В статье рассматриваются актуальность, проблемы и особенности развития МИП в ЧР и условия их эффективного развития. Проведен анализ развития МИП в ЧР. На основе этого анализа обоснована необходимость государственной поддержки.
Ключевые слова: инновация, малые инновационные предприятия, научно- технический прогресс, технология, малый бизнес.
На современном этапе развития государства стратегическим фактором любого предприятия и экономики в целом становятся инновации, внедрение которых способствует достижению устойчивого экономического роста. Помимо государственного регулирования, в субъектах РФ проводится отдельная политика развития инновационной деятельности.
Большое внимание данной сфере уделяется и в Чеченской Республике.
Для начала определим для себя понятие «инновация». В научной литературе оно имеет множество трактовок. Исходя из них, это понятие можно понимать, как конечный результат внедрения новшества, удовлетворяющего сложившиеся человеческие потребности и обеспечивающего получение экономического, социального, научно- технического или иного эффекта.
Малые инновационные предприятия- это предприятия, которые разрабатывают и внедряют в производство наукоемкие технологии и изделия.
Закон об инновационной деятельности в ЧР был принят Народным Собранием Парламента Чеченской Республики 1 февраля 2007 года и одобрен Советом Парламента Чеченской Республики 21 февраля 2007 года. Чеченская Республика, как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно- технического потенциала, располагает благоприятными условиями для развития инновационного бизнеса. По уровню инновационной активности промышленных предприятий, численности персонала, занятого исследованиями и разработками, Чеченская Республика значительно отстает по среднероссийским показателям. Однако, со времени принятия закона об инновационной деятельности, в данной сфере произошли значительные изменения.
Таблица 1
Организации ЧР, выполнявшие научные исследования и разработки
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Число организаций- всего |
6 |
6 |
6 |
8 |
8 |
9 |
9 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Научно- исследовательские организации |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
Образовательные учреждения высшего профессионального образования |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Oбщee кoличeствo организаций, выпoлнявшиx нaучныe иccлeдoвания и разработки, за период с 2007 по 2013 гг., увеличилось на 50 %. Количество образовательных учреждений высшего профессионального образования, занимавшихся научными исследованиями и разработками, выросло в 3 раза.
Талица 2
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Численность персонала- всего |
351 |
333 |
361 |
412 |
639 |
592 |
646 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Исследователи |
239 |
253 |
286 |
320 |
514 |
447 |
480 |
Техники |
31 |
21 |
16 |
26 |
31 |
42 |
77 |
Вспомогательный персонал |
36 |
29 |
31 |
37 |
47 |
53 |
52 |
Прочий персонал |
45 |
30 |
28 |
29 |
47 |
50 |
37 |
По данным, приведенным в таблице, видно, что прирост происходит неравномерно. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, за период с 2007 по 2013 гг. увеличилась почти в 2 раза. Преобладающую часть персонала составляют исследователи.
Среди проблем, требующих программного решения на республиканском уровне, целесообразно выделить следующие:
1. слабая развитость фундаментальной и исследовательской наук;
2. отсутствие квалифицированных кадров для инициации и реализации инновационных проектов;
3. отсутствие инфраструктурных организаций инновационной сферы;
4. недостаточное развитие малого инновационного бизнеса — высокие стартовые и текущие расходы, увеличивающие период окупаемости проекта (срок кредитования и т. д.), административные и психологические барьеры;
5. рост технологической отсталости основных отраслей экономики республики.
Закон о создании МИП при вузах был принят 2 августа 2009 г. Госдумой РФ и вступил в силу 15 августа 2009 года. Построение эффективного взаимодействия с вузами должно стать необходимым условием.
Чеченский Государственный Университет в 2012 году получил грант общей суммой 247 миллионов рублей. Вуз стал победителем конкурса поддержки программ стратегического развития государственных вузов, который был объявлен Министерством науки и образования России. Руководством университета было запланировано создание научно-исследовательского института математической физики, технопарка и научно-исследовательской лаборатории, которая будет оснащена современным оборудованием.
В 2013 году состоялось открытие научно-производственного предприятия ООО «Энергия Плюс» при ГГНТУ им. академика М. Д. Миллионщикова, которое специализируется на разработке и выпуске высокотехнологичной продукции, в частности, цифровых счетчиков для нужд Межрегиональной Распределительной Сетевой Компании (МРСК) Северного Кавказа.
Неотъемлемую роль в регулировании инновационной деятельности играет государство. В Чеченской Республике происходит постоянное государственное регулирование инновационной деятельности — перспективных научных исследований ученых и инновационных проектов. Целью Соглашения о сотрудничестве между Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической области и Правительством Чеченской Республики, которое было подписано недавно в российской столице, является поддержка технологических разработок ученых и перспективных научных исследований Чечни, а также инновационных предприятий, которые внедряют в производство свои опытно-конструкторские и научно-исследовательские разработки.
В инновационной сфере малые предприятия имеют огромное значение. Именно развитие МИП способствует ускорению научно- технического прогресса (НТП), что в свою очередь является основным фактором качественного подъема экономики. Исходя из этого, можно сделать вывод, что поддержкa МИП являeтся приoритeтом гoсyдарствeнной политики. Этa политикa нoсит cтрaтегичeский хaрaктeр и нaпрaвленa нa oсуществлeниe тeхнoлогичecкого прoрывa по пeрспeктивным нaпрaвлениям нayчно-тeхничeской деятeльности.
Стратегической целью развития инновационной деятельности в республике является переход экономики на путь, который определяется внедрением новейших научных результатов в производство. Такая цель предполагает технологическое обновление производства, повышение конкурентоспособности товаров, производимых на территории Чеченской Республики, а также превращение интеллектуальных ресурсов Чеченской Республики в реальный экономический фактор. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. увеличение численности инновационных организаций Чеченской Республики;
2. увеличение объема инновационной продукции, производимой организациями Чеченской Республики, конкурентоспособной на российском и мировом рынках;
3. интеграция научного, образовательного и технологического потенциала для решения наиболее актуальных задач производственного комплекса Чеченской Республики;
4. развитие инновационной инфраструктуры Чеченской Республики.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что развитие МИП в нашем регионе находится лишь в начальной стадии и имеет значительную перспективу роста.
Литература:
1. chechenstat.gks.ru Федеральная служба государственной статистики
3. http://newsland.com/news/detail/id/1145798/
6. Инновации (учебное пособие) А. В. Барышева, К. В. Балдин, И. И. Передеряев, Р. С. Голов, Н. А. Кочкин
7. Управление инновациями в организациях (учебное пособие) А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович
8. Инновационная деятельность в субъектах Российской Федерации: проблемы и перспективы О. С. Петров, Д. П. Малышев