Началом становления института мировых судей в юридической доктрине принято считать Концепцию судебной реформы, утвержденную постановлением Верховного Совета РСФСР 24 октября 1991 года. [1.] Следующим этапом в становлении института мировых судей становится принятие Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», [2.] которым была определена структура судебной системы России. Этим законом был возрожден институт мировых судей, в нем определялись общие положения, касающиеся мировых судей, а именно то, что они становятся судьями субъекта Российской Федерации и входят в систему судов общей юрисдикции и апелляционной инстанцией для которых является районный суд.
Впоследствии был принят Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее — Закон «О мировых судьях в РФ»), [3.] который конкретизировал правовой статус мировых судей, их компетенцию и принципы организации.
Несмотря на то, что принятию Закона «О мировых судьях в РФ» предшествовала долгая дискуссия среди ученых-юристов, сегодня можно с уверенностью сказать о том, что с появлением мировых судей в судебной системе России правосудие стало более доступным и «скорым».
Концептуальное обоснование мировой юстиции в каждом субъекте РФ определяется следующими составляющими:
− во-первых, создание судебных участков мировых судей вызвано необходимостью усиления гарантий доступности правосудия и приближения его к населению;
− во-вторых, развитием федерализма путем предоставления субъектам РФ возможности самим создавать свои органы судебной власти;
− в-третьих, появление института мировых судей позволило освободить районные (городские) суды от большого количества малозначительных дел, что имеет немаловажное значение для своевременного рассмотрения и разрешения судебных дел, обеспечения права каждого на судебную защиту. Как отмечает А. И. Цыреторов, отнеся к компетенции мировых судей малозначительные имущественные споры, львиную долю уголовных дел о преступлениях небольшой тяжести, законодателю удалось существенно снизить загруженность федеральных судов. [4.] Так, согласно «Основным статистическим показателям деятельности судов общей юрисдикции за 2015 год» отечественными судами окончено 15 807 802 гражданских дела, из них 11 143 322 дела, что составляет свыше 70 % приходится на мировых судей, поступило 965925 уголовных дел, в том числе 448070 дел — мировым судьям, что составляет более 46 %, всего поступило дел об административных правонарушениях — 6604942, из которых на мировую юстицию пришлось 5766033 дела, что составляет свыше 87 %. [5.]
В Республике Тыва деятельность мировых судей регламентирована Конституционным законом Республики Тыва от 4 ноября 1999 № 363 «О мировых судьях в Республике Тыва» (далее — Конституционный закон «О мировых судьях в Республике Тыва»). Важно отметить, что принятию Конституционного закона «О мировых судьях в Республике Тыва» предшествовала большая подготовительная и законодательная деятельность, суть которой заключалась в том, что органам исполнительной власти Республики, судейскому сообществу пришлось буквально по одной единице добиваться создания судебных участков и должностей мировых судей с учетом географических и демографических особенностей Республики, на территории которой имеются труднодоступные места.
В настоящее время на территории Республики Тыва в соответствии с Федеральным законом «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря 1999 г. № 218 осуществляют судопроизводство 23 судебных участков мировых судей: 15 — в муниципальных образованиях, 8 — в г. Кызыл. [6.] Несмотря на увеличение количества судебных участков и должностей мировых судей, остается актуальным вопрос об их большой нагрузке по рассмотрению дел.
Согласно аналитическим материалам Управления Судебного департамента в Республике Тыва за 2018 год:
− поступило на рассмотрение 1831 уголовное дело, что на 8,7 % больше, чем за аналогичный период 2017 года (1685 дел);
− принято к производству 54193 гражданских и административных дел, что на 38,5 % больше, чем за 2017 год (39128);
− рассмотрено 14744 дела об административных правонарушениях, что на 13,5 % меньше, чем за 2017 год — 17048 дел.
Относительный показатель по рассмотрению: уголовных дел — 7,99 на одного судью в месяц, что на 0,3 больше, чем в 2017 году (7,7); гражданских и административных дел — 235,2 на одного судью в месяц, что на 57,7 больше, чем в 2017 году (177,5). дел об административных правонарушениях — 64,1 на одного судью в месяц, что на 13,4 меньше, чем в 2017 году (77,5).
Согласно анализу статистической отчетности Управления Судебного департамента в Республике Тыва за 2018 год наиболее загруженными являются судебные участки Улуг-Хемского, Кызылского, Барун-Хемчикского, Дзун-Хемчикского районов.
Так, например, Улуг-Хемский судебный участок рассмотрел за 2018 год — 176 уголовных дел, что по сравнению с уголовными делами, рассмотренными Эрзинским судебным участком в 4 раза больше.
Лидером по количеству рассмотренных гражданских и административных дел по первой инстанции в 2018 году является судебный участок мирового судьи Кызылского кожууна, рассмотревший 5451 дело, что в 9 раз больше количества гражданских и административных дел Тоджинского кожууна (584). [7.]
Неравномерные нагрузки у мировых судей и на судебных участках Республики Тыва являются недопустимыми, поскольку возникает цепь негативных последствий: во-первых, нарушается принцип справедливости в осуществлении мировыми судьями своей профессиональной деятельности; во-вторых, неравномерная нагрузка препятствует эффективному и рациональному использованию корпуса мировых судей; но самое главное — высокая нагрузка судей и работников их аппарата приводит к снижению качества рассмотрения дел, удлиняются сроки рассмотрения, то есть нарушаются права граждан.
В целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в 2013 году введена в статью 5 Закона «О мировых судьях в Республике Тыва» часть 4, согласно которой если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, председатель районного суда вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района. [8.]
Однако, как показывает судебная статистика, остаются ситуация с загруженностью некоторых судебных участков остается прежней, а вышеуказанная норма совершенно не действует на территории Республики Тыва.
Таким образом, представляется целесообразным разработать и закрепить на федеральном уровне нормативы, которые будут закреплять необходимость в увеличении количества судей и судебных участков в субъектах РФ. Таким образом, будет обеспечено гарантированное законом право граждан на судебную защиту в установленные сроком сроки.
Еще одной актуальной проблемой мировой юстиции в Республике Тыва является приближение уровня организационно-правового положения, материально-технического и иного обеспечения судебных участков мировых судей к уровню федеральных судов. В связи с этим обращают на себя внимание положения Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» (далее — Программа), утвержденной Постановлением Правительства РФ. [9.]
В результате ее реализации предполагается «значительное повышение качества правосудия и эффективности рассмотрения судебных споров, обеспечение доступности и открытости правосудия, формирование стабильной и единообразной судебной практики, повышение авторитета судебной власти, создание условий для конкурентоспособности российской судебной системы в международном сообществе, обеспечение независимости судебной системы... повышение качества исполнения судебных актов»....
Однако, несмотря на название Программы, к мировой юстиции она отношения практически не имеет. Все предусмотренные в ней мероприятия относятся к федеральным судам. Как следствие, возникает вопрос, можно ли добиться реализации целей Программы без института мировых судей, усилиями которых рассматривается около 70 % всех судебных дел. Для нас ответ отрицательный. Представляется, что такое отношение вызывает возражения, хотя позицию Правительства РФ нетрудно предположить. Логика такова: мировые судьи относятся к судам субъектов и их развитие — дело регионов. Однако столь же хорошо известно, что финансово-экономическое положение регионов разное, большинство из них являются дотационными. Соответственно, разнятся и возможности субъектов развивать мировую юстицию. В результате получается, что мировые судьи в разных регионах находятся в разных условиях, включая их материально-техническую составляющую.
Так, например, обеспеченность мировых судей и работников аппарата мировых судей Республики Тыва помещениями, отвечающими требованиям по статусу, площади, санитарно-бытовым условиям оставляет желать лучшего. Как отмечает заместитель председателя Верховного Суда Республики Тыва А. А. Салчак, вначале при формировании корпуса мировых судей, как и в других субъектах Российской Федерации, в Тыве практика была направлена на размещение судебных участков в зданиях районных судов. Но в скором времени, когда обращения граждан за осуществлением правосудия к мировым судьям стало неуклонно возрастать, потребовалось предоставление отдельных помещений. В настоящее время вопрос разрешается путем аренды опять же не отдельных, а приспособленных помещений в зданиях администраций кожуунов Республики. [10.]
В связи с изложенным представляется целесообразным в целевой Программе предусмотреть мероприятия, связанные с развитием мировой юстиции. Это в полной мере согласуется с «буквой и духом» Конституции РФ о том, что все судьи содержатся за счет федерального бюджета, включая мировых судей. [11.] Соответственно, логичным будет утверждение и о том, что федеральные программы развития судебной системы должны касаться и мировой юстиции.
Еще в 2008 году в своем послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Д. А. Медведев среди других новаций по формированию судебной системы поручил подготовить заключение о возможности передачи на федеральный уровень вопросов деятельности мировых судей. Решение этой задачи, несмотря на дополнительные расходы федерального бюджета, имело бы свои положительные стороны в осуществлении правосудия в субъектах Российской Федерации. Однако решение данного вопроса о передаче на федеральный уровень мировых судей субъектов Федерации остается до сих пор не решенным.
Реализация всех перечисленных выше мер позволит, на наш взгляд, существенно повысить авторитет и результативность деятельности мировой юстиции, повысит уровень доступности и эффективность правосудия, благоприятно скажется на повышении степени доверия населения к судебной власти. Вместе с тем многие из приведенных положений не бесспорны, они не носят исчерпывающего характера, нуждаются в обобщении имеющейся практики и дальнейших научных разработках.
Литература:
- «Организация и деятельность судов общей юрисдикции: новеллы и перспективы: Монография» (Гравина А. А., Кашепов В. П., Макарова О. В. и др.) (отв. ред. В. П. Кашепов) («ИЗиСП», «КОНТРАКТ», 2016) [Электронный ресурс]//КонсультантПлюс: справочная правовая система. — Версия Проф., сетевая. — Электронные данные. — М, 2019 г. — Доступ из локальной сети Науч. Библ-ки Том. гос. Ун-та.
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) [Электронный ресурс]//КонсультантПлюс: справочная правовая система. — Версия Проф., сетевая. — Электронные данные. — М, 2019 г. — Доступ из локальной сети Науч. Библ-ки Том. гос. Ун-та.
- Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О мировых судьях в Российской Федерации» [Электронный ресурс]//КонсультантПлюс: справочная правовая система. — Версия Проф., сетевая. — Электронные данные. — М, 2019 г. — Доступ из локальной сети Науч. Библ-ки Том. гос. Ун-та.
- Статья: Мировая юстиция: некоторые проблемы судопроизводства и пути их решения (Цыреторов А. И.) («Мировой судья», 2016, N 8) [Электронный ресурс]//КонсультантПлюс: справочная правовая система. — Версия Проф., сетевая. — Электронные данные. — М, 2019 г. — Доступ из локальной сети Науч. Библ-ки Том. гос. Ун-та.
- Основные статистические показатели деятельности судов общей юрисдикции за 2015 год // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3383 (дата обращения 30.05.2019)
- Федеральный закон от 29.12.1999 N 218-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» [Электронный ресурс]//КонсультантПлюс: справочная правовая система. — Версия Проф., сетевая. — Электронные данные. — М, 2019 г. — Доступ из локальной сети Науч. Библ-ки Том. гос. Ун-та.
- Статистические отчеты о деятельности районных (городского) судов и мировых судей Республики Тыва за 2018 год // Официальный сайт Управления Судебного департамента в Республике Тыва. URL: http://usd.tva.sudrf.ru/modules.php?name=stat&id=4712 (дата обращения 30.05.2019)
- Конституционный закон Республики Тыва от 04.11.1999 N 363 (ред. от 15.06.2017) «О мировых судьях в Республике Тыва» (принят ВХ РТ 28.09.1999) [Электронный ресурс]//КонсультантПлюс: справочная правовая система. — Версия Проф., сетевая. — Электронные данные. — М, 2019 г. — Доступ из локальной сети Науч. Библ-ки Том. гос. Ун-та
- Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 (ред. от 24.12.2018) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» [Электронный ресурс]//КонсультантПлюс: справочная правовая система. — Версия Проф., сетевая. — Электронные данные. — М, 2019 г. — Доступ из локальной сети Науч. Библ-ки Том. гос. Ун-та.
- Статья: Мировая юстиция в Республике Тыва (проблемы законодательного регулирования деятельности мировых судей) (Салчак А. А.) («Мировой судья», 2010, N 12) [Электронный ресурс]//КонсультантПлюс: справочная правовая система. — Версия Проф., сетевая. — Электронные данные. — М, 2019 г. — Доступ из локальной сети Науч. Библ-ки Том. гос. Ун-та.
- Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. по результатам всеобщего голосования. [Электронный ресурс]//КонсультантПлюс: справочная правовая система. — Версия Проф., сетевая. — Электронные данные. — М, 2018 г. — Доступ из локальной сети Науч. Библ-ки Том. гос. Ун-та.