Цифровой банкинг: преимущества и перспективы развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 22.01.2024

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Калоерова, В. А. Цифровой банкинг: преимущества и перспективы развития / В. А. Калоерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 220-222. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110501/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье авторы выявляют преимущества цифрового банкинга над его традиционной формой, определяют перспективы цифрового развития в области оказания финансовых услуг.

Ключевые слова: банк, финансовые услуги, цифровизация

Одной из главных причин масштабной трансформации отрасли является усиление роли цифровых технологий как в сфере банковских услуг, так и в других аспектах жизни человека, государственных процессах и деятельности компаний, что значительно упрощает взаимодействие потенциальных клиентов с финансовыми посредниками.

Передовая технология удаленного доступа является ключевым преимуществом цифрового банкинга (онлайн или мобильные банковские услуги). Если ранее традиционное взаимодействие с клиентами происходило непосредственно в офисах, то теперь — в мобильном устройстве.

Клиенты все больше ориентируются на удаленное обслуживание по всему спектру финансовых услуг и платежей. Благодаря открытым интерфейсам и технологии маркетплейс (платформа электронной коммерции) теперь потребители могут выбрать предпочтительный банк и варианты получения необходимых финансовых и других услуг. Преимущества цифрового банкинга над традиционным описаны в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что цифровой банкинг в настоящее время является основной движущей силой сокращения числа клиентов в офисах банках, а также важным фактором при выборе потребителями банка обслуживания.

Будущее каждого банка зависит от того, насколько хорошо организация готова и может использовать предлагаемые рынком инновации, за счет которых финансово-кредитные учреждения будут сосредоточены на потребностях, желаниях и поведении клиентов.

Таблица 1

Преимущества цифрового банкинга над традиционным

Традиционный банкинг

Цифровой банкинг

Вся информация о клиенте, в том числе и его история обслуживания в банке, находится в одной точке — в офисе банка

Клиент является источником своего финансово-кредитного опыта

Клиент начинает взаимодействовать с банком только после того, как посетит его офис

Клиент выбирает предпочтительный канал связи с банком, и ему не нужно идти в офис банка

Важна физическая близость офиса банка: клиент должен иметь возможность легко добраться туда

Клиенту не нужно приходить в офис банка. Обратиться за банковской услугой он может из любой точки страны / мира, так как все услуги предоставляются удаленно

В отделении обслуживания клиент может воспользоваться дополнительными цифровыми сервисами для упрощения процесса взаимодействия с операционистами

Цифровые сервисы находятся в центре модели обслуживания клиента, независимо от сети отделений

Продукты и услуги стандартизированы и не адаптируются под каждого клиента

Продукты и услуги настраиваются в соответствии с потребностями клиента

Источник: составлено автором на основе [1].

Сегодня крупнейшей группой потребителей становятся миллениалы (1981–1996 год рождения) и представители поколения Z (1997–2012 год рождения), которые предпочитают в банковском обслуживании онлайн-транзакции и цифровые банковские каналы. Ведь нынешняя жизнь не дает им возможности сидеть в длинной очереди в офисе банка и заполнять тонны документов, особенно, когда существуют интуитивно понятные цифровые банковские решения самообслуживания.

Новые модели бизнес-процессов начали активно внедряться в работу банковского сектора и всей финансовой отрасли в период пандемии COVID-19. Благодаря формированию экосистем финансовых и нефинансовых сервисов у жителей страны появились приложения, с помощью которых они могут оформлять банковские продукты (кредиты, вклады, карты), дистанционно рассчитываться за товары или услуги, виртуально ходить в магазин за продуктами, подавать из дома документы для оформления паспорта или для необходимой для них справки [2].

Дальнейшее развитие цифровизации финансовой отрасли напрямую связано с экономической ситуацией в стране. На сегодняшний день российская экономика находится на стадии адаптационного спада. По прогнозам аналитиков Ассоциации банков России, спад в экономике России будет более растянутым во времени. Предполагается, что в долгосрочной перспективе банкам нужно будет искать новые источники получения прибыли, выходящие за рамки предоставляемых ими продуктов, услуг, отрасли или бизнес-модели [3].

Однако уже сейчас в финансовой индустрии наметились основные тенденции, по которым в ближайшей перспективе будет развиваться отрасль:

1) розничный банкинг: предвидение новых способов обслуживания клиентов и взаимодействия с ними;

2) потребительские платежи: раскрытие более глубоких финансовых отношений за пределами транзакционных потоков;

3) управление благосостоянием: создание нового рецепта для большего успеха;

4) коммерческий банкинг: разработка новой модели обслуживания, подкрепленной идеями и цифровыми инструментами;

5) банковское дело: формирование будущего глобальных денежных потоков;

6) рыночная инфраструктура: создание новой идентичности путем создания дифференцированных источников ценности.

Новые технологии коренным образом трансформируют как институциональную инфраструктуру национальной платежной системы РФ (способствуя развитию многофункциональных посредников), так и структуру операций в национальной платежной системе (формируя для нее главное преимущество — скорость ее работы). Специфика таких трансформаций изменяет профиль рынка финансовых услуг за счет максимального расширения их номенклатуры, персонализации, а также ориентации на качество обслуживания клиентов.

Литература:

  1. Андрианова Е. В., Черноудова М. Г. Цифровизация финансовых услуг в России / Е. В. Андрианова, М. Г. Черноудова // Устойчивость региональных систем в условиях глобальных изменений: сборник материалов VII Всероссийской конференции с международным участием. Сост. И. А. Сивоброва. — Архангельск, 2023. — С. 11–18.
  2. Газдиева М. А. Информационные технологии в сфере финансов / М. А. Газдиева // Прорывные научные исследования: проблемы, пределы и возможности: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2023. — С. 24–25.
  3. Щуров М. Ю. Новые технологии и их влияние на состояние рынков финансовых услуг в финансовом секторе / Щуров М. Ю. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. — 2023. — № 4. — С. 83–93.
Основные термины (генерируются автоматически): клиент, офис банка, услуга, банк, национальная платежная система, продукт, финансовая отрасль.


Похожие статьи

Влияние цифровых технологий на обеспечение конкурентоспособности банка

В статье авторы выявляют влияние цифровых технологий на обеспечение конкурентоспособности банка, определяют ключевые преимущества цифровой трансформации банкинга.

Влияние цифровизации на деятельность коммерческих банков

Целью статьи является изучение влияния цифровизации на трансформацию банковской системы с учетом современных тенденций инновационного развития. В статье анализируется влияние ключевых факторов на развитие цифровой экономики.

Цифровизация бизнес-процессов малого и среднего предпринимательства в России

В статье авторы анализируют отечественный сектор малого и среднего предпринимательства на уровень цифровизации предприятий и вовлеченность государства в поддержке развития информационно-коммуникационной сферы страны.

Перспективные направления повышения конкурентоспособности коммерческого банка с использованием современных финансовых технологий

В статье рассматриваются основные перспективы повышения конкурентоспособности коммерческого банка с использованием финансовых технологий. Актуальность исследования обусловлена цифровой трансформацией банковской деятельности и развитием финтех-сектора...

Цифровизация российской экономики: влияние на банковский сектор

Данная работа посвящена развитию такого финансового сектора, как банковский, в условиях цифровизации экономики. Рассмотрены возможные варианты и пути развития коммерческих банков и их взаимодействие с другими участниками экономических отношений.

Анализ современных тенденций цифровой трансформации промышленности

В статье анализируются стратегии и инициативы ведущих стран в области развития цифрового производства и конвергенции информационных и промышленных технологий. Выявляются основные технологические тренды в сфере цифровой трансформации промышленности. П...

Цифровизация банковских продуктов как основное направление развития банковского бизнеса

В статье рассматривается цифровая трансформация банковского бизнеса. Пандемия ускорила процесс цифровизации. В статье выделены основные направления изменения банковского бизнеса: расширение функционала мобильных приложений, развитие Системы Быстрых п...

Социальные последствия развития цифровой экономики в современной России

В данной статье авторы исследуют социальные последствия развития цифровой экономики в современной России, анализируя существующие тенденции.

Тенденция цифровизации банковской отрасли

В статье автор пытается определить тенденцию развития цифровизации в банковской отрасли.

Использование цифрового маркетинга в продаже недвижимости: эффективность онлайн-платформ

В статье автор исследует теоретические аспекты использования цифрового маркетинга в продаже недвижимости, а также анализирует эффективность онлайн-платформ в данной сфере.

Похожие статьи

Влияние цифровых технологий на обеспечение конкурентоспособности банка

В статье авторы выявляют влияние цифровых технологий на обеспечение конкурентоспособности банка, определяют ключевые преимущества цифровой трансформации банкинга.

Влияние цифровизации на деятельность коммерческих банков

Целью статьи является изучение влияния цифровизации на трансформацию банковской системы с учетом современных тенденций инновационного развития. В статье анализируется влияние ключевых факторов на развитие цифровой экономики.

Цифровизация бизнес-процессов малого и среднего предпринимательства в России

В статье авторы анализируют отечественный сектор малого и среднего предпринимательства на уровень цифровизации предприятий и вовлеченность государства в поддержке развития информационно-коммуникационной сферы страны.

Перспективные направления повышения конкурентоспособности коммерческого банка с использованием современных финансовых технологий

В статье рассматриваются основные перспективы повышения конкурентоспособности коммерческого банка с использованием финансовых технологий. Актуальность исследования обусловлена цифровой трансформацией банковской деятельности и развитием финтех-сектора...

Цифровизация российской экономики: влияние на банковский сектор

Данная работа посвящена развитию такого финансового сектора, как банковский, в условиях цифровизации экономики. Рассмотрены возможные варианты и пути развития коммерческих банков и их взаимодействие с другими участниками экономических отношений.

Анализ современных тенденций цифровой трансформации промышленности

В статье анализируются стратегии и инициативы ведущих стран в области развития цифрового производства и конвергенции информационных и промышленных технологий. Выявляются основные технологические тренды в сфере цифровой трансформации промышленности. П...

Цифровизация банковских продуктов как основное направление развития банковского бизнеса

В статье рассматривается цифровая трансформация банковского бизнеса. Пандемия ускорила процесс цифровизации. В статье выделены основные направления изменения банковского бизнеса: расширение функционала мобильных приложений, развитие Системы Быстрых п...

Социальные последствия развития цифровой экономики в современной России

В данной статье авторы исследуют социальные последствия развития цифровой экономики в современной России, анализируя существующие тенденции.

Тенденция цифровизации банковской отрасли

В статье автор пытается определить тенденцию развития цифровизации в банковской отрасли.

Использование цифрового маркетинга в продаже недвижимости: эффективность онлайн-платформ

В статье автор исследует теоретические аспекты использования цифрового маркетинга в продаже недвижимости, а также анализирует эффективность онлайн-платформ в данной сфере.

Задать вопрос