным законом от 8 июня 2012 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [2].
Наказание в виде обязательных работ предполагает выполнение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, бесплатных общественно полезных работ в свободное от работы, службы или учебы время. Решение о назначении обязательных работ принимает судья. Продолжительность данного вида наказания составляет от двадцати до двухсот часов, при этом ежедневная отработка не может превышать четырех часов. Вместе с тем, в соответствии с п. 10 ст. 32.13 КоАП РФ, максимальное время ежедневной отработки может быть увеличено до восьми часов.
Обязательные работы не назначаются беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также сотрудникам Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, войск национальной гвардии РФ, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов, имеющим специальные звания.
Можно сформулировать общий вывод, что к лицам, совершившим административные правонарушения в рассматриваемой сфере, применяются различные меры административной ответственности, выражающиеся в применении различных видов наказаний. К правонарушителям в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, применяется семь видов наказаний из десяти, установленных КоАП РФ.
Литература:
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ч. 2 Ст. 5216.
- Федеральный закон от 08.06.2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 29. Ст. 2911.
- Косенко О. А., Папикян Д. Г. Административная ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. Сборник научных статей. — Шахты, 2022. С. 29–30.
- Набатникова Е. А., Кузнецова Т. В. Правовой анализ административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность // Модели инновационных решений повышения конкурентоспособности отечественной науки: сборник статей научно-практической конференции. — Уфа, 2022. С. 79–84.
- Овсянников С. А., Мошкина Н. А. Административная ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок, общественную безопасность и порядок управления. — Саратов, 2019.
- Рубанов М. А. Административные наказания, назначаемые за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность // NovaUm.Ru. 2022. № 38. С. 15–18.