В данной статье авторами исследуются отличия прокурорского надзора при регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений и заявлений о преступлениях в территориальных органах прокуратуры и в военных прокуратурах гарнизонов.
Ключевые слова: прокурорский надзор, Российская Федерация, предварительное следствие, орган дознания, разрешение сообщений, военная прокуратура, территориальная прокуратура.
Система прокуратуры Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов при регистрации, рассмотрении и принятии решений по сообщениям и заявлениям о преступлениях при проведении плановых проверок в правоохранительных органах.
Особое внимание уделено полномочиям соответствующих должностных лиц, обязательному порядку проверки сообщений СМИ, срокам регистрации и проверки сообщений, оценке достоверности документов и результатов проверок [1].
В случае выявления нарушений принимаются определенные меры, такие как отмена незаконного отказа от преследования и привлечение виновных к установленной законом ответственности.
В соответствии с действующим законодательством военные прокуроры обеспечивают законность в сфере обороны, защиту прав и свобод военнослужащих, надзор за исполнением приказов и распоряжений. Они также проводят проверки и выявляют нарушения военного законодательства.
По смыслу ст. 46 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» военные прокуратуры приравнены к территориальным прокуратурам [2].
В сфере правоохранительной деятельности прокурорский надзор, осуществляемый территориальными прокурорами и военными прокурорами гарнизонов в части регистрации и разрешении преступлений, имеет основное отличие:
— территориальная прокуратура осуществляет прокурорский надзор за органами предварительного следствия и дознания, действующими на территории соответствующего территориального образования, входящего в состав Российской Федерации;
— военные прокуратуры территориальных образований осуществляют прокурорский надзор за правоохранительными органами воинских частей, соединений, групп и гарнизонов.
Иными словами, основное отличие в рассматриваемом направлении надзора между территориальными прокуратурами и военными — это сфера правоотношений.
Поскольку организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и органах предварительного следствия в органах территориальных и военных прокуратур существенных отличий не имеет, стоит определить поднадзорные объекты в данной сфере надзора.
Дорофеева М. Г. писала: «Объектом прокурорского надзора будут являться государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять деятельность по приему, регистрации, рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях, выявлению и расследованию преступлений» [3].
По мнению Нарзяевой Я. Н., «объектами прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации, разрешении сообщений о преступлениях являются оцениваемые прокурорами с точки зрения соответствия закону действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие» [4].
Таким образом, в широком смысле объектом прокурорского надзора выступают органы, полномочные осуществлять регистрацию, рассмотрение и разрешение сообщений о преступлениях, а в узком — действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, дознание и предварительное следствие.
Петухов Н. А. отмечал: «Система органов предварительного расследования — органы предварительного следствия и органы дознания, уполномоченные осуществлять от имени государства уголовное преследование в форме предварительного следствия или дознания (в зависимости от тяжести совершенного преступления)» [5].
То есть к органам предварительного расследования относятся органы предварительного следствия и органы дознания.
Согласно ст. 38 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» систему военных следственных органов Следственного комитета составляют Главное военное следственное управление Следственного комитета, военные следственные управления Следственного комитета по военным округам, флотам и другие военные следственные управления Следственного комитета, приравненные к главным следственным управлениям и следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, военные следственные отделы по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета, приравненные к следственным отделам и следственным отделениям Следственного комитета по районам, городам [6].
Система Следственного комитета, поднадзорная территориальным прокуратурам указана в ст. 12 этого же федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:
1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) органы принудительного исполнения Российской Федерации;
3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы [7].
При этом прокурорский надзор за исполнением законов при регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений и заявлений о преступлениях начальниками органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирами воинских частей, соединений, начальниками военных учреждений и гарнизонов осуществляют только военные прокуроры. Остальные органы дознания относятся к компетенции территориальных прокуроров.
В то же время, оба вида надзора имеют следующие общие черты:
- Основная цель — защита прав и свобод человека.
- Проверка правильности и своевременности регистрации сообщений и заявлений о преступлениях.
- Восстановление нарушенных прав граждан и военнослужащих, обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, оба вида прокурорского надзора работают на обеспечение законности и правопорядка, но имеют свои особенности и специфику в зависимости от сферы деятельности.
Таким образом, территориальные органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за исполнением законов в органах дознания и предварительного следствия на территории субъектов Российской Федерации, а военные прокуратуры гарнизонов — в воинских частях и гарнизонах. Прокурорский надзор за исполнением законов при регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений и заявлений о преступлениях является важной функцией прокуратуры для защиты законности и прав граждан.
Литература:
- Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и органах предварительного следствия: Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 23.10.2023 № 730. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_461486 (дата обращения: 24.04.2024).
- О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 25.12.2023). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262 (дата обращения: 24.04.2024).
- Дорофеева, М. Г. Предмет, объект и пределы прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях / М. Г. Дорофеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 83–84. — URL: https://moluch.ru/archive/435/95260/ (дата обращения: 24.04.2024).
- Нарзяева, Я. Н. Надзор прокурора за исполнением закона при приеме и проверке сообщения о преступлении / Я. Н. Нарзяева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 284–287. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100504/ (дата обращения: 25.04.2024).
- Петухов, Н. А. Правоохранительные и судебные органы России / Н. А. Петухов, С. А. Мамыкин. — 4-е изд. — Москва: Российский государственный университет правосудия, 2019. — 518 c. — Текст: непосредственный.
- О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 12.12.2023). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108565 (дата обращения: 24.04.2024).
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 22.04.2024). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481 (дата обращения: 24.04.2024).