Надзор прокурора за исполнением закона при приеме и проверке сообщения о преступлении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 03.03.2023

Статья просмотрена: 1294 раза

Библиографическое описание:

Нарзяева, Я. Н. Надзор прокурора за исполнением закона при приеме и проверке сообщения о преступлении / Я. Н. Нарзяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 284-287. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100504/ (дата обращения: 19.10.2024).



В настоящей статье раскрываются проблемы прокурорского надзора при принятии сообщения о готовящемся или совершенном преступлении. На основании выявленных проблем, автором приводятся рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: сообщение о преступлении, прокурорский надзор, возбуждение уголовного дела, следователь, регистрация заявления.

This article reveals the problems of prosecutorial supervision when accepting a message about an upcoming or committed crime. Based on the identified problems, the author provides recommendations for their elimination.

Keywords: crime report, prosecutor's supervision, initiation of a criminal case, investigator, registration of an application.

Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ [1] «дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции... принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения».

В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России, СК России, ФСКН России, ФТС России, ФСИИ России, Минобороны России, ФССП России, МЧС России от 26.03.2014 г. № 147/209/187/23/119/596/149/196/110/154 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях» [2] прокуроры всех уровней обязаны организовать регистрацию и постоянно проводить единый учет поступивших в органы прокуратуры копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и материалов проверок сообщений о преступлениях.

Обязанность решения прокурорами задач надзора за соблюдением закона при приме и регистрации сообщений о преступлении установлена также в приказах Генерального прокурора РФ от 19.01.2022 г. № 11 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» [3], от 17.09.2021 г. № 544 № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия» [4].

В целях повышения эффективности правоохранительной деятельности и предотвращения сокрытия преступлений от учета был разработан и принят Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 487-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре» [5].

Объектами прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации, разрешении сообщений о преступлениях являются оцениваемые прокурорами с точки зрения соответствия закону действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, дознание и предварительное следствие. При этом исследуется и оценивается содержание проверочных действий по таким сообщениям, а также законность, обоснованность и мотивированность принятых по их результатам процессуальных решений: а) о возбуждении уголовного дела; б) об отказе в возбуждении уголовного дела; в) о передаче сообщения о преступления по подследственности.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ не раскрывается понятие сообщения о преступлении, что способствует различному толкованию данного термина.

Поддерживая позицию сторонников сохранения стадии доследственной проверки [6, с. 13], отметим необходимость дальнейшего законодательного реформирования порядка проверки сообщения о преступлении, а также рассмотрения актуальных вопросов следственной практики, ведомственного процессуального контроля и прокурорского надзора на этой стадии уголовного судопроизводства.

Как считает Г. Г. Анисимов «Основным методом осуществления прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях является проверка» [7, с. 17].

Проверка сообщения о преступлении состоит из следующих элементов: прием и регистрация заявления о преступлении, проведение проверки информации, указанной в сообщении о преступлении. Заключительным этапом рассмотрения сообщения о преступлении является оценка полученных в ходе проверки сведений.

Рассматривая вопросы проверки сообщения о преступлении, в первую очередь необходимо в полном объеме исследовать процесс его принятия и регистрации.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [8] обеспечение соблюдения законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях — один из элементов предмета прокурорского надзора за деятельностью органов, осуществляющих ОРД, предварительное следствие и дознание. Надзорная деятельность прокурора на данном участке занимает важное место в системе правовых средств обеспечения законности в деятельности названных органов.

Результатом анализа материалов по сообщению о преступлении является проверка законности и обоснованности решения, принятого в соответствии со ст. ст. 145, 146, 148 УПК РФ органом дознания или предварительного следствия на стадии возбуждения уголовного дела.

В случае незаконного отказа в приеме сообщений о преступлении, а также в случае укрытия их от учета нарушаются права граждан, гарантированные конституционными нормами, заключающиеся в судебной защите. Поэтому прокуроры обязаны проверять: своевременность приема и регистрации поступивших от них заявлений; вручение заявителю талона-уведомления о принятии заявления; разъяснение им их прав: своевременное уведомление о результатах проверки; разъяснение порядка обжалования принятого по ее результатам решения; законность и обоснованность их жалоб в связи с несогласием с принятым решением.

Проведя проверку, прокурор отражает результаты проверки в справках о проверке, а также принимает акты прокурорского реагирования на нарушения законов, которые были выявлены прокурором в ходе проведения прокурорской проверки.

Акты прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях представляют собой процессуальные документы, содержащие:

1) результаты изучения и оценки прокурорами законности и обоснованности постановлений дознавателей и следователей о возбуждении уголовных дел, об отказе в их возбуждении, о направлении сообщений о преступлениях по подследственности;

2) решения, принятые прокурором по результатам этой оценки.

При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, прокурор должен добиваться незамедлительного возбуждения уголовного дела, применяя весь арсенал известных средств прокурорского реагирования.

Необходимо отметить, что если постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было в дальнейшем отменено прокурором, то данное постановление прокурора можно считать отдельным поводом для возбуждения уголовного дела. Данный повод можно рассматривать как один из видов сообщения о преступлении, полученное из иных источников.

Следует предусмотреть в ч. 2 ст. 37 «Прокурор» УПК РФ право прокурора производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству.

В настоящее время ч. 6 ст. 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации закреплено право прокурора отменить незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем или органом дознания и возвратить материалы проверки в орган, осуществляющий расследование в целях проведения дополнительной проверки.

В тоже время следует отметить, что по итогам дополнительной проверки достаточно часто принимаются повторные решения также об отказе в возбуждении уголовного дела.

Реализация права прокурора на отмену постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не является гарантией того, что по материалу через некоторое время, после проведения проверки следователем не будет опять принято такое же решение.

В настоящее время ни в УПК РФ, ни в законе о прокуратуре не предусмотрено в качестве акта прокурорского реагирования требование прокурора, что может создавать трудности в правоприменительной деятельности.

Применяя данный акт, прокурор ссылается на ст. 37 УПК РФ. Он вправе требовать устранения выявленных нарушений закона, но в УПК РФ не установлены форма, структура, сроки рассмотрения и исполнения требования прокурора.

Следует дополнить Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» нормами, предусматривающими полномочия прокурора, направленными на повышение учетно-регистрационной дисциплины.

Незаконный и необоснованный отказ в приеме от граждан и организаций заявлений о преступлениях, укрытие сообщений о них от учета, волокита при проведении проверок является прямым нарушением конституционного права пострадавших от преступлений на судебную защиту и доступ к правосудию. При этом в УПК РФ не раскрывается понятие укрытия преступления.

Необходимо закрепить в ч. 3 ст. 38 «Следователь» УПК РФ следующие положения: «В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который вправе обратиться в суд с жалобой на требования прокурора».

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.
  2. Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях: Приказ от 26.03.2014 № 147/209/187/23/119/596/149/196/110/154 // Российская газета. 2014. 13 августа.
  3. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания: Приказ Генерального прокурора РФ от 19.01.2022 № 11 // Законность. 2022. № 4.
  4. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2021 № 544. // Законность. 2021. № 12.
  5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре: Федеральный закон от 27.12.2019 № 487-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 2019. № 52 (часть I), Ст. 7805.
  6. Федоров А. В. Нужна ли российскому уголовному процессу стадия возбуждения уголовного дела? / А. В. Федоров — Текст: непосредственный // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. — 2017. — № 1. — С. 13–17.
  7. Анисимов, Г. Г. Надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, разрешении сообщений о преступлениях и рассмотрении обращений и жалоб в органах ФСБ / Г. Г. Анисимов. — Текст: непосредственный // Законность. — 2017. — № 7. — С. 17–22.
  8. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 18 февраля.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, возбуждение уголовного дела, преступление, РФ, предварительное следствие, разрешение сообщений, прокурор, Россия, прокурорское реагирование, Российская Федерация.


Похожие статьи

Проблемы осуществления полномочий прокурора по надзору за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях

В статье анализируются актуальные проблемы осуществления полномочий прокурора по надзору за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Отдельные проблемы ведомственного контроля за приемом, регистрацией и проверкой сообщений о преступлениях

В статье автор при использовании сравнительно правового метода и метода системного анализа выявляет недостатки в правовом регулировании ведомственного контроля за приемом, регистрацией и проверкой сообщений о преступлениях, в частности отсутствие для...

Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона

В статье рассматривается предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона, его определение, характерные черты, сроки рассмотрения. Были выделены и проанализированы проблемы, которые возникают при применении представления как акта прокурорс...

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

В статье рассматриваются особенности реализации прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов на предмет обеспечения законности и недопущения нарушения прав граждан. Обозначены принципиальные особенности прокурорского надзора согласно ука...

Об участии прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях

В данной статье анализируется процессуальная позиция прокурора в административном судопроизводстве. Актуальность рассматриваемой темы заключается в неоднозначности позиции прокурора, которая закреплена в действующем законодательстве в связи с огранич...

Апелляционное представление как процессуальный ненадзорный акт, применяемый прокурором, участвующим при рассмотрении судами уголовных дел

В статье рассматривается прокурор как участник уголовного процесса, его процессуальное положение, полномочия на досудебной и судебной стадии судопроизводства, а также его роль. Раскрывается процесс обжалования прокурором решений суда первой инстанции...

Прокурорский надзор за исполнением закона при принятии следователем решения об отказе в возбуждении уголовного дела

Прокурорский надзор является важной составляющей правоохранительной системы и играет ключевую роль в обеспечении исполнения закона. В статье рассматриваются вопросы, подлежащие выяснению прокурором при проверке принятия следователем решения об отказе...

Предостережение о недопустимости нарушения закона как главный профилактический акт прокурора

В данной статье рассматриваются основные направления деятельности органов прокуратуры, применения акта прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

К вопросу о процессуальной роли прокурора в рассмотрении отдельных категорий гражданских дел (на примере трудовых споров)

Прокурор, в соответствии с нормами федерального законодательства, а также отдельным приказом Генеральной Прокуратуры РФ — обязательный субъект в рассмотрении гражданских дел о восстановлении на работе. Он вступает в процесс на любой его стадии, и дае...

Проблемы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие, при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении

В статье автор анализирует существующие проблемы в сфере прокурорского надзора и предлагает пути их решения. Это позволит повысить эффективность работы органов предварительного следствия и укрепить законность в процессуальной деятельности.

Похожие статьи

Проблемы осуществления полномочий прокурора по надзору за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях

В статье анализируются актуальные проблемы осуществления полномочий прокурора по надзору за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Отдельные проблемы ведомственного контроля за приемом, регистрацией и проверкой сообщений о преступлениях

В статье автор при использовании сравнительно правового метода и метода системного анализа выявляет недостатки в правовом регулировании ведомственного контроля за приемом, регистрацией и проверкой сообщений о преступлениях, в частности отсутствие для...

Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона

В статье рассматривается предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона, его определение, характерные черты, сроки рассмотрения. Были выделены и проанализированы проблемы, которые возникают при применении представления как акта прокурорс...

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

В статье рассматриваются особенности реализации прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов на предмет обеспечения законности и недопущения нарушения прав граждан. Обозначены принципиальные особенности прокурорского надзора согласно ука...

Об участии прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях

В данной статье анализируется процессуальная позиция прокурора в административном судопроизводстве. Актуальность рассматриваемой темы заключается в неоднозначности позиции прокурора, которая закреплена в действующем законодательстве в связи с огранич...

Апелляционное представление как процессуальный ненадзорный акт, применяемый прокурором, участвующим при рассмотрении судами уголовных дел

В статье рассматривается прокурор как участник уголовного процесса, его процессуальное положение, полномочия на досудебной и судебной стадии судопроизводства, а также его роль. Раскрывается процесс обжалования прокурором решений суда первой инстанции...

Прокурорский надзор за исполнением закона при принятии следователем решения об отказе в возбуждении уголовного дела

Прокурорский надзор является важной составляющей правоохранительной системы и играет ключевую роль в обеспечении исполнения закона. В статье рассматриваются вопросы, подлежащие выяснению прокурором при проверке принятия следователем решения об отказе...

Предостережение о недопустимости нарушения закона как главный профилактический акт прокурора

В данной статье рассматриваются основные направления деятельности органов прокуратуры, применения акта прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

К вопросу о процессуальной роли прокурора в рассмотрении отдельных категорий гражданских дел (на примере трудовых споров)

Прокурор, в соответствии с нормами федерального законодательства, а также отдельным приказом Генеральной Прокуратуры РФ — обязательный субъект в рассмотрении гражданских дел о восстановлении на работе. Он вступает в процесс на любой его стадии, и дае...

Проблемы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие, при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении

В статье автор анализирует существующие проблемы в сфере прокурорского надзора и предлагает пути их решения. Это позволит повысить эффективность работы органов предварительного следствия и укрепить законность в процессуальной деятельности.

Задать вопрос