Малое инновационное предпринимательство как часть инновационного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 19.12.2016

Статья просмотрена: 2970 раз

Библиографическое описание:

Воякина, Д. А. Малое инновационное предпринимательство как часть инновационного процесса / Д. А. Воякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 380-382. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37057/ (дата обращения: 19.10.2024).



Как показывает мировая практика, инновации в большей степени создаются в секторе предпринимательства, преимущественно, в крупных корпорациях именно при активном участии государства. Малые предприятия в то же время могут иметь ряд внушительных преимуществ за счет присущих им характерных признаков именно в инновационной сфере.

Ключевые слова: инновации, преимущества, стадии, малое предприятие

As world practice shows, innovation is increasingly created in the business sector, mainly in large corporations it is the active participation of the state. Small businesses at the same time can have a number of impressive advantages due to their inherent characteristic features in the innovation sphere.

Key words: innovations, advantages, stages, small enterprise

На данном этапе для РФ актуальна новая стадия развития института предпринимательства, для которой характерна активная динамика, инновационная экономическая система страны, которая в свою очередь требует продолжения развития инновационных предприятий, государственно-частных партнерств, создаваемых в различных регионах нашей страны.

Таким образом, в процессе проведения исследования было установлено, что процесс становления малого бизнес-сектора в сфере инновационных технологий прошел в своем становлении восемь этапов, зародившись в 80-х годах прошлого века, до настоящего времени еще не достиг своей конечной стадии.

В моем исследовании основной акцент сделан на необходимости поддержки малого инновационного бизнеса, что связано с таким ведущим направлением деятельности государства в сфере экономической стратегии страны, как развитие малого, среднего предпринимательства, так как на мировом рынке доля РФ совсем невелика. По данным статистики, она колеблется в пределах 0,35–1 %, из чего следует закономерный вывод о том, что налицо значительное отставание нашей страны по объему торговли различными современными технологиями, по сравнению с другими мощными державами. Так, наблюдается превалирование инжиниринговых услуг, на которые приходится 85 % экспорта и 53 % импорта). Примечательно, что очень незначительна доля — всего лишь 7 % суммарного объема импорта и 3 % экспорта, приходящаяся на лицензии, ноу-хау, патенты.

Малое инновационное предприятие (далее МИП) — это самостоятельное юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность посредством создания, внедрения и производства наукоемких материалов и технологий.

К существенным преимуществам МИП следует отнести:

– своевременность принятия организационных и хозяйственных решений, позволяющих реагировать на возникновение проблемы;

– ориентированность на спрос потребителя;

– высокая мотивированность труда;

Однако малое инновационное предприятие не лишено и ряда недостатков таких как:

– рискованность деятельности;

– низкая привлекательность для инвесторов;

– ограниченность ресурсов.

Как указывает Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на срок до 2020 г., самыми важными задачами политики государства являются следующие:

  1. Построить и наладить эффективность национальной инновационной системы (далее — НИС),
  2. Осуществить переход на инновационный путь развития экономики нашей страны.

Стоит заметить, что в настоящее время наблюдается тот факт, что нередко исследовательскими институтами, являющимися прикладными, не выполняется их приоритетная задача, заключающаяся в подготовке к реализации инноваций. В РФ при решении вопросов, касающихся модернизации экономики, МИП (малые инновационные предприятии) на данный момент не играют существенной роли, хотя во многих развитых странах они вносят значительный вклад в работу по созданию различных инноваций. [1]

Выступая как связующий элемент между производством и наукой, являясь одной из частей наноиндустриализационных цепочек, в данный момент указанные МИП — это очень важная часть НИС. В разработке новых технологий, а также в процессе превращения в товар знаний риск на себя берут обычно малые фирмы, с чем связано то обстоятельство, что состав этих фирм часто претерпевает изменения.

Как замечает И. Дежина, в национальных инновационных системах в наше время часто наблюдается баланс, который обеспечивает «критическую массу» малого инновационного предприятия

По данным оценки экспертов, в РФ на малые инновационные предприятия приходится количество МИП в пределах: 34 тыс. (по данным 2014 г.) — 100 тыс. (по данным эксперта И. М. Бортника 2015 г.). В свете событий последнего десятка лет, как верно отмечает А. В. Журов, на «невидимую руку рынка» нельзя рассчитывать. [3]

Нельзя не упомянуть, что такого рода предприятия могут работать довольно активно, причем в разных промышленных сферах, так, по данным экспертов, данный сектор аккумулирует в себе более 120 тыс. малых предприятий. Если мы допустим, то предположение что 25 % их этих предприятий — инновационные, то следует увеличить в два раза количество МИП. Наблюдаемые в данной сфере тенденции вполне могут быть проанализированы, несмотря на отсутствие точных сведений о числе этих фирм.

В настоящий момент действующие в РФ в области инноваций малые инновационные предприятия имеют ряд характерных признаков, на основании которых их следует распределить в следующие группы:

а) предприятия, которые были созданы при материнских научно-исследовательских институтах, либо в высших учебных заведениях,

б) самостоятельные структуры.

Естественно, что большими потенциалом и ресурсами, а также способностью к «выживанию» в современных условиях экономического хозяйствования обладают малые инновационные предприятия первого типа, чем и обусловлено их превалирующее количество. Они создаются, в том числе, для облегчения научно-исследовательским институтам и высшим учебным заведениям, занимающимся инновационными разработками, процессов их коммерциализации. Так, как справедливо отмечают российские правоведы, действующая сегодня бюджетная классификация, не предусматривает статей расходов бюджетных учреждений, которые можно бы было направить на патентование объектов интеллектуальной собственности. Более того, бюджетное учреждение по сути не заинтересовано в коммерциализации своих разработок, поскольку его действующее правовое положение не дает ему возможности свободно распоряжаться доходами от реализации прав на объекты интеллектуальной собственности. [2]

В этой связи оптимальной формой коммерциализации разработок и технологий для научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, среди существующих, является создание малых инновационных предприятий.

Проанализировав долю участия государства, а также крупных компаний, иностранных инвесторов в малое инновационное предприятие, можно сказать о том, что число персонала в таком предприятии минимум от 5 до 100 чел.

По результатам исследований, более 62 % среди руководителей отмечают, что для них на их предприятиях самой приемлемой является ориентация на возрастную структуру, при этом около 60–80 % коллектива — работники до 45 лет. Для 20 % руководителей является главной ориентация на омоложение кадров, и лишь 14 % руководителей стремятся к привлечению именно зрелых работников более зрелой возрастной группы. Примечательно, что в целом настоящей ситуацией на предприятии удовлетворены лишь 7 % из общего числа респондентов, 79 % опрошенных отметили значительный рост объемов производства, а 64 % лишь частично удовлетворены текущим положением дел, для них важна ориентация на то, чтобы найти возможные капитальные вложения (21 %), увеличить активы оборота (21 %), ориентироваться на изменение внутренней политики страны (20 %).

В целом, рост экономики является отражением возрастания производства продукции на малых инновационных предприятиях. Сегодня для порядка 2/5 всех предприятий актуально планирование действий по расширению их деятельности за счет:

а) привлечения заемных средств как обоснование всех мер поддержки государством МИП, которые являются необходимыми,

б) налаживанием партнерских связей с инвестиционными фондами, банками, крупными компаниями, выступающими в качестве потенциальных кредиторов и инвесторов.

Так как на многих малых инновационных предприятиях работники до 45 лет представляют основной штат, мы можем сказать о том, что благодаря развитию человеческого капитала их сотрудников, потенциал развития малого инновационного предприятия является огромным. Кроме того, это можно подтвердить тем обстоятельством, что многие малые инновационные предприятия, которые работали на российском рынке, — очень молодые организации, образование которых пришлось на время после массового явления приватизации НИИ, а также конструкторских бюро.

Литература:

  1. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации: офиц. сайт
  2. Иншакова А. О., Рыженков А. Я. Высокотехнологичные материалы как объекты интеллектуальной собственности в сфере межстранового инновационного сотрудничества РФ и США: правовой статус авторов и инвесторов // Вестник ВолГУ. Серия 5. Юриспруденция. — 2014. — № 3 (24). — С. 11.
  3. Журов А. В. Методы государственной поддержки малых инновационных предприятий России посевной стадии развития: дис. … канд. экон. наук. — М., 2012. — С. 135.
Основные термины (генерируются автоматически): малое инновационное предприятие, предприятие, РФ, малый, время, данные, интеллектуальная собственность.


Похожие статьи

Эволюция предпринимательства

На современном этапе существенно актуализировались проблемы развития предпринимательства. Это обусловлено рядом взаимосвязанных причин. Во-первых, предпринимательство онтологически характеризуется некоторыми ограничениями в сфере концентрации капитал...

Инновации в строительной сфере: подход к анализу жизненного цикла инновации

Инновации представляют собой многомерную, динамичную, глобальную и открытую систему, которая расширяет конкурентоспособность, создает экономические выгоды и улучшает качество жизни путем создания и принятия новых идей и технологий. Строительная индус...

Конкурентные стратегии и стратегические преимущества малых и средних предприятий

В данной статье рассматриваются конкурентные стратегии малых и средних предприятий (МСП) с целью выявления основных стратегических преимуществ, связанных с этими компаниями, которые могут стать ключом к их конкурентному успеху в современных глобализи...

Развитие инновационной экономики, основанной на трансформации наукоемких предприятий

В современных условиях экономических преобразований задачей инновационного развития экономики является использование передовых технологий при развитии высокотехнологичных отраслей. Актуальность данного исследования обусловлена новыми подходами к инно...

Малый бизнес как панацея для кризисной экономики

В статье рассматриваются проблемы развития малых форм предпринимательства в современной России. Автор видит их в том, что на сегодняшний день российский малый бизнес сконцентрирован на продвижении продукции зарубежных производителей и не работает на ...

Реструктуризация бизнес-процессов на малых инновационных предприятиях в целях привлечения венчурного инвестора

Нехватка собственных финансовых ресурсов и ограниченный доступ к внешним является одной из главных проблем развития малых инновационных предприятий. В данной статье рассматривается вопрос привлечения в качестве инвесторов венчурных фондов. Для послед...

Малый бизнес: проблемы и преимущества на пути становления и развития

Малое предпринимательство в России в настоящее время представляет достаточно многочисленную группу среди общего числа предприятий. Статья раскрывает уязвимость данной отрасли, подвергающейся влиянию как внутренних, так и внешних факторов. Широко расс...

Инновационное управление сотрудниками малого предприятия

В статье анализируется малое инновационное предприятие и его сильные стороны в современной экономике, посредством управления персоналом. Так же рассмотрена система внедрения инноваций, как наиболее тяжелой части развития.

Цифровая трансформация бизнеса

В настоящее время весь мир находится накануне новой технологической революции, которая, несомненно, повлечет за собой трансформацию всех сфер деятельности человека. Цифровизация выдвигает новые правила игры, где технологиям отводится главенствующая р...

Управление талантами — реальность современного менеджмента

В статье рассматриваются проблемные вопросы современного менеджмента в контексте поиска и управления талантами. Обозначены существующие модели, применяемые за рубежом и основные направления, которые рационально развивать применительно к российской би...

Похожие статьи

Эволюция предпринимательства

На современном этапе существенно актуализировались проблемы развития предпринимательства. Это обусловлено рядом взаимосвязанных причин. Во-первых, предпринимательство онтологически характеризуется некоторыми ограничениями в сфере концентрации капитал...

Инновации в строительной сфере: подход к анализу жизненного цикла инновации

Инновации представляют собой многомерную, динамичную, глобальную и открытую систему, которая расширяет конкурентоспособность, создает экономические выгоды и улучшает качество жизни путем создания и принятия новых идей и технологий. Строительная индус...

Конкурентные стратегии и стратегические преимущества малых и средних предприятий

В данной статье рассматриваются конкурентные стратегии малых и средних предприятий (МСП) с целью выявления основных стратегических преимуществ, связанных с этими компаниями, которые могут стать ключом к их конкурентному успеху в современных глобализи...

Развитие инновационной экономики, основанной на трансформации наукоемких предприятий

В современных условиях экономических преобразований задачей инновационного развития экономики является использование передовых технологий при развитии высокотехнологичных отраслей. Актуальность данного исследования обусловлена новыми подходами к инно...

Малый бизнес как панацея для кризисной экономики

В статье рассматриваются проблемы развития малых форм предпринимательства в современной России. Автор видит их в том, что на сегодняшний день российский малый бизнес сконцентрирован на продвижении продукции зарубежных производителей и не работает на ...

Реструктуризация бизнес-процессов на малых инновационных предприятиях в целях привлечения венчурного инвестора

Нехватка собственных финансовых ресурсов и ограниченный доступ к внешним является одной из главных проблем развития малых инновационных предприятий. В данной статье рассматривается вопрос привлечения в качестве инвесторов венчурных фондов. Для послед...

Малый бизнес: проблемы и преимущества на пути становления и развития

Малое предпринимательство в России в настоящее время представляет достаточно многочисленную группу среди общего числа предприятий. Статья раскрывает уязвимость данной отрасли, подвергающейся влиянию как внутренних, так и внешних факторов. Широко расс...

Инновационное управление сотрудниками малого предприятия

В статье анализируется малое инновационное предприятие и его сильные стороны в современной экономике, посредством управления персоналом. Так же рассмотрена система внедрения инноваций, как наиболее тяжелой части развития.

Цифровая трансформация бизнеса

В настоящее время весь мир находится накануне новой технологической революции, которая, несомненно, повлечет за собой трансформацию всех сфер деятельности человека. Цифровизация выдвигает новые правила игры, где технологиям отводится главенствующая р...

Управление талантами — реальность современного менеджмента

В статье рассматриваются проблемные вопросы современного менеджмента в контексте поиска и управления талантами. Обозначены существующие модели, применяемые за рубежом и основные направления, которые рационально развивать применительно к российской би...

Задать вопрос