Прокурорский надзор за исполнением закона при принятии следователем решения об отказе в возбуждении уголовного дела | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.11.2023

Статья просмотрена: 519 раз

Библиографическое описание:

Рогачева, В. Н. Прокурорский надзор за исполнением закона при принятии следователем решения об отказе в возбуждении уголовного дела / В. Н. Рогачева, И. С. Кожич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 287-289. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107847/ (дата обращения: 19.10.2024).



Прокурорский надзор является важной составляющей правоохранительной системы и играет ключевую роль в обеспечении исполнения закона. В статье рассматриваются вопросы, подлежащие выяснению прокурором при проверке принятия следователем решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Предметом исследования выступили положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2021 № 544 (ред. от 22.02.2023) «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».

Ключевые слова: прокурорский надзор, прокурор, предварительное следствие, возбуждение уголовного дела, свобода человека.

В системе государственной власти прокуратура Российской Федерации занимает особое положение, и в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 24.07.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре), представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих наряду с другими функциями, прежде всего, надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о прокуратуре, органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации. Это требуется для обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, органы прокуратуры также обеспечивают защиту интересов общества и государства, которые законом признаны охраняемыми [1].

Прокурорский надзор играет важную роль в обеспечении законности. Компетенция прокурора включает также соблюдение уголовно-процессуального законодательства иными лицами уголовного процесса. Одной из его основных обязанностей является надзор за законностью и обоснованностью принятых следователем решений. Это включает в себя и отказ в возбуждении уголовного дела. Прокуратура, как надзорный орган, следит за тем, чтобы следователь правильно и обоснованно принимал решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Это важно для обеспечения справедливости и законности в уголовном процессе.

Процессуальная деятельность прокурора и следователя на любой стадии уголовного процесса регулируется Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (далее — УПК РФ).

Согласно пункту 5.1 части 2 статьи 37 УПК РФ, прокурор в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела и принимать решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством [2].

Прокурорский надзор в данном случае осуществляется на основе нормативно-правовых актов, таких как УПК РФ и Закон о прокуратуре.

Важным документом также является Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2021 № 544 (ред. от 22.02.2023) «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» (далее — Приказ Генпрокурора РФ от 17.09.2021 № 544), который регулирует прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, в том числе при принятии следователем решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

В соответствии с пунктом 1.3 Приказа Генпрокурора РФ от 17.09.2021 № 544 прокурор обязан обеспечить проверку законности и обоснованности всех процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела [3].

Соответственно можно выделить следующие вопросы, подлежащие выяснению при проведении проверки в принятии следователем решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Во-первых, при проверке прокурору необходимо провести тщательную проверку законности принятого решения. Это означает, что прокурор должен убедиться в соблюдении соответствующих статей уголовно-процессуального законодательства и выполнении их требований. К примеру, прокурор должен проверить соблюдение сроков рассмотрения сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях.

Во-вторых, в дополнение к проверке законности, прокурор должен провести проверку обоснованности принятого решения. Для этого прокурор должен основательно изучить представленные материалы и проанализировать наличие или отсутствие достаточных оснований для отказа следователем в возбуждении уголовного дела. Важно, чтобы прокурор не только проверил фактическую обоснованность решения, но и выявил возможное присутствие скрытых мотивов в принятом решении.

В целом, процесс проверки прокурором законности и обоснованности решения является ключевым в обеспечении правопорядка и справедливости в обществе. Грамотное и основательное проведение такой проверки позволяет гарантировать достойную защиту прав и интересов всех сторон, а также укрепление веры граждан в систему правосудия.

Однако на практике часто возникают ситуации, когда решение об отказе в возбуждении уголовного дела принимается преждевременно и без проведения всех необходимых проверочных действий. Зачастую такие решения органы предварительного следствия могут принимать по основаниям, которые не находят подтверждения в материалах доследственных проверок. Подобные действия обусловлены желанием следователей и вышестоящего руководства снизить объем работы, необоснованно повышая показатели и создавая видимость ее эффективности.

Мы считаем, что подобные действия приводят к нарушению прав и свобод потерпевшего, а также снижают помощь, оказываемую государством, в связи с чем подрывается авторитет правоохранительных органов как гаранта соблюдения и защиты прав граждан. В этом контексте, стоит отметить еще и третий вопрос, который должен быть исследован прокурором во время проверки — соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

При анализе третьего вопроса, прокурору важно осуществлять проверку того, было ли уделено должное внимание гарантиям, предоставляемым участникам уголовного судопроизводства, среди которых следует выделить защиту их прав и свобод, закрепленных на конституционном уровне.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что уголовно-процессуальным законодательством закреплено право прокурора на отмену постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Свое отражение данное право находит в части 6 статьи 148 УПК РФ. В силу положений указанной статьи, прокурор, признав отказ органов предварительного следствия в возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным, выносит мотивированное постановление, в котором указываются конкретные обстоятельства, требующие дополнительной проверки. Затем это решение вместе с необходимыми материалами незамедлительно направляется руководителю следственного органа. Указанное решение прокурор выносит в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении.

В заключении, практическое значение прокурорского надзора заключается в обеспечении законности и защите прав и свобод человека в ходе предварительного следствия. Прокурорский надзор является важным инструментом контроля за органами предварительного следствия и предотвращения возможных нарушений, включая незаконное вынесение постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, которые могут быть вынесены вследствие недостаточной доследственной проверки, в связи с чем нарушаются гарантированные законом права и свободы граждан. В ходе нашего исследования также были выделены основные нормативно-правовые акты и положения, которые регулируют прокурорский надзор в отношении решений следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, а именно: Закон о прокуратуре (статья 1), УПК РФ (пункт 5.1 часть 2 статья 37; часть 6 статья 148). Дополнительно, важным нормативным актом является Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2021 № 544, в котором содержится положение о порядке осуществления прокурорского надзора.

Таким образом, в целом, прокурорский надзор играет важную роль в обеспечении законности и защите прав граждан в ходе предварительного следствия. Наличие нормативно-правовых актов и положений, регулирующих прокурорский надзор, позволяет эффективно контролировать действия органов предварительного следствия и принимать меры по недопущению нарушений при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Литература:

  1. «О прокуратуре Российской Федерации»: федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. № 47. Ст. 4472.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. 24.12. 2001. № 52 (ч.1). Ст. 4921.
  3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2021 № 544 (ред. от 22.02.2023) «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): возбуждение уголовного дела, прокурорский надзор, Российская Федерация, предварительное следствие, прокурор, РФ, свобода человека, отказ, уголовно-процессуальное законодательство, Генеральный прокурор.


Похожие статьи

Защита прав и свобод человека и гражданина на стадии возбуждения уголовного дела при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия

Статья посвящена актуальным проблемам участия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела.

Особенности и некоторые проблемные вопросы правового регулирования прокурорского надзора на предварительном следствии

В статье рассматриваются особенности правового регулирования прокурорского надзора на стадии предварительного расследования в формах предварительного следствия и дознания. Отмечена разница в перечне полномочий работников органов прокуратуры при осуще...

Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Современный этап развития России характеризуется интенсивными преобразованиями системы уголовной юстиции. Серьезные изменения происходят и в сфере регулирования уголовного судопроизводства, в том числе в части регламентации досудебного производства. ...

Проблемы определения пределов прокурорского надзора на стадии предварительного следствия

Предметом исследования является осуществление прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Актуальность работы заключается в том, что на данный момент существуют проблемные моменты, которые связаны с ...

Проблема установления оптимального объема полномочий прокурора при осуществлении прокурорского надзора на предварительном следствии

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема, связанная с деятельностью прокуратуры Российской Федерации при надзоре за органами предварительного следствия и дознания на стадии предварительного расследования. Выявляется некоторые ...

Новеллы законодательства, регулирующего прокурорский надзор в сфере исполнительного производства

В статье рассматриваются законодательные нововведения, возникшие в связи с изданием нового Указания Генеральной прокуратуры РФ от 19 сентября 2022 г. № 521/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами». Выделяют...

Основания и причины отказа прокурора от поддержания государственного обвинения

Актуальность выбранной темы обусловлена особой правозащитной ролью в уголовном процессе должностных лиц органов прокуратуры, деятельность которых направлена не только на привлечение виновного лица к уголовной ответственности, но и на охрану и защиты ...

Проблемные аспекты реализации полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

В данной статье рассмотрены полномочия прокурора а, также некоторые проблемы их реализации в стадии возбуждения уголовного дела. Обосновывается необходимость законодательно закрепить в Уголовно-процессуальном кодексе такие права, которые действительн...

Актуальные проблемы участия прокурора в уголовном судопроизводстве

В данной статье рассматриваются основные функции прокурора в уголовном судопроизводстве и приводится анализ вытекающих из этих полномочий проблем и противоречий действующего уголовно-процессуального законодательства.

Сущность и специфика прокурорского надзора за процессуальной деятельностью дознавателей

Многочисленные выявленные нарушения позволяют сказать, что в современный период времени в Российской Федерации состояние законности в области прокурорского надзора за процессуальной деятельностью дознавателей не отвечает предъявляемым требованиям. Эф...

Похожие статьи

Защита прав и свобод человека и гражданина на стадии возбуждения уголовного дела при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия

Статья посвящена актуальным проблемам участия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела.

Особенности и некоторые проблемные вопросы правового регулирования прокурорского надзора на предварительном следствии

В статье рассматриваются особенности правового регулирования прокурорского надзора на стадии предварительного расследования в формах предварительного следствия и дознания. Отмечена разница в перечне полномочий работников органов прокуратуры при осуще...

Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Современный этап развития России характеризуется интенсивными преобразованиями системы уголовной юстиции. Серьезные изменения происходят и в сфере регулирования уголовного судопроизводства, в том числе в части регламентации досудебного производства. ...

Проблемы определения пределов прокурорского надзора на стадии предварительного следствия

Предметом исследования является осуществление прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Актуальность работы заключается в том, что на данный момент существуют проблемные моменты, которые связаны с ...

Проблема установления оптимального объема полномочий прокурора при осуществлении прокурорского надзора на предварительном следствии

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема, связанная с деятельностью прокуратуры Российской Федерации при надзоре за органами предварительного следствия и дознания на стадии предварительного расследования. Выявляется некоторые ...

Новеллы законодательства, регулирующего прокурорский надзор в сфере исполнительного производства

В статье рассматриваются законодательные нововведения, возникшие в связи с изданием нового Указания Генеральной прокуратуры РФ от 19 сентября 2022 г. № 521/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами». Выделяют...

Основания и причины отказа прокурора от поддержания государственного обвинения

Актуальность выбранной темы обусловлена особой правозащитной ролью в уголовном процессе должностных лиц органов прокуратуры, деятельность которых направлена не только на привлечение виновного лица к уголовной ответственности, но и на охрану и защиты ...

Проблемные аспекты реализации полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

В данной статье рассмотрены полномочия прокурора а, также некоторые проблемы их реализации в стадии возбуждения уголовного дела. Обосновывается необходимость законодательно закрепить в Уголовно-процессуальном кодексе такие права, которые действительн...

Актуальные проблемы участия прокурора в уголовном судопроизводстве

В данной статье рассматриваются основные функции прокурора в уголовном судопроизводстве и приводится анализ вытекающих из этих полномочий проблем и противоречий действующего уголовно-процессуального законодательства.

Сущность и специфика прокурорского надзора за процессуальной деятельностью дознавателей

Многочисленные выявленные нарушения позволяют сказать, что в современный период времени в Российской Федерации состояние законности в области прокурорского надзора за процессуальной деятельностью дознавателей не отвечает предъявляемым требованиям. Эф...

Задать вопрос