Статья посвящена актуальным проблемам участия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела.
Ключевые слова: прокурорский надзор, полномочия прокурора, предварительное следствие, возбуждение уголовного дела.
Права и свободы человека и гражданина в России являются высшей ценностью. Установление данной правовой гарантии имеет конституционную природу, что говорит о ее особой роли, особенном месте в системе прав и свобод человека и гражданина. Несмотря на конституционность данной гарантии, в Российской Федерации существует проблема соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении предварительного следствия.
С целью защиты прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, существует особая форма надзора и контроля за деятельностью органов следствия — прокурорский надзор.
В приказах Генерального прокурора Российской Федерации надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен как приоритетный, требующий постоянного повышенного внимания всех работников прокуратуры.
Необходимо заметить, что Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия выделен в самостоятельную отрасль надзора.
Защита прав и свобод человека и гражданина в деятельности прокуратуры — это одна из основных целей ее деятельности. В частности, защита конституционных интересов граждан является основополагающей частью надзора за органами предварительного следствия.
Прокурорский надзор особенно важен на стадии возбуждения уголовного дела как важная гарантия защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений. От нее во многом зависит скорость реагирования на совершенное преступление и своевременное обеспечение доступа граждан к правосудию.
Будучи независимым от ведомственного влияния и неограниченным в контроле за законностью деятельности надзорных органов, они вносят значительный вклад в обеспечение законности и прав граждан при приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.
Ежегодно прокурорами выявляется и устраняется значительное количество нарушений закона, допущенных органами предварительного следствия в ходе своей деятельности, путем отмены незаконно принятых решений о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении, внесения представлений об устранении нарушений закона и обстоятельств, их порождающих, принятия иных мер прокурорского реагирования.
Результаты прошедших двух лет свидетельствуют об отрицательной динамике в данном направлении. Большинство нарушений закона органами следствия и дознания допускается в стадии возбуждения уголовного дела. Так, за 2022 г. только органами прокуратуры выявлено более 3 млн. 417 тыс. нарушений, допущенных при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (по сравнению с 2021 г их число уменьшилось на 1,4 %). В 2022 году направлено 360 тыс. требований об устранении нарушений законодательства, допущенных на первой стадии уголовного процесса (в 2021 году — 358 тыс.). Отменено около 7 тыс. постановлений о возбуждении уголовного дела (2021–10 тыс.), 1,4 млн постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (2021–1,5 млн).
Среди процессуалистов существуют разногласия по поводу процессуальных прав прокурора.
По мнению А. М. Багмета, «возвращение полномочий прокурора на возбуждение уголовных дел, за которое ратуют отдельные специалисты, фактически сведет на «нет» всю проводимую в последние годы реформу предварительного следствия» [2].
Профессоры А. И. Александров, H. H. Ковтун и другие считают, что не нужно возвращать прокурору прежние процессуальные полномочия в досудебном порядке.
Некоторые авторы выступают за расширение прокурорских полномочий в ходе возбуждения уголовного дела и приводят убедительные причины.
Например, В. М. Борзов, Е. Р. Ергашаев и Ф. М. Кобзарев пишут о том, что любая реформа, модель уголовного процесса должна оцениваться в основном с точки зрения эффективности ее реализации, достижения целей защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Иными словами, эти цели определены законом как для государственного обвинителя, так и для других участников уголовного процесса.
В настоящее время существует проблема недостаточности полномочий прокуроров по обеспечению надзора за расследованием уголовных дел, а также отсутствие полномочий на возбуждение уголовного дела. По мнению экспертов, принятие незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии доказательств преступления является основным способом сокрытия преступлений. Незаконный отказ от возбуждения уголовного дела препятствует всестороннему расследованию обстоятельств преступления, реализации права на доступ к правосудию и справедливому наказанию виновного.
Генеральный прокурор Российской Федерации И. В. Краснов выступил 23 апреля 2021 г. перед Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с докладом о состоянии законности и правопорядка в 2020 г. и о проделанной работе по их укреплению, «по-прежнему актуальной остается проблема длительности расследования уголовных дел. Удельный вес уголовных дел, оконченных следователями и дознавателями в срок свыше установленного законом, вновь увеличился. Прокурорами отменены около 23 тысяч постановлений о прекращении уголовного дела и каждое третье о приостановлении расследования. В этой связи приоритетом для прокуроров оставалось обеспечение законности при приеме и регистрации сообщений о преступлениях. В результате их вмешательства возбуждено 165 тыс. уголовных дел о преступлениях, не получивших своевременного учета» [3].
В целях дальнейшего повышения качества и эффективности прокурорского надзора в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 сентября 2021 года № 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования» прокурорам поручено обеспечить надзор за исполнением законов органами предварительного расследования независимо от ведомственной принадлежности. Это требует систематической проверки законности действий и решений следственных органов в ходе досудебного производства, в частности, при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Именно на этих ранних стадиях происходят нарушения, которые препятствуют дальнейшему эффективному расследованию преступления.
В соответствии с указаниями Генерального прокурора Российской Федерации прокуратурой Кировской области в ходе систематических проверок действий и решений органов дознания и предварительного следствия выявлены нарушения законодательства на стадии приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях. Так, только за 9 месяцев 2022 года прокуратурой Кировской области в деятельности органов предварительного расследования выявлено 22609 нарушений закона, связанных с несвоевременным принятием материалов процессуальных проверок и уголовных дел к своему производству, невыполнением по ним всего комплекса проверочных мероприятий, следственных и иных процессуальных действий.
Таким образом, Приказ Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2021 г. N 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» способствует повышению качества и эффективности прокурорского надзора за органами предварительного расследования.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 29.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 20.11.1995. — № 47. — ст. 4472
- Багмет А. М. К вопросу о процессуальной самостоятельности следователя // Российская юстиция. 2013. № 9. С. 114
- Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в 2020 году и о проделанной работе по их укреплению. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=61267146.