Статья посвящена актуальным проблемам надзора за исполнением законов об образовании в условиях дистанционного обучения, который представляет собой одно из направлений общего надзора, т. е. прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В статье проведен анализ правовых основ и итогов прокурорского надзора в сфере образования в условиях дистанционного обучения.
Ключевые слова : прокурорский надзор, сфера образования, исполнение законов, меры прокурорского реагирования, защита прав учащихся, дистанционное обучение.
The article is devoted to the actual problems of supervision over the execution of laws on education in the conditions of distance learning, which is one of the areas of general supervision, i.e. prosecutor's supervision over the execution of laws, observance of human and civil rights and freedoms. The article analyzes the legal foundations and results of prosecutorial supervision in the field of education in the conditions of distance learning.
Keywords: prosecutorial supervision, sphere of education, enforcement of law, measures of prosecutorial response, protection of students' rights, distance learning.
Обратимся к вопросам правового регулирования надзора за исполнением законодательства об образовании. Непосредственный законодательный акт, который регулирует прокурорский надзор — это Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре РФ», в котором определяется сущность прокурорского надзора за тем, как исполняются законы (ст. 1, 2, 21–25.1). Организация прокурорского надзора в данной сфере регламентируется приказами Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» и от 14 марта 2019 г. № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов».
Органы прокуратуры проводят надзорные мероприятия еще на этапе исполнения нормативно-правовых актов. Для этого ими осуществляется взаимодействие с уполномоченными контролирующими органами [3, с. 35].
В ходе проверки прокуроры выявили случаи замены учебных занятий в дистанционном формате самостоятельным изучением предмета школьниками.
В Башкирии, Марий Эл, Якутии, Иркутской, Калининградской и Тюменской областях они констатировали отсутствие у ряда обучающихся доступа к интернету и устойчивого сигнала связи. А в Алтайском крае, Брянской, Волгоградской, Омской, Тульской областях прокуроры добились отмены школьных приказов, обязывавших детей иметь дома персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео, стабильный канал подключения к интернету и необходимое программное обеспечение для доступа к удаленным серверам [1, с. 179].
Так, например, в Бурятии в одной из школ при наличии 66 компьютеров лишь 31 был подключен к интернету, в результате освоение образовательных программ обеспечивалось педагогами с использованием собственных флеш-модемов за счет личных средств. В некоторых регионах после прокурорских проверок учащимся предоставили компьютерную технику.
Стоит отметить то, что на федеральном уровне изначально не было нормативных актов, регулирующих организацию дистанционного обучения.
В статье ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержится дефиниция данного вида обучения, но детальные вопросы организации дистанционного обучения регламентируется в большей своей части подзаконными актами или вообще не регламентированы. При этом требования СанПиНов по организации обучения выполнить в полной мере невозможно.
Прокурорами в ходе проверок выявлена целая серия правонарушений.
Первая группа нарушений связана с невозможностью получить доступ к процессу обучения в дистанционном формате в связи с отсутствием технических средств. В данном случае речь идет как о физическом критерии общедоступности образования, так и об экономическом.
Например, прокурорские работники приняли меры реагирования в связи с необеспечением обучающихся компьютерной техникой.
В Тульской, Волгоградской, Брянской, Омской областях и Алтайском крае благодаря органам прокуратуры были отменены положения о дистанционном обучении в образовательных организациях, предусматривающие обязанности детей «иметь дома компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео, стабильное интернет-соединение, а также программное обеспечение для доступа к удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами». Поскольку эти положения противоречили нормам Конституции РФ и Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ущемляли права несовершеннолетних, органами прокуратуры они были признаны незаконными.
В некоторых регионах прокурорами приняты меры реагирования в связи с отсутствием у обучающихся доступа к сети Интернет и устойчивого сигнала связи, из-за чего не могло быть реализовано дистанционное обучение. Например, в Курганской области по представлениям прокурора 106 обучающихся получили содействие в подключении к сети Интернет [2, с. 77].
Интересным представляется решение главы Республики Тыва, принятое совместно с главами муниципальных образований во исполнение информации прокурора данного субъекта РФ о необходимости принять исчерпывающие меры по организации дистанционного образования в связи с отсутствием стабильного интернет-сигнала и сотовой связи. В районах, где невозможно было наладить связь, организована работа проекта «Телешкола Тувы», в рамках которой региональные вещательные компании транслировали видеоуроки и видеоконсультации для учащихся общеобразовательных организаций.
Вторая группа нарушений связана с неисполнением образовательной организацией обязанности осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Так, в 2020 г. с помощью мер прокурорского реагирования пресечены факты некачественного обучения, которое выразилось в замене учебных занятий в дистанционной форме самостоятельным изучением детьми предмета, из-за чего дети не смогли бы освоить учебную программу в полном объеме. В то же время в Новосибирской области занятия по математике и вовсе были неправомерно приостановлены на две недели, нарушение было устранено только после вынесения прокурором представления.
Третья группа нарушений, наиболее часто выявляемых органами прокуратуры в период пандемии коронавирусной инфекции, связана с отсутствием должной информационной открытости деятельности образовательных организаций. Например, прокуратурой Пензенской области в 2020 году было выявлено более 100 нарушений прав детей на доступное и бесплатное образование в дистанционной форме. Имели место нарушения предоставления родителям (законным представителям) и ученикам информации об использовании школами программных средств и форм контроля текущей успеваемости [4, с. 19].
Подводя итог, отметим то, что зачастую возникающие проблемы дистанционного обучения оперативно разрешаются прокурорами субъектов Российской Федерации во взаимодействии с созданными в регионах и муниципальных образованиях штабами по реализации мер по профилактике распространения COVID-19.
Особенностью проведения прокурорского надзора в данной сфере в том, что прокуратура посредством реагирования, способствовала правовой регламентации данных правоотношений в рамках действующего законодательства.
В отдельных случаях благодаря принятым мерам прокурорского реагирования обеспечивается реализация прав детей на дистанционное обучение.
Литература:
- Авдонина Т. М. Прокурорский надзор за соблюдением прав несовершеннолетних на доступность образования в условиях пандемии//Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021 № 3 [С. 178–180].
- Гайнов И. Д. Некоторые аспекты прокурорского надзора за соблюдением конституционного права на дошкольное образование // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2019. № 1 (35). [С. 75–80].
- Кондратьева Е. П. Прокурорский надзор в сфере соблюдения прав детей на получение общего образования // Прокурор. 2018. № 2. [С. 34–36].
- Косова О. Ю. Обеспечение законности в сфере образования: учебное пособие. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. [123 с.].