Авторы анализируют проблемы, связанные с терминами «придомовая территория» и «прилегающая территория» в современном законодательстве и практике применения. Основное внимание уделяется затруднениям в определении ответственности за обслуживание и ремонт внутриквартальных проездов. Авторы выделяют различия между придомовой и прилегающей территориями, подчеркивая, что неясные границы могут привести к неправильному распределению обязанностей.
Ключевые слова: местное самоуправление, внутриквартальный проезд, общее пользование, придомовая территория, дорога, местное значение, прилегающая территория.
В современном законодательстве и правоприменительной практике часто используются понятия «прилегающая территория» и «придомовая территория», которые могут вызвать путаницу и привести к неправильному пониманию распределения ответственности за содержание и ремонт различных объектов. Особенно остро эта проблема стоит в контексте капитального ремонта внутриквартальных проездов, где зачастую неясно, кто именно должен взять на себя обязательства по проведению данных работ. Чтобы определить эти обязательства, необходимо разграничить указанные понятия.
Так, придомовая территория — часть участка многоквартирного жилого дома, группы домов, примыкающая к жилым зданиям, находящаяся в преимущественном пользовании жителей домов и предназначенная для обеспечения бытовых нужд и досуга жителей дома (домов). [1, п. 3.1.17] О границах придомовой территории можно сказать только то, что такая территория отделена от внутриквартальных территорий общего пользования периметром застройки, а также ландшафтными и планировочными решениями.
В свою очередь, прилегающая территория — это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, а также это территория, границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; [2, ст. 1] Данная дефиниция указывает на то, что вопрос определения границ передан в ведение органов местного самоуправления. Так, например, правила благоустройства города Самара устанавливают, что прилегающая территория — это часть территории, примыкающая к отведенной территории либо непосредственно к строению, зданию, сооружению. [3] Данное определение, по сути, отождествляет понятия «придомовая территория» и «прилегающая территория». В данном случае возникает вопрос, разграничения двух вышеуказанных дефиниций.
Определение вида территории является главной проблемой в распределении ответственности за содержание и ремонт внутриквартального проезда. Согласно СП 476.1325800.2020 внутриквартальный проезд — проезжая часть территории квартала вне красных линий, используемая как элемент внутриквартальной коммуникационной системы, связанной с улично-дорожной сетью, предназначенная для обслуживания застройки. [1] По смыслу вышеизложенного внутриквартальные дороги — это объект транспортной инфраструктуры, дорога, которая расположена в пределах отдельного квартала и предназначена для предоставления непосредственного проезда к внутриквартальным участкам застройки, а также для связи с местными и основными улицами (дорогами) поселения.
Поскольку квартал — элемент территории поселения, то внутриквартальные дороги относятся, как правило, к дорогам общего пользования местного значения. Ремонт и содержание дорог относится к дорожной деятельности [5, ст. 3] и осуществляется в отношении дорог:
– местного значения — уполномоченными органами местного самоуправления;
– частных дорог — физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог. [5, ст. 15]
В связи с этим ремонт и содержание внутриквартальных дорог обязаны осуществлять — в отношении дорог (проездов), которые:
– расположены в пределах придомовой территории, частных дорог — собственники таких дорог, правообладатели земельных участков, на которых расположены такие дороги (например, управляющая компания или товарищество собственников жилья многоквартирного дома);
– отнесены к дорогам местного значения — соответствующий орган местного самоуправления.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что внутриквартальный проезд не имеет отношения к придомовой территории, так как обычно присутствуют ландшафтные и планировочные решения (дорожный и (или) тротуарный бордюр, иное подобное ограждение территории общего пользования). Кроме того, органы местного самоуправления сами определяют, что внутриквартальный проезд находится на прилегающей территории и тем самым могут обязать управляющую компанию или жильцов (в случае непосредственного управления) осуществлять ремонт данного проезда за свой счёт.
Так как основная проблема заключается в том, что границы определяют органы местного самоуправления, то решением данной проблемы, на наш взгляд, видится передача данного вопроса в ведения федеральных органов, а не местных.
Литература:
- СП 476.1325800.2020 «Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов» утвержденного приказом Минстроя России от 24.01.2020 № 33/пр.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // Российская газета. № 290. 2004.
- Решение Думы г. Самара «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара» от 08.08.2019 № 444.
- Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ // Российская газета. № 254. 2007.