К вопросу о целях и задачах прокурорского надзора за производством дознания и предварительного следствия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г.

Дата публикации: 27.06.2018

Статья просмотрена: 2067 раз

Библиографическое описание:

Родионова, А. Д. К вопросу о целях и задачах прокурорского надзора за производством дознания и предварительного следствия / А. Д. Родионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 235-238. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51582/ (дата обращения: 24.11.2024).



Статья посвящена определению целей и задач прокурорского надзора за производством предварительного расследования. На основе проведенного анализа норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» автор приходит к выводу о том, что цели и задачи прокурорского надзора в стадии предварительного расследования обусловлены необходимостью обеспечения законности в государстве, защиты прав и свобод человека и гражданина в ходе уголовного преследования.

Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное следствие, дознание, прокурорский надзор за производством предварительного расследования.

Установить цели и задачи прокурорского надзора за соблюдением законов органами предварительного расследования возможно, если, во-первых, уяснить суть прокурорского надзора, а во-вторых, изучив законодательство в этой сфере.

В ч. ст. 1 Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» [1] указывается, что органы прокуратуры уполномочены производить надзор за соблюдением основного закона страны и исполнением всех законов, которые приняты и действуют на территории России. Однако самого понятия надзора или прокурорского надзора в данном нормативном правовом акте не дается. Хотя как мы знаем, федеральные законы, принимаемые уже после принятия Конституции Российской Федерации, как верно пишет И. Р. Закиров [2], содержит в себе нормы дефиниции и даже статьи, посвященные раскрытию основных понятий, употребляемых в данном источнике права. Например, в ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации [3] раскрывается понятие преступления, а в ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации [4] определены основные понятия, используемые в сфере охраны труда.

В литературе под прокурорским надзором понимаются — одно из направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации [5], форма организации и деятельности прокуратуры по воплощению в государстве принципа конституционной законности [6], вид контрольно-надзорной деятельности органов прокуратуры по обеспечению исполнения законов в России [7].

В целом соглашаясь с данными позициями ученых потому, что они не противоречат нормам Конституции Российской Федерации [8] и Закону Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», считаем, в тоже время их неточными. В этих определениях недостаточно основных признаков прокурорского надзора, отличающего его от других видов государственного надзора, который могут осуществлять и структурные подразделения МЧС РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, и др.

С нашей точки зрения, под прокурорским надзором следует понимать форму деятельности органов прокуратуры по обеспечению исполнения Конституции Российской Федерации и иных законов государства, соблюдению прав и основных свобод человека и гражданина на территории России, направленную на выявление, предупреждение и устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Надзор прокуратура Российской Федерации, повторимся, осуществляет нескольких видов, в том числе:

‒ надзор за исполнением законов;

‒ надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

‒ надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

‒ надзор за исполнением законов судебными приставами и иными органами пенитенциарной системы, и др.

Независимо от осуществляемого вида прокурорского надзора, целями деятельности прокуратуры Российской Федерации являются обеспечение верховенства закона, обеспечение единства и укрепления законности, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства. На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей); уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Цель прокурорского надзора представляет собой результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция — надзор [9]. Задачи же прокурорского надзора, по мнению Е. В. Волколупова, это категории по сравнению с целями более частные, более конкретные, ограниченные. Они более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов — органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи [10].

Общие задачи прокурорского надзора в стадии предварительного расследования заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан Российской Федерации, которые определяются Конституцией Российской Федерации, Закона о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации [11], приказами Генеральной прокуратуры Российской Федерации [12, 13]).

Специальные задачи — задачи, стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов) заключаются в обеспечении законности на стадии предварительного расследования.

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора за предварительным расследованием осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

Частные (или конкретные) задачи различаются в зависимости от направления прокурорского надзора в стадии предварительного расследования: дознания или предварительного следствия, а также от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (например, получение полной информации о конкретном преступлении, своевременность предъявления обвинения, обеспечение своевременности опротестования незаконных постановлений и определения органов дознания или предварительного следствия и т. п. [14]). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

В целом цели и задачи прокурорского надзора в стадии предварительного расследования обусловлены необходимостью обеспечения законности в государстве, защиты прав и свобод человека и гражданина. Прокурор может выявить нарушения закона, допущенные следователем, дознавателем при производстве уголовного дела, путем ознакомления с материалами предварительного расследования, рассмотрения жалоб граждан на действия государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, непосредственного участия в расследовании преступлений, обобщения практики расследования преступлений [15].

Рассматривая цель и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам следует также отметить, что задача прокурора не произвольно вмешиваться в предварительное следствие, а содействовать обеспечению законности в ходе дознания и предварительного следствия. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа. Следователь наделен правом обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора, вынесенное в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует прокурора о своем решении по существу требования последнего. Можно сказать, что Федеральный закон РФ от 05 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [16] принципиально изменил сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия. Большинство процессуальных полномочий прокурора переданы руководителям следственных органов [17].

В приказах Генеральной прокуратуры Российской Федерации в качестве задач прокурорского надзора за предварительным следствием указывается обеспечение единообразного применения положений уголовно-процессуального закона, а также эффективной реализации поставленных перед органами прокуратуры задач в ходе, осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия (п. 1 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» [13]).

Таким образом, прокурорский надзор за предварительным расследованием служит средством обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и защиты прав и свобод граждан. Также он позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.

Литература:

  1. Закон Российской Федерации от 1 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 18 апреля 2018 г. № 84-ФЗ) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1992. — № 8. — Ст. 366; 2018. — № 17. — С. 2433.
  2. Закиров И. Р. К вопросу о понятии прокурорского надзора // Экономика и социум. — 2017. — № 7 (38). — С. 238.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 апреля 2018 г. № 111-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954; 2018. — № 18. — Ст. 2581.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 5 февраля 2018 г. № 8-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3; 2018. — № 7. — Ст. 968.
  5. Гулягин А. Ю. Государственный контроль и прокурорский надзор: правовое соотношение понятий и процедур // Государственная власть и местное самоуправление. — 2012. — № 5. — С. 31–32.
  6. Азизова В. Т. К вопросу о понятии и признаках прокурорского надзора // Актуальные проблемы реформирования современного законодательства: сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 7.
  7. Сенов П. Д. Прокурорский надзор, понятие, история возникновения и развития // Экономика, управление и право: проблемы и перспективы развития. — 2014. — № 1. — С. 22.
  8. Конституция Российской Федерации (прин. на всенародн. референд. 12 декабря 1993 г., в ред. Федерального конституционного закона от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря; 2014. — 23 июля.
  9. Рохлин В. И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношение. — СПб., 2003. — С. 33.
  10. Жубрин Р. В. Проблемы теории и практики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании незаконного предпринимательства: Автореф. дис. …. канд. юрид. наук. — М., 2004. — С. 8.
  11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 23 апреля 2018 г. № 99-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921; 2018. — № 18. — Ст. 2569.
  12. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26 января 2017 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» // Законность. — 2017. — № 5.
  13. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. — 2017. — № 3.
  14. Туйков В. И. Прокуратура субъекта Российской Федерации как звено прокурорской системы: На примере Свердловской области: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук: 12.00.11. — Екатеринбург, 1998. — С. 16.
  15. Желтобрюхов С. П. Прокурорский надзор как гарантия законности в Российском государстве: Проблемы теории и практики: Автореф. дис. … ст. канд. юрид. наук: 12.00.01. — Саратов, 1999. — С. 6.
  16. Федеральный закон РФ от 05 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 22 декабря 2014 г. № 427-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 24. Ст. 2830; 2014. — № 23. — Ст. 2930.
  17. Маслов И. В. Прокурорский надзор на стадии предварительного расследования // Уголовный процесс. — 2008. — № 1. — С. 11–12.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, Российская Федерация, предварительное расследование, предварительное следствие, Уголовно-процессуальный кодекс, задача, свобода человека, Генеральная прокуратура, следственный орган, уголовное преследование.


Похожие статьи

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия

Автором рассматривается проблема недостаточности круга полномочий прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Анализируются теоретические исследования в данной области. Автор отмечает, что нали...

К вопросу о правовых проблемах прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

Исследуется вопрос о правовых проблемах прокурорского надзора за деятельностью следственных органов, причиной которых стало проведение в 2007 году реформы следственных органов. Так, были обозначены наиболее важные проблемы, которые в действительности...

К вопросу об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации органами прокуратуры

В статье автор делает вывод о том, что прокуратура по своей юридической природе и результатам практической деятельности является универсальным государственным органом обеспечения законности и правопорядка в государстве, следовательно, является и субъ...

О некоторых аспектах методики проведения прокурорской проверки приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях

В представленной статье автором исследуется вопрос проведения прокурорской проверки при осуществлении надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. На примере дежурной части органов внутрен...

К вопросу об ознакомлении участников процесса с материалами уголовного дела на этапе окончания предварительного расследования

Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических проблем, связанных с ознакомлением с материалами уголовного дела на этапе окончания предварительного расследования. Обращено внимание на то, что действующая процедура ознакомления с материала...

Проблемы окончания предварительного следствия с обвинительным заключением

Состояние уголовно-процессуального законодательства России на современном этапе характеризуется необходимостью обеспечения строгого соответствия обвинительного заключения следователя нормам закона в условиях поднадзорности его деятельности прокурору ...

Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере образования

Статья посвящена исследованию роли прокурорского надзора в обеспечении законности и правопорядка в сфере образования. Рассматриваются основные принципы деятельности и правовое регулирования в обозначенной области, а также анализируется эффективность ...

Значение и проблемы прокурорского надзора за производством дознания и предварительного следствия

Статья посвящена значению прокурорского надзора и наиболее важным проблемам, возникающим в деятельности правоохранительных органов при производстве предварительного расследования. На основе проведенного анализа норм Уголовно-процессуального кодекса Р...

Статус прокурора в гражданском процессе

В настоящей статье рассматривается юридическое положение прокурора, который играет немаловажную роль в процессе рассмотрения и рассмотрения дел в гражданском судопроизводстве. В первую очередь, рассматриваются правовые положения, которые определяют п...

Реализация прокурором полномочий по предъявлению гражданских исков в порядке статьи 44 УПК РФ

В данной статье автор изучает институт гражданского иска в уголовном судопроизводстве, а именно роль прокурора при реализации положений данного института. Также анализируются правовые основы обозреваемого способа защиты имущественных интересов общест...

Похожие статьи

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия

Автором рассматривается проблема недостаточности круга полномочий прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Анализируются теоретические исследования в данной области. Автор отмечает, что нали...

К вопросу о правовых проблемах прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

Исследуется вопрос о правовых проблемах прокурорского надзора за деятельностью следственных органов, причиной которых стало проведение в 2007 году реформы следственных органов. Так, были обозначены наиболее важные проблемы, которые в действительности...

К вопросу об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации органами прокуратуры

В статье автор делает вывод о том, что прокуратура по своей юридической природе и результатам практической деятельности является универсальным государственным органом обеспечения законности и правопорядка в государстве, следовательно, является и субъ...

О некоторых аспектах методики проведения прокурорской проверки приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях

В представленной статье автором исследуется вопрос проведения прокурорской проверки при осуществлении надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. На примере дежурной части органов внутрен...

К вопросу об ознакомлении участников процесса с материалами уголовного дела на этапе окончания предварительного расследования

Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических проблем, связанных с ознакомлением с материалами уголовного дела на этапе окончания предварительного расследования. Обращено внимание на то, что действующая процедура ознакомления с материала...

Проблемы окончания предварительного следствия с обвинительным заключением

Состояние уголовно-процессуального законодательства России на современном этапе характеризуется необходимостью обеспечения строгого соответствия обвинительного заключения следователя нормам закона в условиях поднадзорности его деятельности прокурору ...

Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере образования

Статья посвящена исследованию роли прокурорского надзора в обеспечении законности и правопорядка в сфере образования. Рассматриваются основные принципы деятельности и правовое регулирования в обозначенной области, а также анализируется эффективность ...

Значение и проблемы прокурорского надзора за производством дознания и предварительного следствия

Статья посвящена значению прокурорского надзора и наиболее важным проблемам, возникающим в деятельности правоохранительных органов при производстве предварительного расследования. На основе проведенного анализа норм Уголовно-процессуального кодекса Р...

Статус прокурора в гражданском процессе

В настоящей статье рассматривается юридическое положение прокурора, который играет немаловажную роль в процессе рассмотрения и рассмотрения дел в гражданском судопроизводстве. В первую очередь, рассматриваются правовые положения, которые определяют п...

Реализация прокурором полномочий по предъявлению гражданских исков в порядке статьи 44 УПК РФ

В данной статье автор изучает институт гражданского иска в уголовном судопроизводстве, а именно роль прокурора при реализации положений данного института. Также анализируются правовые основы обозреваемого способа защиты имущественных интересов общест...

Задать вопрос