Защита прав и свобод человека и гражданина на стадии возбуждения уголовного дела при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 10.05.2023

Статья просмотрена: 213 раз

Библиографическое описание:

Назарова, Е. С. Защита прав и свобод человека и гражданина на стадии возбуждения уголовного дела при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия / Е. С. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 382-384. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102186/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена актуальным проблемам участия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела.

Ключевые слова: прокурорский надзор, полномочия прокурора, предварительное следствие, возбуждение уголовного дела.

Права и свободы человека и гражданина в России являются высшей ценностью. Установление данной правовой гарантии имеет конституционную природу, что говорит о ее особой роли, особенном месте в системе прав и свобод человека и гражданина. Несмотря на конституционность данной гарантии, в Российской Федерации существует проблема соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении предварительного следствия.

С целью защиты прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, существует особая форма надзора и контроля за деятельностью органов следствия — прокурорский надзор.

В приказах Генерального прокурора Российской Федерации надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен как приоритетный, требующий постоянного повышенного внимания всех работников прокуратуры.

Необходимо заметить, что Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия выделен в самостоятельную отрасль надзора.

Защита прав и свобод человека и гражданина в деятельности прокуратуры — это одна из основных целей ее деятельности. В частности, защита конституционных интересов граждан является основополагающей частью надзора за органами предварительного следствия.

Прокурорский надзор особенно важен на стадии возбуждения уголовного дела как важная гарантия защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений. От нее во многом зависит скорость реагирования на совершенное преступление и своевременное обеспечение доступа граждан к правосудию.

Будучи независимым от ведомственного влияния и неограниченным в контроле за законностью деятельности надзорных органов, они вносят значительный вклад в обеспечение законности и прав граждан при приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.

Ежегодно прокурорами выявляется и устраняется значительное количество нарушений закона, допущенных органами предварительного следствия в ходе своей деятельности, путем отмены незаконно принятых решений о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении, внесения представлений об устранении нарушений закона и обстоятельств, их порождающих, принятия иных мер прокурорского реагирования.

Результаты прошедших двух лет свидетельствуют об отрицательной динамике в данном направлении. Большинство нарушений закона органами следствия и дознания допускается в стадии возбуждения уголовного дела. Так, за 2022 г. только органами прокуратуры выявлено более 3 млн. 417 тыс. нарушений, допущенных при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (по сравнению с 2021 г их число уменьшилось на 1,4 %). В 2022 году направлено 360 тыс. требований об устранении нарушений законодательства, допущенных на первой стадии уголовного процесса (в 2021 году — 358 тыс.). Отменено около 7 тыс. постановлений о возбуждении уголовного дела (2021–10 тыс.), 1,4 млн постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (2021–1,5 млн).

Среди процессуалистов существуют разногласия по поводу процессуальных прав прокурора.

По мнению А. М. Багмета, «возвращение полномочий прокурора на возбуждение уголовных дел, за которое ратуют отдельные специалисты, фактически сведет на «нет» всю проводимую в последние годы реформу предварительного следствия» [2].

Профессоры А. И. Александров, H. H. Ковтун и другие считают, что не нужно возвращать прокурору прежние процессуальные полномочия в досудебном порядке.

Некоторые авторы выступают за расширение прокурорских полномочий в ходе возбуждения уголовного дела и приводят убедительные причины.

Например, В. М. Борзов, Е. Р. Ергашаев и Ф. М. Кобзарев пишут о том, что любая реформа, модель уголовного процесса должна оцениваться в основном с точки зрения эффективности ее реализации, достижения целей защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Иными словами, эти цели определены законом как для государственного обвинителя, так и для других участников уголовного процесса.

В настоящее время существует проблема недостаточности полномочий прокуроров по обеспечению надзора за расследованием уголовных дел, а также отсутствие полномочий на возбуждение уголовного дела. По мнению экспертов, принятие незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии доказательств преступления является основным способом сокрытия преступлений. Незаконный отказ от возбуждения уголовного дела препятствует всестороннему расследованию обстоятельств преступления, реализации права на доступ к правосудию и справедливому наказанию виновного.

Генеральный прокурор Российской Федерации И. В. Краснов выступил 23 апреля 2021 г. перед Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с докладом о состоянии законности и правопорядка в 2020 г. и о проделанной работе по их укреплению, «по-прежнему актуальной остается проблема длительности расследования уголовных дел. Удельный вес уголовных дел, оконченных следователями и дознавателями в срок свыше установленного законом, вновь увеличился. Прокурорами отменены около 23 тысяч постановлений о прекращении уголовного дела и каждое третье о приостановлении расследования. В этой связи приоритетом для прокуроров оставалось обеспечение законности при приеме и регистрации сообщений о преступлениях. В результате их вмешательства возбуждено 165 тыс. уголовных дел о преступлениях, не получивших своевременного учета» [3].

В целях дальнейшего повышения качества и эффективности прокурорского надзора в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 сентября 2021 года № 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования» прокурорам поручено обеспечить надзор за исполнением законов органами предварительного расследования независимо от ведомственной принадлежности. Это требует систематической проверки законности действий и решений следственных органов в ходе досудебного производства, в частности, при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Именно на этих ранних стадиях происходят нарушения, которые препятствуют дальнейшему эффективному расследованию преступления.

В соответствии с указаниями Генерального прокурора Российской Федерации прокуратурой Кировской области в ходе систематических проверок действий и решений органов дознания и предварительного следствия выявлены нарушения законодательства на стадии приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях. Так, только за 9 месяцев 2022 года прокуратурой Кировской области в деятельности органов предварительного расследования выявлено 22609 нарушений закона, связанных с несвоевременным принятием материалов процессуальных проверок и уголовных дел к своему производству, невыполнением по ним всего комплекса проверочных мероприятий, следственных и иных процессуальных действий.

Таким образом, Приказ Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2021 г. N 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» способствует повышению качества и эффективности прокурорского надзора за органами предварительного расследования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 29.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 20.11.1995. — № 47. — ст. 4472
  2. Багмет А. М. К вопросу о процессуальной самостоятельности следователя // Российская юстиция. 2013. № 9. С. 114
  3. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в 2020 году и о проделанной работе по их укреплению. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=61267146.
Основные термины (генерируются автоматически): предварительное следствие, прокурорский надзор, Российская Федерация, возбуждение уголовного дела, свобода человека, Генеральный прокурор, предварительное расследование, гражданин, стадий возбуждения уголовного дела, уголовный процесс.


Похожие статьи

Полномочия прокурора по надзору за исполнением проверки сроков дознания

В представленной статье рассматриваются полномочия прокурора за исполнением сроков дознания. Отмечается, что надзор прокурора в сфере досудебного производства имеет существенную специфику. В статье излагаются взгляды на реализацию прокурором надзорны...

Проблемные аспекты реализации полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

В данной статье рассмотрены полномочия прокурора а, также некоторые проблемы их реализации в стадии возбуждения уголовного дела. Обосновывается необходимость законодательно закрепить в Уголовно-процессуальном кодексе такие права, которые действительн...

Актуальные проблемы участия прокурора в уголовном судопроизводстве

В данной статье рассматриваются основные функции прокурора в уголовном судопроизводстве и приводится анализ вытекающих из этих полномочий проблем и противоречий действующего уголовно-процессуального законодательства.

Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования

В настоящей статье рассматриваются полномочия прокурора за производством предварительного следствия, изучены причины неэффективности деятельности органов предварительного следствия в ряде аспектов.

Прокурорский надзор за исполнением закона при принятии следователем решения об отказе в возбуждении уголовного дела

Прокурорский надзор является важной составляющей правоохранительной системы и играет ключевую роль в обеспечении исполнения закона. В статье рассматриваются вопросы, подлежащие выяснению прокурором при проверке принятия следователем решения об отказе...

Полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

В статье с учетом имеющихся нормативно-процессуальных источников и научных трудов проведен анализ полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела. Рассмотрены определенные проблемы и вопросы его как участника уголовного процесса

Судебный контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора: содержание и пределы

В статье рассмотрена сущность судебного контроля за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора, выявлены основные формы данного вида контроля. В ходе исследования определены содержание и пределы судебного контроля за де...

Особенности и некоторые проблемные вопросы правового регулирования прокурорского надзора на предварительном следствии

В статье рассматриваются особенности правового регулирования прокурорского надзора на стадии предварительного расследования в формах предварительного следствия и дознания. Отмечена разница в перечне полномочий работников органов прокуратуры при осуще...

Проблема установления оптимального объема полномочий прокурора при осуществлении прокурорского надзора на предварительном следствии

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема, связанная с деятельностью прокуратуры Российской Федерации при надзоре за органами предварительного следствия и дознания на стадии предварительного расследования. Выявляется некоторые ...

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

В статье рассматриваются особенности реализации прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов на предмет обеспечения законности и недопущения нарушения прав граждан. Обозначены принципиальные особенности прокурорского надзора согласно ука...

Похожие статьи

Полномочия прокурора по надзору за исполнением проверки сроков дознания

В представленной статье рассматриваются полномочия прокурора за исполнением сроков дознания. Отмечается, что надзор прокурора в сфере досудебного производства имеет существенную специфику. В статье излагаются взгляды на реализацию прокурором надзорны...

Проблемные аспекты реализации полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

В данной статье рассмотрены полномочия прокурора а, также некоторые проблемы их реализации в стадии возбуждения уголовного дела. Обосновывается необходимость законодательно закрепить в Уголовно-процессуальном кодексе такие права, которые действительн...

Актуальные проблемы участия прокурора в уголовном судопроизводстве

В данной статье рассматриваются основные функции прокурора в уголовном судопроизводстве и приводится анализ вытекающих из этих полномочий проблем и противоречий действующего уголовно-процессуального законодательства.

Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования

В настоящей статье рассматриваются полномочия прокурора за производством предварительного следствия, изучены причины неэффективности деятельности органов предварительного следствия в ряде аспектов.

Прокурорский надзор за исполнением закона при принятии следователем решения об отказе в возбуждении уголовного дела

Прокурорский надзор является важной составляющей правоохранительной системы и играет ключевую роль в обеспечении исполнения закона. В статье рассматриваются вопросы, подлежащие выяснению прокурором при проверке принятия следователем решения об отказе...

Полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

В статье с учетом имеющихся нормативно-процессуальных источников и научных трудов проведен анализ полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела. Рассмотрены определенные проблемы и вопросы его как участника уголовного процесса

Судебный контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора: содержание и пределы

В статье рассмотрена сущность судебного контроля за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора, выявлены основные формы данного вида контроля. В ходе исследования определены содержание и пределы судебного контроля за де...

Особенности и некоторые проблемные вопросы правового регулирования прокурорского надзора на предварительном следствии

В статье рассматриваются особенности правового регулирования прокурорского надзора на стадии предварительного расследования в формах предварительного следствия и дознания. Отмечена разница в перечне полномочий работников органов прокуратуры при осуще...

Проблема установления оптимального объема полномочий прокурора при осуществлении прокурорского надзора на предварительном следствии

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема, связанная с деятельностью прокуратуры Российской Федерации при надзоре за органами предварительного следствия и дознания на стадии предварительного расследования. Выявляется некоторые ...

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

В статье рассматриваются особенности реализации прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов на предмет обеспечения законности и недопущения нарушения прав граждан. Обозначены принципиальные особенности прокурорского надзора согласно ука...

Задать вопрос