Символика цвета как особый аспект познания мира | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Журналистика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (25) февраль 2011 г.

Статья просмотрена: 1014 раз

Библиографическое описание:

Бакеева, Д. А. Символика цвета как особый аспект познания мира / Д. А. Бакеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 2 (25). — Т. 2. — С. 189-190. — URL: https://moluch.ru/archive/25/2624/ (дата обращения: 19.10.2024).

«Только тому, кто любит цвет,

открывается его красота и внутренняя сущность.

Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданный ему он позволяет постичь свои тайны» (И. Иттен)

Цвет − это непременная составляющая визуального опыта и его восприятие меняется в зависимости от исторического периода и культурного контекста. Одни цвета люди видят, другие не замечают, одни опознаются и называются в языке, но со временем «исчезают», а другие, прежде настораживавшие и пугавшие, входят в моду и реабилитируются в глазах современников. При нормальных условиях информационно-энергетическое взаимодействие цвета с человеком может осуществляться одновременно на трех уровнях интеллекта: сознательном (дорожные, сигнальные знаки); подсознательном (красный − отвага, синий − разум) и бессознательном (красный ускоряет пульс, синий − замедляет и другие типы воздействия цвета). Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что «цвет − лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины» [1]. Культурологические и хроматические представления о цвете связаны не с конкретикой известных определений (типом цветообозначений, физическими параметрами красочного отражения, видом того или иного ощущения или воздействия и т.п.), а с возможностью их конкретизации в культурологии с помощью цвета как природного междисциплинарного средства моделирования открытых информационных систем. Такие практически никак не связанные друг с другом традиционные культуры, как Древний Египет и Китай, имели единые или весьма близкие цветовые обозначения. Так, например, если в Египте, на Крите и в Греции красным цветом в скульптуре и фресковой живописи обозначалось мужское тело, а желтым − женское, то в традиционном Китае красному цвету отвечал мужской принцип янь, а желтому − женский инь. По-видимому, семантика цвета является основной культурологической характеристикой, объединяющей людей по естественному семиотическому принципу цветового взаимодействия. Поскольку третья характеристика (чувства, эмоции) предполагает, что отношение подсознания к бессознательному проявляется, прежде всего, в цвете, то последний можно считать «неразделимым целым» между субъектом и объектом познания культуры. Именно это положение предполагает, что через эмоциональное отражение действительности можно выявить семантику неосознаваемого воздействия цвета, которое заключено в представлениях коллективного бессознательного, влияющего на глубину восприятия мира в цвете, канонизированном в традиционных культурах. Цветовая информация складывается из факторов, присущих в равной мере и передающему, и принимающему объекту. Можно сказать, что и образ, и цветоощущение приобретают значимость для интеллекта лишь в том случае, если входят в систему образов, рисующих в подсознании модель мира. Необходимо подчеркнуть подсознательное формирование и образов, и модели мира, поскольку к настоящему времени в науке накоплено достаточно доказательств в пользу того, что и зрительные, и более сложные (к примеру, сновидения) образы организуются на неосознаваемом уровне функционирования интеллекта. В современном цветоведении дискутируется проблема своеобразной узости цветовой гаммы древних и архаичных обществ в связи с тем, что отдельные факты приводили некоторых исследователей к выводам о неполноценности цветового зрения древних. Однако исследования традиционных культур свидетельствуют о полноценности цветового зрения их создателей и хранителей.

Так, желтый цвет ассоциируется с золотом, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, потустороннего мира. У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом. Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. Зеленый цвет у многих народов символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой − и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости). В средневековой Европе шуты носили зеленую одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки. В Австрии зеленый является наиболее популярным, а в Пакистане − изумрудно-зеленый.

Таким образом, древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер, И. Гете и другие ученые. Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике – вот одни из главных вопросов этой проблемы.


Литература:

  1. Словари русского языка / Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.jiport.com/?sname=enc (дата обращения: 21.12.2010).

Основные термины (генерируются автоматически): цвет, желтая одежда, желтый цвет, зеленый цвет, модель мира.


Задать вопрос