Роль полихроматизации языка фольклора в межкультурном пространстве
Автор: Реймерс Снежана Валерьевна
Рубрика: Народное творчество
Опубликовано в Филология и лингвистика №2 (8) май 2018 г.
Дата публикации: 25.03.2018
Статья просмотрена: 74 раза
Библиографическое описание:
Реймерс, С. В. Роль полихроматизации языка фольклора в межкультурном пространстве / С. В. Реймерс. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2018. — № 2 (8). — С. 9-13. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/89/3249/ (дата обращения: 16.11.2024).
Важнейшим источником изучения психологии, мировоззрения, эстетики того или иного народа является фольклор. Термин «фольклор» (в переводе с английского “folklore”, буквально «народная мудрость») впервые ввел английский ученый Вильям Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную, а иногда и материальную культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении как составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами [1].
Существенной особенностью фольклора является богатство образной фантазии, метафоричность и чувственная наглядность представлений. Фольклор каждого народа неповторим, так же как его история, обычаи, культура. Однако сравнительное изучение фольклора разных народов показало, что, несмотря на яркую национальную окраску фольклора, многие мотивы, образы и сюжеты у разных народов сходны в самых различных частях земли. А круг тем и сюжетов — вопросы происхождения мира, человека, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти — затрагивает широчайший круг коренных вопросов мироздания. У народов с единым историческим прошлым и говорящих на родственных языках подобное сходство может быть генетическое. Похожие черты в фольклоре народов, относящихся к разным языковым семьям, но издавна контактирующих друг с другом объясняются заимствованием. А в фольклоре народов, живущих далеко друг от друга и, вероятно, никогда не общавшихся, существуют типологические сходства, потому что на одинаковой стадии развития складываются похожие верования и обряды, формы семейной и общественной жизни.
Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. С первобытных времен фольклор является единственным источником, донесшим до наших дней те или иные сведения. Фольклор выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному обществу форма мировосприятия, понимания мира и самого себя первобытным человеком, как первоначальная форма духовной культуры человечества.
Фольклор выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Давно известно, большое значение цвета, цветового восприятия в жизни человека. Жизнь полна тогда, когда она наполнена красками, цветами и оттенками. Начиная с древнейших времен, цвет был сильной, но все же неуловимой силой, определяющей поведение человека.
В первобытном обществе фольклор был основным способом понимания многокрасочного мира. Первобытный человек не только подвергался влиянию цветовых вибраций, но и пытался подражать им, обращаясь к ним за помощью в содействии его счастья или отвращении зла. Древние народы объединяли цвета с природными силами. Например, красный цвет из-за своего ярко-красного отблеска символизировал огонь, оранжевый или золотисто-желтый представлял солнце, зеленый — весеннюю листву, голубой — небо и море.
Некоторые ученые утверждают, будто в истории развития народов имеются указания на пережитую ими всеми цветовую слепоту. Утверждают даже, что у некоторых отставших в культурном отношении народов она до сих пор существует. С другой стороны, у насекомых встречается способность распознавать цвета. В 1858 году молодой английский политик Уильям Юарт Гладстон утверждал, что греки были слепы на голубой цвет. Он основывает свое мнение на том, что у Гомера нет особого названия для голубого цвета. В доказательство частичной цветовой слепоты древних народов приводят тот факт, что в описаниях радуги некоторые цвета выпущены, а другие переставлены. Однако необходимо отметить, что заключение о воспринимаемых цветах по разговорным их названиям слишком рискованно. Просматривая произведения современных поэтов, нередко можно найти самые противоречивые указания, вполне допускающие диагноз цветовой слепоты. Одно только кажется справедливым: как древние, так и новые народы, подобно новорожденным детям, менее чувствительны для цветов с короткими волнами, т. е. для зеленого и голубого. Вот почему так часто встречается неопределенность в названии и распознании именно этих цветов. Негры Бонго во внутренней Африке называют все цвета с длинными волнами «красными», а с короткими — «черными». Чувство, воспринимающее цвета, развилось постепенно.
Древние народы объединяли цвета с природными силами. Цивилизации во все времена прибегали к цвету как в ритуалах, так и в местах обитания. Французский этнолог и антрополог Клод Леви-Строс, отмечал, что «во многих австралийских и родезийских племенах вовремя церемоний по случаю похорон родственники умершего по материнской линии мажут лицо и тело красно-желтой краской и подходят к покойнику, тогда как родственники с другой стороны в тех же целях используют белую глину и держатся на некотором расстоянии» [2]. Такая социально-значимая цветовая трансляция связана со специфической цветовой символикой. Например, у примитивного народа идембу «черный — это зло, дурные вещи», но вместе с тем он обещает счастье в любви. Древние обряды посвящения включали ночные испытания: испытуемый переживал символическую смерть в темном месте, чтобы стать новым человеком, возродиться для жизни духовной. Даже в настоящее время дикари наносят на тело воинственную раскраску, чтобы испугать своих врагов. В не так далеком прошлом, они ради бус и тряпок ярких цветов распродавали свою собственность и пожитки. Для всех примитивных культур характерно наличие символических триад (например, белое — красное — черное). Немецкий поэт, просветитель, ученый и философ Иоганн Вольфганг Гете считал, что дикари, некультурные народы имеют большую склонность к цвету в его высшей яркости — желтый и красный. У них есть склонность к пестроте, когда краски сочетаются без гармоничного равновесия.
«Книга Бытия» и народная память говорят нам о потопе, закончившемся новым сверкающим рассветом, ознаменованным радугой. Ее цвета открывают человеку чудесный секрет света и игры вибрационных сил, которые его порождают.
Основа любой народной культуры — мировоззрение народа, его представления об устройстве мироздания. Единство символического отражения мира у разных народов не случайно, а свидетельствует как об общности путей человеческого познания, так и о единстве самого познаваемого мира.
«Без сомнения, именно Китай, еще до шумерского периода и окрашивания этажей в зиккурат, дает первую символику красок, отвечающую запросам людей, организовавших первые общества» [3]. Так, в Китае зеленый цвет обозначает Восток, весну, лес и милосердие. Голубой символизирует Дао, священный путь, непостижимый принцип всего сущего. Красный — юг, лето, огонь, птица Феникс. Желтый — цвет счастья, императора.
Японцы наделяют цвета значениями особенно утонченными, превосходящими то, что человек в состоянии описать. Синтоиские школы открывают своим посвященным следующие соответствия:
– Черный цвет (Куро) и фиолетовый (мурасаки) — Север — Ара-митами — основа, первопричина, рай.
– Голубой и зеленый (ао) — Восток — Куши-митама — жизнь, творение.
– Красный (ака) — Юг — Сачи-итама — гармония и экспансия.
– Белый (Широ) — Запад — Нижи-митама — интеграция и продвижение вперед.
– Желтый (Ки) — Центр — Нао-Хи (лучи солнца) — создатель, единство.
Пятицветный спектр доминирует в ритуалах и традициях. Император преподнес богу Ками в подарок отрезы тканей всех пяти цветов — стяги состоят из полотнищ пяти цветов, исполнители некоторых ритуальных танцев носят пятицветные повязки с колокольчиками.
Единой системы, устанавливающей определенное символическое содержание за каждым цветом, не существовало ни в одну эпоху.
У древних евреев хитон из белого льна символизировал чистоту Жреца, совершающего жертвоприношение и божественное правосудие. Белый был цветом весталок (жрицы, нарушившие обет целомудрия, сжигались живьем), друидов, посвященных. Серый символизировал траур. Древние евреи посыпали себя пеплом, чтобы выразить свою скорбь во время похорон.
В Египте зеленый цвет приписывался Птаху, символу созидания и равновесия в природе, и воде, являвшейся в египетской космогонии основой сотворения мира. Зеленый цвет обозначал начало Времени и Мироздания и символизировал материальное и духовное рождение, таинство посвящения. Древние египтяне носили одежду определенного цвета в зависимости от рода занятий и местонахождения. На всех памятниках Египта, можно увидеть голубоватый или сероватый фон и писанные на нем фигуры в 7 цветов: синий, зеленый, красный, коричневый, белый и черный, причем иные имеют некоторые градации интенсивности. Фиолетовые, бурые, смешанные цвета египтянами не употреблялись. Мужчин писали темно-красными красками, а женщин — бледно-желтыми [4, c. 27].
Ранние индейские цивилизации использовали различные цвета, чтобы воздействовать на настроение.
Греки в древности употребляли только 4 краски: желтую, черную, белую и красную. Древние греки считали, что краски обозначают темперамент: красный — сангвиник, желтый — холерик, белый — флегматик, черный — меланхолик. Пестрые персидские материи, финикийские пурпурные и шелковые считались роскошью в одежде. Но белый цвет греки носили предпочтительнее [4, c/ 115-120]. В Древней Греции синий — мужской цвет.
Наиболее пристойным цветом в Древнем Риме почитался белый, красный был цветом военачальников, знати, патрициев и императора Рима, этот символ верховной власти унаследовали кардиналы. Впоследствии цвета стали подчиняться моде. Одной из драгоценнейших красок в одежде считалась пурпурная. Цельную пурпурную одежду мог носить только император и его ближайшие сановники [4, c. 161]. В Перу красный цвет связывался с войной и был цветом солдат.
В Испании в конце XV века белый символизировал радость и удовлетворение, зеленый — надежду, синий — бешеную ревность, пурпурный — радость и удовлетворение, желтый — недоверие, измену.
В средние века красный цвет одновременно считался и цветом злости и стыда. Рыжие борода и волосы считались признаком предательства. Рыжий цвет символизировал во всех мифологиях животные наклонности в человеке, чрезмерную плодовитость, извращение, вожделение и их последствия: невоздержанность, жестокость, эгоизм. Символ Тифона (чудовище, которое, объявив войну богам Олимпа, развязало вражду между силами Света и Тьмы). В то же время, согласно другим средневековым источникам, красной бородой наделялись положительные персонажи. Разногласие в символическом содержании цветов объясняется пересечением религиозной символики с народной. Если первая из них имела своим истоком религиозные учения, легенды и сказания, то народная символика была итогом отражения в сознании народа преимущественно красок окружающей природы.
Во многих странах евреи должны были носить желтые одежды, потому что они предали своего Господа. Во Франции марали желтым цветом двери изменников. В иконографии одежда Иуды также желтого цвета.
Основными цветами западногерманской церкви были белый, красный, зеленый, черный, голубой. Белый цвет символизировал чистоту и непорочность, зеленый — надежду на бессмертие души, голубой — печаль, красный — кровь святого. Вместе с тем, эта символика встречается в сказках и в легендах многих народов, где зелень является символом надежды, потому что связывается в нашем сознании с молодостью, ростом; красный цвет символизирует любовь, потому что это цвет крови, огня; белый — символ невинности, потому что это чистота, свет; черный — символ траура, потому что связывается в сознании с мраком, тьмой.
Символизм — важная характеристика западноевропейской культуры. Каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый — как новой любви, желтый — как цвет враждебности. Информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру.
Не случайным был выбор цветовых сочетаний в одежде у древних русских. Чаще всего исполнялась красная вышивка по белому полю. При этом, красный цвет символизировал мужское начало, а белый — женское. В народном представлении любовь и брак, последующая семейная жизнь были также связаны с образами огня и земли, а муж и жена их олицетворяли. «Белый цвет в древности понимался как «сияющий белизной» и сравнивался со светом, но не отраженным, а излучаемым изнутри, то есть обозначал светоносность предмета. Одним из его символов была льняная холстина с ровной серебристой поверхностью... Красный, «жаркий» цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь»... [5]
В России до XIX века свадебный наряд невесты во время «печальной» части свадьбы состоял из белого, а в «веселой» части — преобладал красный цвет. Символическое значение цветов, виденных во сне у русских крестьян таково: белый — чистота, невинность, прямодушие, радость; красный — любовь, пылкость, стыдливость; желтый — слава, роскошь, непостоянство; голубой — благочестие, мудрость, чистота чувств, небо; черный — печаль, траур, смерть; пурпур — власть, могущество; розовый — молодость, нежность, веселье; зеленый — надежда; лиловый — чистая любовь, соединение розового и голубого, т. е. нежности и чистоты чувств; фиолетовый — небесное могущество, соединение красного и голубого, т. е. пылкости и небесной мудрости; оранжевый — честолюбие, любовь к славе; серый — грусть, задумчивость, мечтательность; темно-коричневый — глубокое горе; блеклый, желтый — старость [6].
В сборнике пословиц и поговорок, собранных писателем, этнографом, лингвистом, лексикографом Владимиром Ивановичем Далем по всей России в середине XIX века, можно найти пословицы и поговорки о цвете, которые говорят о восприятии цвета русским народом той эпохи. Даль в словах, пословицах, картинах быта дал точный, фотографический снимок русского мира середины XIX века, запечатлеть жизнь нации в малейших деталях и проявлениях. Через восприятие цвета можно увидеть портрет народного мышления в его слитности, неразрывности, полноте, поразительную глубину народной философии. Приведем некоторые из них: на вкус, на цвет мастера нет (т. е. такого мастера, который бы одним на всех угодил); бела, как колпица, как лебедь; бела, румяна — ровно кровь с молоком; белые ручки чужие труды любят; мыло серо, да моет бело; черная коровка дает белое молочко; не краса корове, что часты пестрины; бел, как лунь, как лат (полотно, скатерть, полотенце), как стена, как снег; белее снега белого; рубашка беленька, да душа черненька; свет бел, да люди черны; черен, как сажа, как уголь, как смоль, как ворон, как ночь, как земля; чернее грязи, сажи, угля и пр.; черный глаз, карий глаз — минуй нас!; белое — венчальное, черное — печальное; черен мак, да бояре едят; полюби-ка нас вчерне, а вбеле-то (вкрасне) и всяк полюбит; дела, как сажа, черны (или белы); черных кобелей набело перемывать; ал цвет мил на весь свет; алый малый — синь кафтан; красен, как свекла, как морковь, как клюква, как маков цвет; красно поле рожью, а речь ложью (т. е. красным словцом); рыжий, как огонь; покраснел, как рак; рыжий да красный — человек опасный; красное солнышко на белом свете черную землю греет; зелен, как трава; зеленей горькой полыни; желт, как имбирь; желтей желта золота; синий, как китайка (как кумач); сия пороху во рту не было; седой, как лунь (птица, род ястреба), как ковыль, как иней; казенная краска (трехцветная или серая, желтая, как заборы красят); красным-краснешенек, желтым-желтехонек и т. д. [7]
На полихроматизацию языка фольклора русского и башкирского народов, живущих на одной территории, повлияла, несомненно, многокрасочность природно-географической среды, а также доступность растительных и минеральных красителей.
Башкирский орнамент, был единственной формой художественно-изобразительного творчества. Колористическое решение узоров — ярчайшее проявление национальной самобытности в искусстве. Башкирский орнамент почти всегда многоцветен с преобладанием цветов: красного, зеленого, желтого. Реже применяются синий, голубой, лиловый цвета. На цветовую гамму оказало большое влияние появление новых красителей. Их применение разрушило традиционный колорит, который строился на более сдержанных цветовых сочетаниях, так как до появления анилиновых красителей башкиры использовали натуральные. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти — белый, серый, черный. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным — на красном фоне — зеленый и желтый узор, на черном — красный и желтый, значительно реже — белый цвет холста. Это объясняется, возможно, кочевым образом жизни и окружающей яркой многокрасочностью природы.
Китайцы разработали энергетическую теорию человека, основываясь на наблюдениях за природой. Так было выявлено пять основных элементов жизни: Дерево, Огонь, Земля, Металл. Вода. Они установили следующие соответствия:
– дерево — восток — весна — печень;
– желчный пузырь — гнев — зеленый;
– огонь — юг — лето — сердце;
– тонкий кишечник — радость — красный;
– земля — центр — конец лета — селезенка;
– желудок — заботы — желтый;
– металл — запад — осень — легкие;
– толстая кишка — грусть — белый;
– вода — север — зима — почки;
– мочевой пузырь — страх — черный.
В архаический период (VIII-VI веках до н. э.) воплощением гармонии и красоты выступает космос. Космос для древних народов был чувственно материален, т. е. видим, слышим и осязаем. В представлении о мироздании — космологии интересно соотнесение знаков Зодиака с различными цветами. Уже тогда было известно, что каждый цвет имеет определенное психологическое значение, и для астролога того времени нахождение таких аналогов психического в материальном и духовном мире являлось необходимым инструментом для работы с человеческой душой. Каждому знаку Зодиака были приписаны различные цвета. Например, статичные цвета (красный, желтый, голубой, синий) соответствовали четырем фиксированным знакам: Тельцу, Льву, Скорпиону и Водолею.
Таким образом, фольклор — это важнейшее явление культурной истории человечества, поэтому значение фольклора для самосознания человечества очевидно. Основа любой народной культуры — мировоззрение народа, его представления об устройстве мироздания. Единство символического отражения мира у разных народов не случайно, а свидетельствует как об общности путей человеческого познания, так и о единстве самого познаваемого мира. Сначала истории культуры человечества цвет остается силой, определяющей поведение человека. Цветовая гармония в фольклоре разных народов является воплощением представления о мировом культурном единстве. Поэтому роль полихроматизации языка фольклора является социально-значимой в межкультурном пространстве.
Литература:
- Жирмунский В.М. Фольклор Запада и Востока: Сравнительно-исторические очерки. М., 2004.
- Lev-Strauss Claud. La Pensee sauvage. - Paris: Plon, 1962. - P. 87.
- Дерибере М. Цвет в деятельности человека. - М.: Стройиздат, 1964.
- Гнедич П. П. Всемирная история искусств. - М.: Современник, 1999.
- Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л., 1986. - С. 119-120.
- Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998. - С. 546-547.
- Пословицы русского народа: Сборник В. Даля: В 3 т. Т. 2. - М.: Русская книга, 1993. - С. 326-327.