Проблемы восстановления и перспективы развития морских пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (50) март 2013 г.

Статья просмотрена: 1769 раз

Библиографическое описание:

Садыкова, Э. Ф. Проблемы восстановления и перспективы развития морских пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне / Э. Ф. Садыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6294/ (дата обращения: 17.12.2024).

Исходя из пространственных и геофизических особенностей, Россия исторически является ведущей морской державой, имеющая выходы в три океана. Протяженность морских границ составляет 38807 км или 64 % от общей протяженности границ Российской Федерации (60932 км). Большая часть морских границ (95 %) приходится на Северный Ледовитый (19724,1 км) и Тихий (16997,9) океаны. Для такой огромной страны как Россия морской транспорт выполняет важную роль, как в сохранении территориальной целостности страны, так и осуществления ее международных связей с другими государствами. В некоторые северные и восточные районы РФ массовые перевозки грузов возможны только морским транспортом. В эпоху существования СССР морской транспорт активно использовался в перевозке пассажиров. Переход к рыночным отношениям практически свел к нулевой отметке показатели морских пассажирских перевозок, особенно это касается Азово-Черноморского бассейна.

Рассмотрим современное состояние транспортных коридоров Юга России. Через Чёрное море проходит международный транспортный коридор TRACECA (Transport Corridor EuropeCaucasusAsia, Европа — Кавказ — Азия). Черноморские порты являются конечными пунктами ряда Панъевропейских транспортных коридоров. Наиболее крупные города-порты на Чёрном море: Новороссийск, Сочи, Туапсе (Россия); Бургас, Варна (Болгария); Батуми, Поти, (Грузия); Сухуми, (Абхазия) (Грузия); Констанца (Румыния); Самсун, Трабзон (Турция); Одесса, Евпатория, Ильичёвск, Южный, Керчь, Севастополь, Ялта (Украина). По реке Дон, впадающей в Азовское море, проходит речной водный путь, соединяющий Чёрное море с Каспийским морем (через Волго-Донской судоходный канал и Волгу), с Балтийским морем и Белым морем (через Волго-Балтийский водный путь и Беломорско-балтийский канал). Река Дунай через систему каналов соединена с Северным морем.

Естественным продолжением российского Черноморского побережья является побережье Абхазии, важнейшие курорты которой Гагра и Пицунда были популярны еще в советское время. Рассматривая, курортную индустрию на Черноморском побережье Кавказа отметим, что ее развитие сдерживается относительно коротким (например, по сравнению со Средиземным морем) сезоном, экологическими, транспортными проблемами.

Взаимоотношения между Российской Федерацией Турцией, Болгарией, Грузией и Украиной развиваются во всех аспектах на наш взгляд целесообразно использовать возможности всех портов на юге России для того, чтобы еще больше упростить экономические взаимоотношения между двумя странами, совместно развивать транспортную логистику. В связи с наличием всех перечисленных предпосылок предлагаем создать и организовать экскурсионные и культурно-развлекательные туры, прогулки на паромах по Черному морю.

Считаем актуальным ввести понятие «Черноморское золотое кольцо». Выступаем с предложением о внесении «Черноморского золотого кольца» в маршруты международных туристических пассажирских перевозок и на наш взгляд является целесообразным выступить с предложением об открытии российских морских международных пассажирских перевозок. К этому нужно подходить постепенно. Сначала следует открыть сезонные рейсы, а потом уже по мере спроса можно осуществлять рейсы круглый год.

Чтобы реализовать этот проект, необходимы инвестиции государства. В соответствии с разрабатываемой Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» Постановлением Правительства Российской Федерации № 991 от 29.12.2007 определен перечень объектов, необходимых для транспортного обеспечения Олимпийских игр [3].

Росморречфлот — является исполнителем по семи объектам морского транспорта. Наиболее значимыми из них являются, реконструкция порта Сочи, а также реконструкция и строительство 15-ти портопунктов вдоль побережья Большого Сочи. Реконструкция существующего порта предполагает вынос грузового района за границы порта, переустройство акватории под размещение марины и прием судов местных пассажирских линий. Гавань для больших круизных судов намечается организовать с внешней стороны Северного мола, в виде ковша с двусторонним расположением причалов.

Проект реконструкции и строительства 15 портопунктов вдоль побережья Большого Сочи подразумевает создание береговой инфраструктуры для восстановления местных пассажирских морских линий, что предусмотрено федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» [2]. Реализация этого проекта позволит создать инфраструктуру для оказания услуг по пассажирским перевозкам вдоль Черноморского побережья.

Кроме того, за счет внебюджетных источников планируется приобретение скоростных пассажирских судов для обеспечения местных пассажирских морских линий. С 2008 году ФГУП «Росморпорт» идет реконструкция портопунктов Адлер, Кургородок, Хоста и Лоо, и они будут открыты для пассажирских перевозок [4].

В перспективах развития портовой деятельности в Азово-Черноморском бассейне является порт Новороссийск. Он находится на пересечении нескольких международных транспортных коридоров России со странами Средиземноморья, Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки.

В настоящее Новороссийский порт имеет опыт в морских международных пассажирских перевозках. В 2012г. два раза в Новороссийский порт приходил международный туристический лайнер под флагами Бермудских островов, Багамских островов и Голландии. В этом году ожидается 5 судозаходов, четыре лайнера. Лайнеры ожидаются летом и осенью. На иностранных туристов оформляется обыкновенная туристическая групповая виза. [5]

Перспективы развития морских каботажных пассажирских перевозок в летний период времени, особенно актуальны в связи с низкой пропускной способностью автомобильных дорог и с высокой пропускной способностью морского транспорта, а так же низкой себестоимостью в сравнении с авиаперелётами. Появляется возможность разгрузить автомобильные дороги и обеспечить безопасное передвижение туристов и очистить атмосферу от загрязнений выхлопными газами. Благодаря тому, что побережье Азово-Черноморского бассейна, является огромной туристической зоной, есть вероятность для привлечения инвестиций от предпринимателей и иностранных инвесторов. В связи с этим будут образовываться новые рабочие места, что снизит социальную напряжённость в трудоизбыточных регионах Юга России.

Итак, на наш взгляд, для восстановления прежних объемов морских пассажирских перевозок нужна модернизация и новые проекты на территории Азово-Черноморского бассейна. В связи с тем, что Краснодарский край является рекреационной зоной, необходимость этих мер приобретает особую значимость. Необходимо завязать узлы между городами Краснодарского края, России и зарубежьем. Существует острая необходимость построить и поставить на паромные линии российские паромы, на территории Азово — Черноморского бассейна с выходом на Турцию, Болгарию, Грузию и Украину. Это экономически выгодно в связи с тем, что развитие морских пассажирских перевозок имеют огромное значение для курортных регионов, так как:

  1. Повышает их привлекательность;

  2. Увеличивает количество туристов;

  3. Способствует диверсификации их доставки туристов к местам отдыха;

  4. Повышает уровень и качество туристских услуг.

Морской транспорт всегда был одной из базисных отраслей экономики нашей страны, обеспечивавшей стратегические внешнеэкономические и внешнеполитические интересы государства, занятость и благополучие для десятков тысяч моряков и членов их семей, а так же персонала туристской сферы. В целом осуществление модернизации морских пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне позволит освоить перспективные пассажиропотоки к портам Краснодарского края и портам иностранных государств черноморского бассейна.


Литература:

  1. Федеральный Закон Российской Федерации от 08.11.2007г. № 261-ФЗ «О морских партах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». «Консультант-Плюс» http://base.consultant.ru/(Дата обращения11.01.2013г.).

  2. Постановление Правительства РФ от 09.06.2003г. № 335 (ред. от 05.09.2011г.) «Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условия её оформления, и выдачи, продления срока ее действия, восстановление ее в случае утраты, а так же в порядке аннулирования ее». «Консультант-Плюс» http://base.consultant.ru/ (Дата обращения11.01.2013г.).

  3. Распоряжение Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 781-р Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» Гарант http://www.garant.ru/ (Дата обращения11.01. 2013г.).

  4. Постановление от 10.06.2010 г. № 425 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 991» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 2, ст. 113; № 25, ст. 2978; № 47, ст. 5481; 2009, № 31, ст. 3948; 2010, № 18, ст. 2244). http: //правительство.рф/ (Дата обращения11.01.2013г.).


Основные термины (генерируются автоматически): морской транспорт, Грузия, Россия, Болгария, Краснодарский край, перевозка, Российская Федерация, Сочи, Турция, Украина.


Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития предприятий в сфере грузовых авиаперевозок в Российской Федерации

Особенности работы речного транспорта в Обь-Иртышском бассейне

Проблемы законодательства в сфере обеспечения авиационной и транспортной безопасности на воздушном транспорте

История речного порта в г. Комсомольске-на-Амуре и его значение при реализации современных программ в развитии Дальнего Востока России

Проблемы функционирования и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в АПК Республики Беларусь

Современное состояние и перспективы развития транспортно-логистической инфраструктуры Новосибирской области

Проблемы развития транспортно-транзитного комплекса Северо-Запада России в новых геополитических условиях

Этапы становления международно-правового регулирования статуса Каспийского моря

Проблемы и пути повышения эффективности развития нефтедобывающей и перерабатывающей отраслей Казахстана

Проблемы и особенности развития малых инновационных предприятий в Чеченской Республике

Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития предприятий в сфере грузовых авиаперевозок в Российской Федерации

Особенности работы речного транспорта в Обь-Иртышском бассейне

Проблемы законодательства в сфере обеспечения авиационной и транспортной безопасности на воздушном транспорте

История речного порта в г. Комсомольске-на-Амуре и его значение при реализации современных программ в развитии Дальнего Востока России

Проблемы функционирования и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в АПК Республики Беларусь

Современное состояние и перспективы развития транспортно-логистической инфраструктуры Новосибирской области

Проблемы развития транспортно-транзитного комплекса Северо-Запада России в новых геополитических условиях

Этапы становления международно-правового регулирования статуса Каспийского моря

Проблемы и пути повышения эффективности развития нефтедобывающей и перерабатывающей отраслей Казахстана

Проблемы и особенности развития малых инновационных предприятий в Чеченской Республике

Задать вопрос