Анализ научно-правовой литературы свидетельствует о том, что изучение практически любого правового института просто немыслимо без обращения к истокам его становления и последующего формирования. Поскольку государство и право — явления параллельно развивающиеся, то они теснейшим образом взаимосвязаны: государство в лице законодателя принимает различные правовые акты, направленные, прежде всего, на регулирование тех или иных общественных отношений, а их нарушение или несоблюдение приводит к дестабилизации жизни общества. Историко-правовое исследование выступает неотъемлемой частью изучения конкретного правового института [1].
Не является исключением и вопросы становления такого института как судебная защита прав и интересов детей. Рассматривая процесс формирования данного института, можно выявить проблемы и недостатки правовых механизмов судебной защиты прав этой наиболее уязвимой категории граждан.
Ребёнок во все времена являлся особым субъектом различных правоотношений. Изначально права, свободы и интересы детей не были провозглашены как наиболее приоритетные в вопросах их защиты: ребенок находился в прямой зависимости от воли своих родителей, от политики государства; о правах и интересах детей в каких-либо областях вовсе не приходилось рассуждать, поскольку не защищалось даже элементарно право ребёнка на жизнь [2]. Только лишь в 1832 году в Своде законов Российской империи появилось правоположение, согласно которому надлежащая забота о детях была возложена на плечи их родителей вплоть до достижения ими 21 года. В 1834 году «Устав наказаний» в рамках ст. 143 впервые регламентирует ответственность родителей за неисполнение алиментных обязательств [3], что ярко свидетельствует об активном формировании в этот исторический период приоритетности в области защиты прав детей. И сложный период после Первой мировой войны ознаменовался прогрессивными шагами в вопросах становления изучаемого института. И все же, защита законных прав и интересов подрастающего поколения нуждалась в повышенном внимании государства.
Сегодня права и интересы ребёнка, как особо незащищённого и уязвимого субъекта правоотношений, декларированы как на международном уровне в рамках Конвенции о правах ребенка [4], так и на национальном, где институт детства находится под особой государственной защитой (ч. 2 ст. 7, ст. 38 Конституции РФ [5]), где ключевые цели государственной политики сосредоточены именно вокруг интересов подрастающего поколения (ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [6]), где правам и интересам данной категории лиц отводятся отдельно самостоятельные главы в кодифицированных нормативных актах, что дополнительно подчёркивает их особую значимость (гл. 11 Семейного кодекса РФ [7, ст.16]).
Сегодня родители должны заботиться о своих детях, следить за их воспитанием, развитием, как физическим, так и психологическим, удовлетворять все необходимые бытовые потребности, способствовать реализации права на образование, жильё, медицинскую помощь, а в случае нарушения их законных прав, свобод и интересов эффективно способствовать практической реализации права детей на судебную защиту. Семья крайне важна для воспитания несовершеннолетнего. Ведь в силу своего возраста, психологической и физической незрелости, а также отсутствия необходимого жизненного опыта, дети пока сами не в состоянии защитить свои права, а тем более с помощью суда. Для этого крайне важно, чтобы родители или законные представители детей были рядом, оказали необходимую поддержку в трудной ситуации, помогли отстоять или восстановить права детей, в том числе и путём обращения в судебные органы. Особую сложность в этом вопросе занимают дела в отношении детей-сирот.
Особенность защиты прав детей по некоторым категориям дел, в которых ключевой фигурой выступает несовершеннолетний гражданин, когда одних законных представителей недостаточно, — это требование участия в деле прокурора (например, спор о лишении родительских прав), уполномоченного по правам ребёнка (например, в деле о защите жилищных прав ребёнка), эксперта-психолога или психиатра (например, по делам о разводе, определении места жительства ребенка [7, ст. 79]), органов опеки и попечительства (например, по делам о наследовании) и т. д. [8]
Сегодня судебная защита прав детей выступает традиционной, универсальной, основной, а порой и вовсе единственной формой защиты прав ребёнка в любой области, будь то это базовые конституционные права, наследственные, жилищные права, или же область защиты от криминализации и беспризорности. За последние несколько лет был сформирован достаточно большой массив дел по защите законных прав детей в самых разных областях: имущественных/неимущественных, дела о защите детей-сирот или оставшихся без родительского попечения, об установлении отцовства (материнства), алиментные дела, об усыновлении и другие. Однако нельзя не отметить, что обозначенная сфера пронизана большим количеством проблем и самых разных трудностей, что зачастую ставит серьёзные преграды на пути эффективного и справедливого разрешения того или иного дела. Доказательством сказанного служат данные статистики. Так, количество обращений граждан к Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребёнка в 2021 году по сравнению с 2019–2020 годами увеличилось на 7,3 % [9]; по данным Генеральной прокуратуры РФ в 2021 г. прокурорами было выявлено более 650 тыс. нарушений законов о правах и интересах несовершеннолетних лиц [10].
Прежде всего следует констатировать то, что в нашей стране правовая грамотность, как взрослых граждан, так и подрастающего поколения, часто невысокая, в отношении последних часты случаи злоупотребления правом, нарушения свобод и законных интересов. Очень часто ни взрослые, ни дети не знают инструментов защиты и восстановления своих нарушенных прав. В этой связи государство должно обеспечить квалифицированную юридическую помощь не только для законных представителей детей, но и самих несовершеннолетних. Ведь именно юристам, которые оказывают гражданам правовую помощь, принадлежит особая социальная миссия в деле защиты прав детей. Именно посредством юридических механизмов обеспечивается действие норм права, осуществляется защита гражданских прав. Сегодня защита прав и законных интересов ребёнка находится в прямой зависимости либо от его родителей, либо от социальных служб, которые зачастую не могут полноценно обеспечить и такую защиту, и квалифицированную юридическую помощь.
Так, например, прокурор (действуя в интересах А., имеющей статус ребёнок, оставшийся без попечения родителей) обратился в суд с заявлением к администрации муниципального района о возложении обязанности предоставить А. жилое помещение, пригодное для проживания. Свои требования прокурор обосновал тем, что мать А. уже давно лишена родительских прав. Сведения об отце А. внесены в запись акта о ее рождении по заявлению матери, по окончании колледжа А. Но по сути А. не знала своего отца, в её воспитании и жизни он не принимал участия. А. неоднократно обращалась к ответчику с просьбой предоставить ей жилое помещение как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Однако её просьбы игнорировались, а после и вовсе ей было отказано в предоставлении жилого помещения. Ответчик обосновал отказ отсутствием жилых помещений специализированного жилищного фонда. В ходе разбирательства по делу судом было установлен факт, что А. включена в список детей, оставшихся без попечения родителей и является претендентом на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда. Но, несмотря на это, она так и не была обеспечена жильём. Заявление прокурора было удовлетворено судом [11].
Да, несомненно, судебный порядок защиты прав ребёнка сегодня идёт по пути активного развития, совершенствования, характеризуется такими положительными чертами, как открытость, состязательность процесса, привлечение несовершеннолетних с 14-ти лет к рассмотрению ряда дел. В целом суду сегодня подвластно разрешение самых разнообразных споров, где в центре спора находится ребёнок. Но всё же иногда не работает механизм обращения ребёнка в суд и его участие в процессе непосредственно как инициатора судебного разбирательства, хотя судебный порядок защиты прав детей формально регламентирован. По ряду дел суды отказывают этой категории лиц в праве на защиту в связи с их неполной дееспособностью. Требует дополнительных усилий законодателя преодоление недостатков отечественного законодательства в ряде вопросов (в частности наследственных, жилищных правоотношений несовершеннолетних).
В судебной практике встречаются дела, как в июне 2017 г., когда судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми отказала в удовлетворении частного представления прокурора района на определение Сысольского районного суда Республики Коми об отказе в принятии заявления в интересах несовершеннолетнего. При этом свое решение коллегия обосновала следующим образом: в соответствии с ч. 5 ст. 37 ГПК права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, защищают в процессе их законные представители — родители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Согласно ч. 1 ст. 52 ГПК законными представителями несовершеннолетних являются их родители, усыновители или попечители [12].
Завершая исследование, отметим, что практики уже давно ощущают острую потребность в принятии норм закона, которые бы чётко регламентировали процессуальный статус ребёнка, что требует, конечно, внесения изменений в действующее законодательство. Главным направлением реформирования должны оставаться интересы семьи и ценности семейного воспитания. Защита интересов несовершеннолетних должна быть обеспечена комплексом мер, с том числе психологическим, медицинским и юридическим сопровождением кризисных ситуаций в жизни семьи.
Литература:
- Буянкин Д. А. Становление и развитие института судебных расходов в отечественном законодательстве // Юность. Наука. Культура. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 2021. С. 89–92.
- Козлова Т. В. Первое право ребенка. Право на жизнь и здоровое развитие. Самара, 2003. С. 37.
- Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России: Учебное пособие. М., 2008. С. 25.
- «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1.
- Бирюкова И. А. Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 48. С. 918–922.
- Доклад о деятельности Уполномоченного при президенте РФ по правам ребёнка в 2021 году // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://cdnimg.rg.ru (дата обращения: 01.04.2022).
- Генеральная прокуратура Российской Федерации // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf (дата обращения: 01.04.2022).
- По материалам судебной практики Ивановского областного суда. «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 6, июнь, 2021.
- Судебные акты и решения — Верховный Суд Республики Коми (Республика Коми) // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://sudact.ru/regular/court/reshenya-verkhovnyi-sud-respubliki-komi-respublika-komi/ (дата обращения: 01.04.2022).