В данной статье автором рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания на стадии регистрации, рассмотрения и разрешения сообщений и заявлений о преступлениях. Проанализированы такие проблемы, как недоверие общества к правоохранительным органам и укрытие преступлений от учета, а также предложены пути их решения.
Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, укрытие преступлений, преступление, прокурорский надзор, орган дознания, рассмотрение сообщений, учет.
Исследование проблем прокурорского надзора за органами дознания — это важная тема, требующая серьезного внимания в современном обществе. Соблюдение законности и защита прав граждан в процессе расследования преступлений — основополагающие принципы правового государства, и их нарушение может серьезно подорвать доверие граждан к правосудию. В последние годы увеличивается число случаев нарушений прав граждан на досудебной стадии уголовного процесса, а именно на моменте регистрации, разрешения и рассмотрения сообщений и заявлений о преступлениях, что свидетельствует о необходимости усиления надзора со стороны прокуратуры.
Важнейшей проблемой в рассматриваемой сфере прокурорского надзора является проблема недоверия граждан к правоохранительным органам. В 2017 году Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос. В ходе него выяснилось, что 49 % пострадавших от преступлений не обращались за помощью в правоохранительные органы, в частности органы дознания, по причине убеждения, что правоохранительные органы не способны помочь им. А 17 % из обратившихся к правоохранителям признались, что сотрудники органов дознания старались переубедить их в подаче заявления [1].
При этом индекс доверия к правоохранительным органам с 2017 по 2023 год вырос с 57 % до 66 %. То есть каждый год показатель повышается в среднем на 1,3 %, что является неплохим, но и недостаточно эффективным приростом [2].
Проблема недоверия граждан к деятельности правоохранительных органов по сей день остается актуальной. Поэтому прокуроры уделяют особое внимание стадии приема, регистрации и разрешении сообщений и заявлений о преступлениях органами дознания.
Согласно статистическим данным о результатах деятельности прокуратуры за 2022 год, прокурорами при осуществлении надзора за данной стадией выявлено 3 417 399 нарушения закона, то есть на 1,4 % меньше, чем в 2021 году. От общего числа нарушений, нарушения в части регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях превышали 64 % [3].
Необходимо упомянуть об удельном весе уголовных дел, возбужденных по результатам отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, который составил 4,5 % в 2021 году и 4,6 % в 2022 году от числа нарушений при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении, иными словами несмотря на упорную работу прокуратуры по реагированию на подобные нарушения, в большинстве случаев (свыше 95 %) уголовные дела в результате не возбуждаются.
Такая ситуация активно поддается обсуждению в научно-правовом пространстве.
При этом авторам большинства исследований в данной области, например Коломеец Е. В., представляется очевидным, что «обеспечить своевременное возбуждение уголовного дела в указанных случаях возможно только путем представления прокурору утраченного им права возбуждать уголовные дела в случае отмены незаконных или необоснованных постановлений об отказе в их возбуждении» [4].
Следующей актуальной проблемой выступает незаконный отказ в возбуждении уголовного дела, поскольку он является общераспространенным способом укрытия преступлений от учета.
Данный факт подтверждается тем, что органами прокуратуры в 2022 году было выявлено 182 512 укрытых преступлений. Всего прокурорами в 2022 году было отменено более 1 400 000 незаконных и необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел [5].
В то же время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение понятия «укрытие преступлений от учета». Саранова Ю. А. и Хармаев Ю. В. указывают, что «единственным нормативным правовым актом, в котором содержится упоминание об этом, является Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденное совместным Приказом о едином учете преступлений от 29.12.2005 года» [6].
Согласно п. 2.9 Положения преступление является укрытым от учета, если сведения о нем не отражены в учетных документах либо не включены в государственную статистическую отчетность. Преступление также считается укрытым от учета, если по факту его совершения, несмотря на наличие установленных ст. 140 УПК РФ поводов и оснований, не было принято в установленные законом сроки процессуальное решение — вынесение постановления о возбуждении уголовного дела или отказ в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям либо если по факту его совершения было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое впоследствии было отменено прокурором с одновременным возбуждением уголовного дела, а производство по этому уголовному делу в течение отчетного года было окончено и дело направлено в суд или производство по делу приостановлено по пп. 1, 2, 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, либо прекращено по нереабилитирующим основаниям. [7].
На данный момент указанное определение уже не является актуальным, поскольку не соответствует действующему уголовно-процессуальному законодательству.
По мнению Азарова А. В. и Константинова В. В., «определение, данное в Положении, лишь отчасти отражает содержание рассматриваемой категории» [8, с. 16]. Прушинский Д. И. и Тугутов Б. А. в дополнение указывают, что определение, данное в Положении, лишь отчасти отражает содержание рассматриваемой категории: «В нем не говорится, кто является субъектом укрытия преступлений, каков процессуальный механизм их укрытия, а также не определяется содержание самой деятельности по укрытию преступлений от учета» [5].
Кроме того, УПК РФ не содержит понятия «регистрации заявлений и сообщений о преступлениях», что является упущением, так как в данном случае имеет место говорить не только об укрытии сообщений о преступлениях от учета, но и об укрытии от регистрации таковых.
Для решения данной проблемы необходимо, во-первых, сформулировать унифицированное понятие «преступление, укрытое от учета», во-вторых, законодательно закрепить его в УПК РФ, в-третьих, разработать отдельные полномочия прокуроров в рассматриваемой сфере.
Таким образом, решение проанализированных проблем позволит усовершенствовать прокурорский надзор за исполнением законов при регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений и заявлений о преступлениях в органах дознания.
Литература:
- Пострадавшие от преступлений: в надежде на справедливость. — Текст: электронный // ВЦИОМ.РУ: [сайт]. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/postradavshie-ot-prestuplenij-v-nadezhde-na-spravedlivost (дата обращения: 22.04.2024).
- О результатах изучения общественного мнения о деятельности полиции Российской Федерации в 2023 году по данным ФГКУ «ВНИИ МВД России». — Текст: электронный // МВД.РФ: [сайт]. — URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/publicopinion (дата обращения: 22.04.2024).
- Результаты деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2022 года // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=85327980 (дата обращения: 22.04.2024).
- Коломеец, Е. В. Судебные решения об отказе в возбуждении уголовных дел в судебном порядке прокурорского расследования/ Е. В. Коломеец. — Текст: непосредственный // Сибирское юридическое обозрение. — 2018. — № 3. — С. 314–318.
- Прушинский, Д. И. Роль прокуратуры в борьбе с укрытием преступлений / Д. И. Прушинский, Б. А. Тугутов. — Текст: непосредственный // Законность. — 2019. — № 5. — С. 17–21.
- Саранова, Ю. А. К проблеме прокурорского надзора за исполнением органами дознания и предварительного следствия требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях / Ю. А. Саранова, Ю. В. Хармаев. — Текст: непосредственный // Пролог: журнал о праве. — 2020. — № 3(27). — С. 54–62.
- Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений: Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 (ред. от 15.10.2019). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57951 (дата обращения: 22.04.2024).
- Азаров А. В. Понятие укрытия сотрудниками органов внутренних дел преступлений от учета / А. В. Азаров, В. В. Константинов. — Текст: непосредственный // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2013. — № 4 (51). — С. 15–20.