В статье автор раскрывает вопрос реализации права на обжалование органом дознания и его должностным лицом — дознавателем, процессуальных действий (бездействия) надзирающего прокурора, в том числе, решений, указаний и постановлений.
Ключевые слова: прокурорский надзор, прокурор, орган дознания, дознаватель, уголовное дело, процессуальная проверка, обжалование действий, бездействия, прокурора.
Особая роль при осуществлении дознания определена прокуратуре как институту, осуществляющему надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, а также осуществляющему уголовное преследование в соответствии с предоставленными законом полномочиями.
Прокурор — это должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).
Уральская школа прокурорского надзора дает единое определение прокурорскому надзору за органами, осуществляющими дознание как направление деятельности органов прокуратуры РФ, связанное с обеспечением законности при раскрытии и расследовании преступлений органами дознания, защитой прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и обеспечением незамедлительного реагирования на выявлением нарушений расследовании указанных преступлений законов, допущенных при расследовании указанных преступлений [3].
Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-Ф3 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральным законом «O прокуратуре Российской Федерации» было проведено организационное разграничение функций надзора и руководства расследованием преступлений, осуществления предварительного следствия. Произошло значительное сокращение процессуальных полномочий прокурора в отношении органов предварительного следствия, часть из которых была восстановлена позднее Федеральным законом от 28.12.2010 № 404-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия».
В 2011 году из системы прокуратуры были выведены следственные подразделения, получившие институциональную самостоятельность в форме образования нового федерального государственного органа — Следственного комитета Российской Федерации, при этом надзор за процессуальной деятельностью органов дознания остался, практически, неизменным.
Раннее прокурор обладал широким кругом надзорных полномочий не только за органами дознания, но и за органами, осуществляющими предварительное следствие. Кроме того, прокурор являлся субъектом, уполномоченным на принятие процессуального решения о возбуждении, приостановлении и прекращении уголовного дела и самостоятельное осуществление производства по делу (расследование уголовного дела).
В настоящее время законом установлен ряд особенностей производства дознания, которое отличает его от предварительного следствия. Законодатель выделил его в самостоятельный институт осуществления уголовного преследования, за которым установил серьезный процессуальный надзор со стороны прокурора.
Генеральный прокурор Российской Федерации в своем приказе от 27.12.2007 № 212 «O порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений преступлениях» ориентирует нижестоящих прокуроров принимать исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений, в том числе, на доступ к правосудию в разумный срок (с постановкой вопроса об ответственности виновных должностных лиц), возмещение причиненного преступлениями ущерба, соблюдение закона при производстве экспертных исследований и др.
При этом полномочие по отмене постановления о возбуждении уголовного дела применять только при неправильном применении уголовного, уголовно-процессуального законодательства, выявлении существенных нарушений, влекущих незаконное привлечение лица к уголовной ответственности либо признание доказательств недопустимыми, а за исполнением указаний, изложенных в постановлении об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, необходимо обеспечить неукоснительное их соблюдение.
Несмотря на главенствующую роль прокурора при осуществлении дознания, его процессуальное руководство над дознавателями, законодатель закрепил право начальника органа и подразделения дознания, а также дознавателя обжаловать не все решения прокурора, а лишь решения, указанные в п. 1.2 ч. 3 ст. 41 УПК РФ, то есть решения о возвращении дела для производства дополнительного дознания, либо пересоставления обвинительного акта (обвинительного постановления), о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке.
Также законодатель закрепил за дознавателем право обжаловать указания прокурора, исполнение которых не приостанавливается (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).
По мнению Бескева Х. Б., обжалование указанных решений и указаний — это форма гарантии, позволившая следователю (дознавателю) исключить принуждение должностного лица, непосредственно осуществляющего уголовное преследование, принять незаконное процессуальное решение, вопреки сложившемуся у него внутреннему убеждению, основанному на оценке собранных доказательств и всех обстоятельств уголовного дела [4].
Дознаватель, как участник уголовного судопроизводства, в своей деятельности выполняет публично-значимые функции, связанные с непосредственным осуществлением уголовного преследования, которое выражается, в том числе, в принятии решений о возбуждении уголовного дела, то есть признании государством факта совершенного преступления и начало производства оперативных действий по привлечению к ответственности лиц, совершивших уголовный проступок, поиске доказательств и лиц, причастных к совершению преступления, изобличении виновного лица и др.
Остальные же решения и действия прокурора не могут быть обжалованы дознавателем, поскольку последний законом лишен права самостоятельно принимать важные процессуальные решения, находясь в полной процессуальной и ведомственной зависимости от прокурора и начальника органа дознания.
При этом, ст.ст. 19, 123–125 УПК РФ содержат общую норму о право участников уголовного судопроизводства обжаловать любые действия (бездействие) и решения прокурора в установленном порядке.
Дефиницию понятия «участники уголовного судопроизводства» дает п. 58 ст. 5 УПК РФ — лица, принимающие участие в уголовном процессе. Следовательно, уголовно-процессуальный закон определяет субъектами права на обжалование всех лиц, принимающих участие в уголовном процессе, в том числе, дознавателей, а также лиц, не являющихся таковыми, интересы которых затронуты проводимыми процессуальными действиями (бездействием) и решениями.
Исходя из буквального толкования данных статей некоторые ученые считают, что указанная норма подлежит применению и к должностным лицам органа дознания дознавателям, которые являются полноправными участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения и выполняют публично-значимые функции.
Другие же ученые полагают, что решения прокурора, которые могут быть обжалованы органом дознания прямо закреплены в законе и носят исчерпывающий перечень, поскольку имеет место быт римский правовой принцип Las specialis derasat generali — «Специальный закон отменяет действие общего закона».
Так или иначе, прокурорский надзор за процессуальной деятельностью является важным направлением деятельности органов прокуратуры, который обеспечивает точное и единообразное применение норм уголовного и уголовно-процессуального права России органами дознаниями при расследовании ими уголовных дел и проведении процессуальных проверок по полученным сообщениям о преступлениях.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ.
- Ергашев Е. Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации % учебник для вузов- Москва. Издательство Юрайт, 2023-с.273.
- Бегиев Х. Б. Право на обжалование решений прокурора и руководителя следственного органа как гарантия соблюдения процессуальной самостоятельности следователя. Вестник Краснодарского университета МВД России № 3. Краснодар, 2010 г., с.112.