Диалектика традиций и инноваций как философская проблема современного образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общая педагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 28.11.2020

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Шальнев, Н. А. Диалектика традиций и инноваций как философская проблема современного образования / Н. А. Шальнев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 2-5. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5685/ (дата обращения: 16.12.2024).



Последние 15–20 лет в современном образовательном пространстве мы всё чаще говорим и слышим о модернизации и информатизации современного образования в Российской Федерации как в школе, так и в вузах.

Каждый год проходят значительные изменения в содержании образования, в формах обучения учащихся и студентов, в формах контроля уровня знаний и навыков подрастающего поколения, в критериях оценивания знаний, навыков и умений нашей молодёжи.

В средствах массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы) мы часто слышим разные точки зрения о современном образовании в России. Множество рассматриваемых позиций можно представить в виде двух обобщённых позиций:

1)Советское образование было лучше, чем современное российское.

Действительно, многие люди не только старшего поколения, но и младшего считают, что советская система образования была самой лучшей в мире. Ученикам и студентам давалась отличная база знаний, обучающиеся проверяли свои знания и умения в различных формах работы, в том числе и на производственной практике. Все граждане СССР имели право на бесплатное образование, были грамотными людьми, специалистами своего дела, которому посвящали всю свою жизнь на благо Родины. Советское образование готовило высококвалифицированных кадров, отлично владеющих базой теоретических знаний и уверенно применяющих полученные знания на практике.

2)Современное российское образование более информатизировано, чем советское.

Представители этой точки зрения считают, что современные подходы в образовании более точно отражают постоянно меняющиеся тенденции в нашем мире. Обучающиеся, достаточно хорошо владеющие современными информационными и коммуникативными технологиями, могут сами определить, чем они хотят заниматься в будущем. По Федеральным Государственным Образовательным Стандартам второго поколения ученик (студент) «является ключевой фигурой современного образовательного процесса, который должен быть заинтересован, мотивирован в тех учебных предметах, которые он изучает» [1, с.55]. Ученику предоставлено право самому оценивать свою деятельность на уроке, семинаре, лекции, коллоквиуме.

Таким образом, современное образование в России нацелено на всестороннее развитие личности обучающихся с учётом их личностных результатов в обучении. Как говорится, всё новое — это хорошо забытое старое. Мне кажется, что представленные выше точки зрения о современном образовательном процессе в нашей стране можно соединить, синтезировать. Каким же образом?

Учитель, преподаватель, педагог на своих уроках, учебных занятиях (лекциях, семинарах, коллоквиумах) может соединить свой рассказ по теме с показом презентаций , реализуя таким образом принцип наглядности ; те темы, в которых содержится большой объем информации, удобно сопроводить звуковыми приложениями (аудиозаписи, показ учебных фильмов, видеоуроки); традиционные методы проверки знаний и умений обучающихся (фронтальный опрос, групповой опрос, индивидуальный опрос как в устной, так и в письменной формах) можно соединить с тестами по изучаемым темам, с написанием синквейна , цепочки ассоциаций .

Главное, на мой взгляд, состоит в том, чтобы дать нашей молодёжи прочную, фундаментальную базу знаний, как это было в СССР. В этом и состоит сущность образования. А привить необходимые навыки и умения можно и новыми техническими средствами обучения, в том числе с помощью цифровых образовательных ресурсов современности.

Но, как было сказано выше, теория в нашей жизни всегда неотделима от практики. Поскольку я долгое время работал в средней общеобразовательной школе № 77 имени Героя Советского Союза Хомякова Владилена Павловича, я хочу рассказать о том, как в нашей школе проходила педагогическая практика студентов, обучавшихся тогда в Уральском государственном педагогическом университете города Екатеринбурга.

Цель педагогической практики состоит в том, чтобы подготовить студентов, магистрантов к будущей профессиональной деятельности, обеспечивая при этом соединение теоретической подготовки будущих учителей с их практической деятельностью в учебных учреждениях и формирование профессионально-педагогических умений будущих учителей-предметников. Наша школа ежегодно принимает студентов, которые необходимо пройти педагогическую практику. В процессе прохождения педагогической практики студенты знакомятся с организацией образовательной деятельности в школе, особенностями профессии учителя. Они также изучают возрастные, индивидуальные особенности школьников, проблемы, связанные с общением, развитием, обучением, и, конечно же, воспитанием. Каким образом организуется педагогическая практика?

Сначала первые две недели студенты проходят пассивную практику : сидят с учениками в классе, знакомятся с ними, слушают объяснения учителей. Как правило, на этом этапе студенты редко задают вопросы учителям по методике проведения уроков, по дисциплине в классе. Спустя две недели студенты приступают к активной практике , начинают сами вести уроки. Какие проблемы возникают при этом?

Во-первых , у студентов отсутствует навык связной речи, необходимый для чёткого объяснения изучаемого на уроке материала. Ведь они сами недавно были школьниками, поэтому в их речи присутствуют жаргонные элементы, сленг, что недопустимо в работе учителя. Надо заметить, что у многих студентов нет литературного изложения своих мыслей. Но это поправимо.

Во-вторых , студенты вследствие недостатка профессионального опыта не умеют планировать учебное время на уроке: им хочется сделать акценты на чём-то определённом, но это не совсем получается, так как дети начинают спрашивать, «проверять» студента, а иногда даже и спорить. Студенты в таких случаях теряются, а между тем рабочее время протекает очень быстро.

В-третьих , многие студенты привыкли работать с компьютером, мультимедийными средствами обучения (презентации, видеоролики, аудиозаписи). Это, конечно, приветствуется в русле современного инновационного образования. Но при этом у студентов нет, как уже было сказано выше, навыка связной речи, навыка распределения учебного времени. Получается, что технические средства обучения присутствуют на уроке, но нет их словесной поддержки, а это в свою очередь замедляет урок, понижает познавательную активность обучающихся, и в результате урок не удается.

Но, как сказал А. С. Пушкин, «опыт — сын ошибок трудных». Всё приходит со временем. Ведь те традиции, которые существуют в нашем образовании, появились не сразу, а в течение определённого времени. Самое главное, чтобы у наших студентов было желание работать над собой, изменять себя в лучшую сторону, улучшать свою профессиональную компетентность. Они должны понимать, что им предстоит представлять нашу страну в нашем будущем.

Таким образом, у будущих учителей постепенно, не сразу начинает складываться собственный творческий стиль их педагогической деятельности. Педагогическая практика способствует развитию профессионального самосознания, культуры (в том числе речевой) педагогического общения, формированию теоретической и практической профессиональной компетентности.

В заключение стоит отметить, что образование в современном обществе перестает быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний, а становится способом информационного обмена и обогащения личностей друг с другом, ведущих к обретению ими компетентности и эрудированности.

Сегодня всё больше возрастает потребность в высококвалифицированных и профессионально компетентных специалистах своего дела. И современной школе необходим учитель эрудированный, владеющий системой психолого-педагогических знаний основ обучения, воспитания и развития детей, умениями работать с одарёнными и трудными детьми (обучающимися «группы риска»), готовый к научно-исследовательской работе.

Литература:

  1. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения. Иностранные языки. М., «Просвещение», 2014. С. 55.

Похожие статьи

Демократизм и гуманизм как принципы локально-правовой политики

Философия истории как основной вектор осмысления исторической жизни

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

Педагогическая антропология и роль гуманистических идеалов в современной образовательной практике

Онтологические основания научного знания в контексте эволюционной эпистемологии

Лингвистические особенности современного англоязычного искусствоведческого дискурса

Педагогика и психология в современном мире. Психологический аспект урока английского языка

Проблемы педагогики раннего возраста на современном этапе развития образования

Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история и современность

Развитие критического мышления как актуальная проблема современного педагогического знания

Похожие статьи

Демократизм и гуманизм как принципы локально-правовой политики

Философия истории как основной вектор осмысления исторической жизни

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

Педагогическая антропология и роль гуманистических идеалов в современной образовательной практике

Онтологические основания научного знания в контексте эволюционной эпистемологии

Лингвистические особенности современного англоязычного искусствоведческого дискурса

Педагогика и психология в современном мире. Психологический аспект урока английского языка

Проблемы педагогики раннего возраста на современном этапе развития образования

Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история и современность

Развитие критического мышления как актуальная проблема современного педагогического знания

Задать вопрос