Знакомство детей дошкольного возраста с основами безопасного поведению в быту | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 09.10.2023

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Сапронова, Е. А. Знакомство детей дошкольного возраста с основами безопасного поведению в быту / Е. А. Сапронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106507/ (дата обращения: 07.05.2024).



Данная статья посвящена особенностям ознакомления детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения в быту. Автор доказывает, что наиболее эффективно знакомить детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения в быту в процессе игровой деятельности, приводя примеры игр, направленных на формирование основ безопасного поведения в быту.

Ключевые слова: безопасное поведение в быту, дети дошкольного возраста, дошкольное образовательное учреждение, игровая деятельность, дидактическая игра, ситуация.

Актуальность ознакомления детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения в быту обусловлена тем, что дошкольный возраст — это такой период в жизни ребенка, когда он становится более самостоятельным. В связи с этим число потенциальных опасностей, с которыми может столкнуться ребенок дошкольного возраста в быту, возрастает. Соответственно, необходимо как можно более детальное знакомство детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения в различных бытовых ситуациях.

В первую очередь представляется целесообразным дать определение безопасного поведения. Ряд авторов полагает, что безопасное поведение в бытовых ситуациях — это «первоначальное знание основных правил поведения и мер предосторожности, направленных на устранение неправильного поведения, могущего привести к возникновению чрезвычайных и / или трагических ситуаций» [1, с. 54]. Исходя из вышесказанного понятие «основы безопасного поведения» может быть определено в качестве совокупности стереотипов и действий в условиях постоянно изменяющейся среды, которые дадут возможность сохранения индивидуальной целостности и комфортности поведения, позволят предотвратить психические и физические травмы, а также дадут возможность сформировать наиболее комфортные условия взаимодействия между членами общества. Все вышесказанное в полной мере относится и к детям дошкольного возраста.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что от детей дошкольного возраста бессмысленно ожидать самостоятельного принятия правильных решений в опасных или могущих стать опасными ситуациях, поскольку в силу возраста дошкольники еще не умеют делать правильных выводов из различных ситуаций либо прогнозировать их развитие. Безопасное поведение в быту у детей дошкольного возраста может быть сформировано при учете ряда значимых составляющих, основными из которых могут быть названы следующие:

– расширение знаний дошкольников о тех опасностях, с которыми они могут встретиться в бытовых ситуациях (дома, на улице, во время общения с незнакомцами и др.) и которые могут нести потенциальную угрозу здоровью, жизни и благополучию ребенка;

– изучение правил безопасного поведения в быту;

– закрепление у детей дошкольного возраста правил безопасного поведения в рамках различных бытовых ситуаций;

– обучение дошкольников умению предвидения последствий различных поступков;

– выработка у дошкольников навыков самостоятельного принятия решений в разных ситуациях;

– приучение дошкольников к здоровому и безопасному образу жизни, равно как и выработка у них механизмов самозащиты, автоматически срабатывающих в необходимый момент [6, с. 112].

Среди основ безопасного поведения в быту, которыми необходимо овладеть детям дошкольного возраста, можно назвать следующие: умение уберечь свое жилье от проникновения в него злоумышленников; понимание опасности игр со спичками, зажигалками и иными источниками огня, а также с острыми инструментами, лекарствами, бытовой химией и т. д.; умение предусмотреть хотя бы самые ближайшие последствия нарушения правил безопасного поведения в быту; умение правильно действовать в наиболее часто встречающихся опасных ситуациях (пожар, запах газа в доме, затопление и т. д.).

Проведение работы по формированию навыков безопасного поведения в быту должно быть систематическим, причем как в семье, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения. В качестве основных направлений такой работы можно назвать следующие: формирование элементарной жизненной компетенции и опыта в вопросах безопасности в быту, обучение различным навыкам безопасного поведения в рамках самых разных бытовых ситуаций и т. д. [3, с. 14]. В процессе организации такой работы в дошкольном образовательном учреждении педагоги должны принимать во внимание принцип, в соответствии с которым образовательная работа не должна быть ограничена исключительно усвоением дошкольниками готовых правил и норм безопасного поведения в быту, поскольку значительно более важным является обучение дошкольников осторожности, формирование и последующее развитие у них навыков и умений ориентирования в ситуации и быстрого принятия правильных решений в тех случаях, когда ситуация превращается в опасную [5, с. 21]. При этом нельзя упускать из виду необходимость соблюдения единой стратегической линии в деятельности коллектива педагогов, детей и родителей.

В силу того, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, представляется целесообразным знакомить дошкольников с основами безопасного поведения в быту именно посредством игр, в том числе и дидактических, так как дидактические игры дают возможность более широко приобщения дошкольников к реалиям современной жизни в тех формах интеллектуальной и практической деятельности, которые доступны детям этого возраста [2, с. 912].

В качестве одной из наиболее характерных особенностей дидактических игр можно назвать возможность обучения дошкольников посредством активной деятельности, интересной для детей. Активное участие детей дошкольного возраста в такого рода играх будет находиться в прямой зависимости от того, насколько полно дошкольник усвоил знания и умения, диктуемые обучающей задачей дидактической игры. Соответственно, можно говорить о том, что дидактические игры побуждают детей дошкольного возраста быть внимательными, запоминать и классифицировать различные сведения, расширять свои знания по различным вопросам. Необходимо также акцентировать внимание на том, что дети дошкольного возраста не просто принимают участие в дидактических играх, а одновременно обучаются сравнению предметов / явлений и их группировке в соответствии с определенными признаками, а также объяснению собственных действий в процессе игры и их последующему анализу.

Основой ознакомления детей дошкольного возраста с особенностями безопасного поведения в быту в условиях дошкольного образовательного учреждения является предоставление каждому дошкольнику возможности определения опасных ситуаций и особенностей поведения в них. Иными словами, безопасность в быту в данном случае представляет собой не просто комплекс накопленных знаний, а умение правильно вести себя в наиболее распространенных бытовых ситуациях, которые могут стать потенциально опасными.

Начало работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения в быту состоит в формировании в группе развивающей среды, а также с разработки перспективного плана, в рамках которого ставятся основные задачи. Как уже было сказано выше, наиболее эффективно осознание основ безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста имеет место в рамках игровой деятельности. Игра представляет собой один из способов моделирования той жизни, которая окружает ребенка. Получая в процессе игры отражение событий окружающей действительности, ребенок дошкольного возраста превращается в их участника, активно взаимодействует с миром, искренне ощущая все то, что происходит в игре.

Так, к примеру, во время проведения игры «Набери верный номер» дошкольники учатся правильно набирать номера телефонов экстренных служб. Во время игры «Что такое хорошо и что такое плохо» дети дошкольного возраста видят правильные и неправильные поступки, а также те последствия, к которым могут привести эти поступки [4, с. 69].

В процессе дидактической игры «Продолжи рассказ» дошкольники закрепляют знания и навыки безопасного поведения в бытовых условиях с использованием различных сюжетных картинок. К примеру, на картинке изображено как мальчик держит в руках зажигалку и пытается поджечь сухую бумагу дома. Дошкольникам предлагается рассказать, что может быть дальше. Такая игра способствует обучению детей предвидению опасных ситуаций, а в том случае, если ребенок уже оказался в такой ситуации — максимально безопасному выходу из нее.

Подводя итог тому, что было изложено выше, можно сделать вывод о том, что знакомство детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения в быту целесообразно осуществлять, главным образом, в рамках игровой деятельности, поскольку этот вид деятельности является ведущим для детей дошкольного возраста. Кроме того, во время игр, направленных на знакомство с основами безопасного поведения, дети дошкольного возраста в естественной для них форме знакомятся с основными опасностями, с которыми они могут столкнуться в быту, а также с возможными направлениями избегания этих опасностей или противодействия им.

Литература:

  1. Анастасова Л. П., Иванова И. В., Ижевский П. В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. — М.: Знание, 2016. — 120 с.
  2. Лбова О. В. К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 912–914.
  3. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2016. — № 8. — С. 13–16.
  4. Ситникова Н. В. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. — 2023. — № 30 (160). — С. 68–69.
  5. Ханова Т. Г., Вьюшкина Е. Е. Особенности воспитания навыков безопасного поведения в быту у старших дошкольников // Карельский научный журнал. — 2020. — Т. 9. — № 3 (32). — С. 18–21.
  6. Шевцова Н. П. Педагогические условия обучения дошкольников безопасному поведению в быту // Человек-Природа-Общество: теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. — 2009. — № 2. — С. 110–115.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, дошкольный возраст, быт, ребенок, ситуация, дошкольное образовательное учреждение, игра, игровая деятельность, дидактическая игра, процесс игры.


Похожие статьи

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту...

безопасное поведение, дидактическая игра, быт, ребенок, формирование опыта, игра, старший дошкольный возраст, дидактическая задача, игровая задача, безопасный образ жизни.

Дидактическая игра как средство развития детей старшего...

Педагогический процесс, базирующийся на проведении дидактических игр, заключается в стремлении детей входить в воображаемые ситуации и действовать по их правилам, то есть отвечает особенностям дошкольного возраста.

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описание.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, правило поведения, ситуация, активный участник, игровая деятельность.

Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности детей...

ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, ситуация, правило поведения, игровая деятельность, активный участник.

Основы безопасности в ДОУ | Статья в сборнике международной...

Если раньше понятие безопасности жизнедеятельности включало в себя охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда и игры в ДОУ, то в настоящее время ворвались такие понятия, как экологическая катастрофа и страшное слово терроризм.

Основы безопасности жизнедеятельности в ДОУ

Именно в дошкольном возрасте дети должны получить первые знания о здоровом образе жизни, возможных чрезвычайных ситуациях природного и криминального характера; о правилах дорожного движения и поведения на улице, о правилах пожарной безопасности и т.д.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

детский сад, ребенок, правило безопасности, безопасное поведение, гражданская оборона, дорожное движение, дошкольное образовательное учреждение, зимний период, игровое оборудование, исправное состояние.

Формирование основ безопасности у дошкольников

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная работа, формирование основ.

Похожие статьи

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту...

безопасное поведение, дидактическая игра, быт, ребенок, формирование опыта, игра, старший дошкольный возраст, дидактическая задача, игровая задача, безопасный образ жизни.

Дидактическая игра как средство развития детей старшего...

Педагогический процесс, базирующийся на проведении дидактических игр, заключается в стремлении детей входить в воображаемые ситуации и действовать по их правилам, то есть отвечает особенностям дошкольного возраста.

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описание.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, правило поведения, ситуация, активный участник, игровая деятельность.

Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности детей...

ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, ситуация, правило поведения, игровая деятельность, активный участник.

Основы безопасности в ДОУ | Статья в сборнике международной...

Если раньше понятие безопасности жизнедеятельности включало в себя охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда и игры в ДОУ, то в настоящее время ворвались такие понятия, как экологическая катастрофа и страшное слово терроризм.

Основы безопасности жизнедеятельности в ДОУ

Именно в дошкольном возрасте дети должны получить первые знания о здоровом образе жизни, возможных чрезвычайных ситуациях природного и криминального характера; о правилах дорожного движения и поведения на улице, о правилах пожарной безопасности и т.д.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

детский сад, ребенок, правило безопасности, безопасное поведение, гражданская оборона, дорожное движение, дошкольное образовательное учреждение, зимний период, игровое оборудование, исправное состояние.

Формирование основ безопасности у дошкольников

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная работа, формирование основ.

Задать вопрос