Историческая эволюция применения цвета в создании картины мира: психологические аспекты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (49) февраль 2013 г.

Статья просмотрена: 1947 раз

Библиографическое описание:

Павлова, Е. В. Историческая эволюция применения цвета в создании картины мира: психологические аспекты / Е. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 2 (49). — С. 301-305. — URL: https://moluch.ru/archive/49/6178/ (дата обращения: 19.11.2024).

Процесс обучения художественно-графическим дисциплинам предполагает объединение студента с его творением, процесс «срастания», проникновение в структуру полотна, художник начинает мыслить на языке красок, он разговаривает через линию и цветовое пятно. Голос и речь художника это его полотно, его художественный инструмент. Художники рисуют свою картину мира, а творчество предполагает «разговор» автора со зрителем посредством полотна. Зачастую у художника формируется привычка созерцательного молчания, который становится своего рода барьером для разностороннего развития личности. К вершине своего саморазвития творческая личность идет всю жизнь. Проблема психофизиологического развития современной личности, которая получает высшее образование, связана с отсутствием сформированного, целостного представления о мире, мировой культуре. Необходимо отметить то, что развитие современной личности не охватывает весь спектр знаний, а предполагает исчерпывающие знания по одному из направлений деятельности.

Высокий уровень развития личности невозможен без высокого уровня интеллекта, активного мировосприятия и построения картины мира, цветовой картины мира. В настоящее время во многих сферах деятельности работают узко направленные специалисты, что наносит ущерб государственной политике, образованию, культуре, обществу.

Личность получает большую часть информации из ток-шоу, интернета, и этот несформированный поток обрушивается на общество, стимулирует не развитие и познавательный интерес, а напротив агрессивную психологическую защиту, позицию отстраненности от среды, от мира.

По мнению А. Маслоу, человек переступает с одной ступени развития на другую [10]. Вершина этого развития создания своего творческого элемента реальности. Вершина такой деятельности — творчество, которое использует язык цвета.

Самый лучший созидатель, творец — это природа. Познание законов природы, окружающего мира, синтез и анализ явлений действительности — главная задача творческой деятельности.

Процесс познание мира, создание цветовой картины мира развивается в истории искусства. Анализ истории становления творчества от первобытного искусства в современность показывает, что эволюция цвета в познании мира происходит постепенно, оно детерминировано первыми образами, отражающими действительность.

Развитие представлений о цвете в искусстве повторяется в индивидуальном становлении творческой личности: от первых рисунков, цветных пятен к упрощению формы наполненной символическим и эмоциональным значением.

Понимание картины мира художником происходит в прямой закономерности от развития представлений о мире в учениях физиков, химиков, и других ученых и от эволюции всего человечества.

Мир и картина мира в эпоху первобытного строя (возникло около 33 тыс. лет до н. э.) — это отображение отдельных предметов и пошаговое отражение обыденных явлений, сцен их жизни (культ охоты, культ плодородия, природа, домашний очаг, обряды жертвоприношения) [6,С.4–20]. Явления отражаются линейно без цвета и тонального обозначения. Переломный этап становления образа мира происходит с появлением иконописи в России(IX-Xвв.), Средневековой живописи в Европе (XIII-XVIвв.). Иконопись, фресковая живопись показывает, что познание действительности детерминировано Божественными образами (богословский этап цвета), через знание и представление о мире через религиозные представления и литературу. Искусство и литература тесно переплетаются. Мир и явления действительности отражаются через призму канона, символа и цвет приобретает яркое, символическое, знаковое значение. В данный временной период нет возможности рассматривать психологическую составляющую, индивидуальную составляющую творца. В иконе красный цвет символизирует кровь; синий — небо, душу; золото — просветление.

В эпоху Средневековья(XIII-XVIвв.) знаковость и определенный канон перешел с религиозных полотен на светские. Живопись этого периода во многом аскетична по цвету, но используются четко подобранные оттенки, линии, позы героев (Ян Ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»). Мир в это время проходит стадию становление сообщений между странами, начинают развиваться все сферы науки. В эпоху творчества художников Яна Ван Эйка, Ганса Гольбейна, Рогир Ван дер Вейдена, Гуго Ван дер Гуса и др. человек рассматривается как инструмент, в котором сильны духовные идеалы. Ведущая роль церкви отражается в построении модели картины мира. Эпоха Возрождения(XIV-XVIвв.) превозглашает идеал личности человека, в живописи преобладает богатство переливов светотени и цвета — «сфумато», разработанного Леонардо да Винчи. Идеал эпохи Возрождения — гуманизм и высокоразвитая личность во всех областях. В это время публикуются научные достижения физиков, химиков, астрономов о мире, о его строении. Изменение сознания личности и картины мира происходит параллельно с общими представлениями о мире.

Если рассмотреть цветовые образы мира первобытного человека, то они просты и не имеют четких границ. Этот процесс объясняется небольшим объемом знаний и представлений об окружающей действительности. В эпоху Возрождения, появляется не только цвет, но и реальное отражение действительности, среда и воздушное пространство в полотне. В эпоху буржуазной революции цвет теряет свою мистическую силу и мир активно изучают ученые, художники и исследователи, появляются первые теории по цвету, композиции (Леонардо да Винчи, Микеланжело, Тициан, Джоржоне, Рафаэль). Философы и психологи изучают индивидуальную и психологическую составляющую творчества. Следующий важный этап эволюции цветовой картины мира — это творчество импрессионистов(XIXв.). Художники К.Моне, К.Писсарро, Э.Дега, П. О. Ренуар использовали цвет как художественно-эмпирическую коммуникацию, форму психолого-физиологического воздействия на зрителя. Художники-импрессионисты, неоимпрессионисты подробно изучают природу возникновения цвета из света, рефлексы, световоздушную среду картинной плоскости, вибрацию воздуха в красочном полотне. Важная задача импрессионистов — это создание определенного эмоционального впечатления от картины. Психологическая индивидуальность художника, его внутренний мир конструирует внешнюю цветовую оболочку мира. К.Моне так подробно изучал смены цвета в природе, что в течение суток мог написать один и тот же сюжет, но в разном освещении (Серия картин «Стог сена», «Кувшинки», «Руанский собор»). Постимпрессионисты Ж.Сера, П. Синьяк разработали особый способ оптического воздействия цвета на зрителя — пуантилизм. Данный метод предполагал наложение на картинную плоскость мазков и точек краски контрастных цветов, которые при близком рассмотрении «рассыпались», а при отдалении от полотна синтезировались в подвижный и живописный, цветовой образ.

Абстракционизм. Фовиз. Кубизм. Художники данного направления, А.Матисс, Кандинский, отказались от цветовых модуляций и обратились к ярким локальным цветовым областям. Кубисты Пикассо, Брак, Грис использовали цвет для выявления света и тени. Они интересовались природой соединения определенной формы и цвета. И. Иттен в своей работе «Искусство цвета» подробно систематизировал и присвоил каждой геометрической форме свой цвет (квадрат, «символ неподвижной материи» — красный; трапеция — оранжевая; треугольник, «изучающий себя во все стороны»– желтый; круг, «вечное движение духа» — синий; овал — фиолетовый) [8, С.75–76].

Сюрреалисты М.Эрнст, С.Дали, использовали цвет как инструмент создания нереальных образов и фантазийного мира. Полотна провоцируют у зрителя созерцательное состояние, внутреннее размышление и психологический анализ.

Поп-арт. Китч. Современное искусство заставляет удивлять, обращать на себя внимание, зачастую негативное. Это уже не синтез лучших сторон, а набор негативных качеств, которые отражают переизбыток информации современного общества. Зачастую такие предметы псевдоискусства ведут не к созиданию, а к разрушению, хотя это тоже яркая цветовая картина мира, которая состоит из множества несовместимых сегментов.

Европейская культура утратила ощущение присутствия Бога в мире, понимание мира не основано на признании абсолютных ценностей. Отсутствие явных ценностей и идеалов сформировало в процессе мышления абстрактное видение мира, с агрессивным контекстом, в котором практически отсутствуют цветовые и эмоциональные состояния. Эволюция цвета в понимании картины мира происходила постепенно от линии, затем использовалось в изображении окружающей действительности, тональное пятно, цветовое плоское пятно, объемный цвет, цветной объем в картине мире. Эволюцию понимания цветовой картины мира проходит каждая личность в процессе своего индивидуального развития и взросления. Психология развития понимания цвета личностью это маленькая модель процесса эволюции искусства от первобытного искусства до современного абстрактного творчества [12].

В цветном пятне художник закладывает определенный эмоциональный и информационный код, который понятен обществу с определенным уровнем восприятия мира и знанием теории искусства, способностью визуально воспринимать и анализировать. Проблема современного общества в том, что понимать язык искусства и тем более «говорить» на нем могут не многие. Задача современного образования — это психолого-педагогическое воздействие на личность, которое развивает в нем не только сферу знаний о мире, но и внутренне эстетическое отношение к нему.

В нашем современном веке информационных технологий при помощи достижений компьютера можно создать модель любого процесса или явления. Компьютерная модель мира представляет набор предметов и их признаков, но машина не способна создать эмоциональный и духовно насыщенный цветовой образ мира. Цветовой образ мира — это некая структура, которая соединяет опыт поколений и индивидуально неповторимые ощущения от мира каждой личности. Если все этапы становления цвета успешно прошли в процессе психологического и физиологического развития личности, то человек наиболее интересен для общества, его взгляд на деятельность не ограничится определенной областью, работая в любой деятельности, человек будет синтезировать и анализировать процессы с разных точек зрения, оценивания себя со стороны, с позиции окружающего мира. Проблема сегодняшнего дня такова, что общество не только не способно создавать цветовую картину мира, но и не способно понять этот термин, его значение. Сейчас век компиляции и синтетических соединений, в творчестве художника происходит освоение «чужого» и превращение в «свое», создается свой мир, каждый выбирает свои цветовые сочетания. В процессе деятельности происходит эмоционально — образное осмысление мира, преобладает интуиция и абстрагирование явления.

Вместе с тем как развивалось представление о мире, увеличивалось количество цвета, которое использовал человек. Ученые рассмотрели различные аспекты развития личности — это особенности влияния общества, исторических факторов, физиология и генетика, а вопрос взаимосвязи построения в сознании и мышлении человека цветовой картины мира и влияние на этот процесс индивидуальных психологических качеств личности мало изучен. В истории искусства и развитии общества понимание цвета развивалось по спирали. В процессе развития цивилизации человек эволюционировал, изменялись его знания о мире, окружающей действительности.

В первобытном строе человек для изображения действительности использовал два — три цвета, сейчас художники для создания своих полотен используют не только цвет, но и предметы действительности (приклеенные карты, фольга, газета, проволока, шерсть в сочетании с масляной живописью). Данное направление искусства, которое часто использовало «предметы мусорных ям» имеет название абстракционизм, поп-арт, китч.

Задачи художника этой эпохи преодоление пространства картины и его расширение, соединяют в себе разные поколения, разные эпохи и разные взгляды на мир, разные степени познания мира. П.Пикассо в своем полотне «Герника» рассуждает в абстрактных формах о проблеме войны и мира, С. Дали «Часы»(1931) отражает изменчивость времени в образах плавно сползающих с плоскости часов. Широко используемый художественный прием способствовал «воплощению единства человеческой духовности» [16,С.25].

Появилась форма объединения различных видов искусства, техники, науки — форма Биеннале. В искусстве известен переход от сюжета к фрагментарности, абстрактности видения, «деструкция» отдельных элементов в таком направлении искусства как абстракционизм и кубизм, когда совместно с реалистичным изображением использовалось фрагментарное упрощение элементов. Бердяев видит в этом кризис искусства, которое изменяет изученное бытие [4]. Освобождение изображения от образа, логического смысла, переход на геометрическую форму и композицию из чистой краски говорит о философско-психологической основе того времени, когда человечество пыталось понять строение мира, планет, попытка объять мир. Перечислим некоторые название полотен: «Формула», «Композиция VIII»«,Черный квадрат», «Синий квадрат», «Цветовая композиция». В данных полотнах вместо образного, цветового знака, использовались математические формулы, ноты музыкальных произведений, фрагменты театральных афиш. Задача работ этого направления искусства — научить каждую личность запускать внутренние психологические механизмы анализа абстрактной формы, которая лишена смысловой нагрузки и концентрирует наше сознание на цвете, линии и тоне, эмоционально — логическом коде, который несет полотно. Главная задача таких художников как В. В. Кандинский, К.Малевич, П. Мондриан, А. В. Лентулов, Петров, А. Куприн, И.Клюн, П.Кончаловский, Н. С. Гончарова научить зрителя понимать абстрактные композиции и видеть в них отраженную действительность, в этих работах художник через цвет, линию и ритм выявляется картина современного мира [5]. В это время в науке происходит множество открытий по физике, химии, астрономии, подробно изучаются отдельные элементы целых процессов, соответственно и в искусстве изучается цвет, свет, его структура, законы воздействия, химический состав. Основу теоретических исканий в данной области заложил в своем труде «Книга о живописи»(XVв.) Леонардо да Винчи, где он рассуждает о том, что живопись — это «наука и законная дочь природы» и «должна быть поставлена выше всякой другой деятельности, ибо она содержит все формы, как существующие, так и не существующие в природе», художник пишет о взаимодействии цветов и рефлексов, о гармоничном построении композиции и цветового строя картины, выводит ряд основных цветов [17, С.356].

И. Ньютон в своем исследовании «Цвет и оптика»(XVIII в.) подробно рассмотрел физические закономерности возникновение цвета из света, он проводит в соответствие каждому цвету определенной ноты. Дидро «Мои незначительные мысли о цвете» пишет о том, что цветовой колорит отражает психическое состояние художника. И. В. Гете в своей работе «Трактат о цвете»(1810г.) рассматривает психолого-физиологические законы восприятия цвета и устанавливает взаимосвязь между цветом и психикой человека [3, С.32–41]. В истории искусства известна концепция цвета Кандинского «О духовном в искусстве»(1911г.), в котором художник подробно исследует каждый цвет и указывает на конкретные физические и психологические процессы, возникающие в процессе их восприятия. А. Матисс в работе «Заметки живописца»(1908) говорит о том, чтобы передать эмоциональное состояние необходим цвет, а определенный сюжет и форма не нужны, они даже мешают. В своих работах он утверждает беспредметное искусство как основу гармоничного отражения действительности. К.Малевич «Форма, цвет и ощущения»(1918–1924) рассуждает о беспредметном искусстве и ведущей роли цвета в отражении картины мира.

Малевич в письме А. Бенуа 1916 г. о картине «Черный квадрат» пишет: «И я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни временем»; «У меня — одна голая, без рамы (как карман) икона моего времени, и трудно бороться. Но счастье быть не похожим на вас дает силы идти все дальше и дальше в пустоту пустынь. Ибо там только преображение» [9, С.84–85]. Пустота пустынь, о которой говорит Малевич, является полным отсутствием объектов в сознании художника, постигшего бытие [9].

К.Малевич и В. Кандинский разрабатывали свои теории искусства и законы формирования цвета. В. Кандинский создал трактат, в котором он отражает, что все творения искусства должны отражать внутренний психологический мир художника и побуждать внутренний разговор со зрителем. Внутренний смысл может отразиться в композиции, которая организована на основе ритма, психофизиологического воздействия цвета, цветовых контрастов динамики и статики. В.Кандинский разделял картины на «импрессии», «рожденные в результате прямого впечатления от внешней природы» и «импровизации», которые отражают бессознательное начало личности, процессы внутреннего характера, то есть «впечатление от внешней природы» [1,С.5].

Художники этого поколения создавали «новый внефигуративный мир», в пространстве картины развивалось действие, где главные действующие лица были цветные линии, пятна и геометрические формы. Законами формирования такого образа занимается психология творчества, которая доказывает, что реалистический образ доступнее в создании, чем абстрагированный образ, который несет внутренний сокровенный смысл [13, С.79]. Ритм, эмоциональный цвет, экспрессия цвета выражает лирическое, музыкальное состояние. Часто произведения искусства этого периода сравнивают с живописной музыкой, когда краска и образ не констатируют фактическое изображение, а заставляют запускать внутренние психологические механизмы у зрителей по работе над созданием своего индивидуального образа, каждый в картине видит что-то свое.

Направление супрематизма и яркий представитель К. Малевич в свое работе «Композиция с Моной Лизой» использует геометрические цветные формы, на полотне появляются знаковые надписи «частичное затмение», фраза «продается квартира» на репродукции Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — эти надписи несут смысл протеста современного искусства против эксплуатации реального образа и стремление вносит в произведение не только изобразительные качества, но и заставлять мыслить и анализировать. Эта картина отражает современное состояние искусства и культуры, если Малевич в картине «Композиция с Моной Лизой» указывает на «частичное затмение» старого искусства, то в картине «Черный квадрат» происходит «полное затмение» изображения геометрической формой. Сейчас творческая личность это не летописец событий и фотограф современников, которые его окружают, в нем сосредоточие философской мысли и психологического воздействия цвета и формы для достижения целей формирующего характера [13, С.116].

П.Мондриан говорил о том, что «реальные образы затемнили чистоту реальности» [11, С.96]. Из пазлов и отдельных деталей действительности создается единое целое и художник в своем полотне выступает как инженер и конструктор. Мировая история и живопись говорит о том, что цвет эволюционировал от двух и трех цветного орнамента, двухцветной наскальной живописи, затем следует канонизированная фресковая живопись Древнего Египта и Греции, тонкие цветовые переливы Востока, искусство эпохи Средневековья вводит в витраж множество цветов, символичный, религиозный сюжет, религия и канон влияют на личность человека, эпоха Возрождения вводит цветной образ совершенного человека, тонкие переливы красочного слоя «сфумато», что обусловлено развитием науки и техники и человек становится центом развития научной мысли. Эпоха развития Западной Европы и большой скачок в развитии эмоционального и психологического воздействия цвета — это импрессионизм и неоимпрессионизм, где эмоциональное восприятие действительности и пробуждение подобных эмоций у зрителя преобладают над фотографически достоверным отражением мира. Художники этой эпохи знали не только физические и оптические законы смещении красок, но и прекрасно владели разработками по теории цвета и основы психологического воздействия цвета на зрителя. Далее в истории становления цвета появляется абстрактное искусство, которое заставляет уйти от изображения и погружает зрителя в созерцательную природу цветных плоскостей и ритмов, в этот период искусство стимулирует не просто считывать образ, а мыслить и синтезировать свою эмоцию.

Искусство отражает внутренний мир и состояние человека, как видит мир художник, так его видит и общество в целом. Искусство обладает формирующей, воспитывающей, корректирующей способностью [7]. На данный момент в психологии активно используются рисуночные методики для диагностики личности, арт — терапия. Люди, которые освоили любой вид творческой деятельности, отличаются высоким уровнем психологической адаптации, развитыми коммуникативными качествами, в процессе овладения творческими навыками развивается мелкая моторика, светочувствительное и цветовое восприятие.

Современное отношение к цвету в искусстве, промышленности, дизайне и производстве носит визуально — материальный характер, мало изучена эмоциональная и психологическая составляющая. Современные художники перенимают идеи сюрреалистов, кубистов, абстракционистов в том, что цвет основное действующее лицо, форма деструктурирована, используются эпатирующие предметы, несовместимые материалы (масло и металл, холст и пластиковые бутылки, монеты, техника «декупаж»). Кубисты, сюрреалисты использовал эти приемы для зашифровки внутреннего смысла в свои произведения, цвет отражался в определенных ритмических композициях, применялись цветовые оптические эффекты смешения, физиологические и психологические законы. Сегодня сочетание несовместимого на полотне — это один из способов заявить и «прокричать», о себе в обществе. Особая форма протеста всемирное развитие техники росписи стен «граффити» (рисунки и надписи, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах), которая часто несет не эстетическое значение, а форму протеста.

Проблема современного психологического развития личности похожа на структуру проблем в современном искусстве — оно беспредметно и разделено на отдельные части. У современной личности нет общего представления о мире, истории культуры, истории искусства, но личность часто обладает исчерпывающими знаниями по определенным явлениям жизни.

О.Уайльд рассуждает о том, что «искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь», живописное полотно отражает зрителя, его умение увидеть структуру полотна или отсутствие этого умения. О.Уайльд говорит о том, чтобы понимать мир и искусство «необходимо научиться смотреть в зеркало, а, следовательно, анализируя взгляд на мир художника», научиться понимать язык живописи и рисовать в воображении свою цветную картину мира [15].


Литература:

  1. Автономова Н. Вступительная статья//Кандинский: Альбом. — М.: Изобразительное искусство, 1993.

  2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

  3. Базыма Б. А. Цвет и психика. Монография. ХГАК. — Харьков, 2001. —172с.

  4. Бердяев Н. А. Кризис искусства. М.: СП Интерпринт, 1990.— 48 с.

  5. Бычков В. В. Культурология XX века. Энциклопедия. М.,1996.

  6. Всеобщая история искусств. Т.2, М., 1956.

  7. Выгодский Л. С. Психология искусства. М.,2004.

  8. Иттен И. Искусство цвета/ Пер. с немецкого: 7-е издание.- М.: Изд.Д.Аронов, 2011.-96с.

  9. Малевич о себе. Современники о Малевиче. Т.1. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. М., 2004.

  10. Маслоу А. Психология бытия. М.:Рефль-бук: Ваклер,1997.

  11. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1987.

  12. Романова Е. С. Потемкина О. Графические методы в психологической диагностики. М.:Из-во «Дидакт»,1991–250с.

  13. Русские художники от «А» до «Я».- М.: СЛОВО,2000.-216с.

  14. Семенов В. Е. Искусство — как межличностная коммуникация (Социально-психологическая концепция).- Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2007–220с.

  15. Уайльд Оскар. Портрет Дориана Грея. Предисловие. Электронная версия: http://lib.ru/WILDE/doriangray.txt

  16. Шаханазаров Н. Г. Стилевые искажения западной музыки в социально-культурном контексте XX века//На грани тысячелетий: Судьба традиции в искусстве XX века. — М.,1994.

  17. Эстетика Ренессанса: Антология: в 2-х т. Т.2. / Сост. и науч. ред. В. П. Шестаков. — М.: Искусство, 1980. — 639с.

Основные термины (генерируются автоматически): цвет, мир, художник, цветовая картина мира, полотно, искусство, история искусства, геометрическая форма, современная личность, Черный квадрат.


Похожие статьи

Семантика цвета в аспекте межкультурных визуальных коммуникаций

Диалектика традиций и инноваций как философская проблема современного образования

Проблемы архитектурного образования: художественное творчество при компьютерном проектировании

Социальные представления о самоактуализации: гендерный аспект

Одиночество и особенности его переживания в пожилом возрасте: гендерный аспект

Язык руки как символический код общения: историко-психологический аспект

Педагогика и психология в современном мире. Психологический аспект урока английского языка

Роль полихроматизации языка фольклора в межкультурном пространстве

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

Взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития старшеклассника: теория и опыт

Похожие статьи

Семантика цвета в аспекте межкультурных визуальных коммуникаций

Диалектика традиций и инноваций как философская проблема современного образования

Проблемы архитектурного образования: художественное творчество при компьютерном проектировании

Социальные представления о самоактуализации: гендерный аспект

Одиночество и особенности его переживания в пожилом возрасте: гендерный аспект

Язык руки как символический код общения: историко-психологический аспект

Педагогика и психология в современном мире. Психологический аспект урока английского языка

Роль полихроматизации языка фольклора в межкультурном пространстве

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

Взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития старшеклассника: теория и опыт

Задать вопрос