Основы безопасности в ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 09.04.2014

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Мятишкина С. М. Основы безопасности в ДОУ [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 68-70. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5491/ (дата обращения: 22.10.2018).

Работая много лет с дошкольниками, я убедилась в том, что провожая его в большой самостоятельный мир, мы должны дать не только багаж знаний, но и научить уметь защищаться в этом непростом мире, быть осторожным, чтобы не навредить себе и окружающим. Если раньше понятие безопасности жизнедеятельности включало в себя охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда и игры в ДОУ, то в настоящее время ворвались такие понятия, как экологическая катастрофа и страшное слово терроризм.

Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье — каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком — только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, необходим выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя.

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который, подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Начиная эту большую работу, с помощью бесед с детьми я выяснила что знают, думают, чувствуют, дабы избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, выделила те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрала адекватную методику (непосредственно образовательная деятельность, игра, чтение, беседа, мультфильм). Большую помощь мне оказало учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Безопасность» Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. — 160 с.

Взяв за основу разделы программ: ребёнок и другие люди; ребёнок и природа; ребёнок дома; здоровье ребёнка; ребёнок на улице, преломила к своим детям и условиям в детском саду составила перспективный план на учебный год.

В содержание образовательного процесса включала следующее:

1.      Решение ситуативных задач с детьми;

2.      Анкетирование родителей «Соблюдаете ли вы основы безопасности в быту»;

3.      Собрание с родителями на тему «Профилактика детского травматизма в быту»;

4.      Организация предметно-развивающей среды с учетом основ безопасности;

5.      Тематические НОД, занятия-инсценировки на тему: «Когда мамы ушла на работу», «Каждому опасному предмету — свое место»;

6.      Использование словесно-наглядных, настольно — печатных, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр;

7.      Итоговое НОД на тему «Безопасное путешествие».

В средствах обучения и воспитания образовательного процесса применяла:

1.         Чтение художественной литературы с последующим разбором: Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон».

2.         Беседы с детьми на тему: «О правилах важных поговорим», «Осторожно, огонь!», «Один дома».

3.         Создавала пространство, где дети могли познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Юные пожарные».

4.         Одной из основных задач ставила перед собой — обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Совместно с родителями приобрели разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», Службы «01», «02», «03», «Спичка-невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).

В работе с детьми по ознакомлению безопасности использовала метод сравнения, который помогал детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того, чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствовало осознанному усвоению материала и вызывало интерес к нему. Прием классификации способствовал сознательной активности.

Метод моделирования помогал научить детей располагать предметы в пространстве, соотнести их. Дети быстро могли читать карту участка, группы. Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала ставила детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач.

И, конечно же, ведущим приёмом был игровой приём. Он помогал усвоению познавательного материала и способствовал закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в НОД (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта). Дидактические игры: «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны», «Предметы быта».

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара… о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогали игры — драматизации. Сильное воздействие на чувства оказывали интегрированные НОД (чтение художественного произведения, последующее рассматривание иллюстраций и далее изобразительная деятельность, инсценировки.

Ни одно начинание в ДОУ не обходится без родителей. В моей группе родители полноправные участники воспитательного процесса. Работая с ними в тесном контакте, мне удалось донести до родителей, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. На родительском собрании информирую о содержании образовательной работы в группе, что стимулирует их активное участие в выставках и других вопросах.

Беседы, консультации, информация в уголках для родителей — всё это помогло донести до родителей важное значение безопасности детей.

В результате, дети соблюдают правила безопасности, в группе не происходит травм, в игре отражаются знания, которые получили дети. А родители стали моими помощниками и порой предлагают темы для НОД. С большим желанием ребята принимают участие в выставках, посвящённых «Служба спасения — 01», получают призы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, основа безопасности, игра, группа, правило поведения, художественное произведение, художественная литература, образовательный процесс, дошкольный возраст, родитель.

Похожие статьи

Проект «Учимся безопасности» | Статья в сборнике...

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная работа, формирование основ.

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения...

Работа по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения в дорожно-транспортной среде была начата во второй младшей группе.

Увлекает детей и чтение художественной литературы по теме дорожной безопасности: стихи, рассказы, загадки.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

ребенок, художественная литература, Ваш ребенок, дошкольный возраст, родитель, произведение, народное творчество, образовательная область, дошкольное образование, семейное воспитание.

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

эмоциональная отзывчивость, ребенок, дошкольный возраст, детская литература, детская художественная литература, окружающий мир, художественная литература, эмоциональная сфера, различное произведение детской...

Чтение художественной литературы как средство...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников... ребенок, сказка, дошкольное образование, календарный детский фольклор, изобразительное искусство, дошкольный возраст, художественная литература, художественная форма...

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная работа, формирование основ.

Психолого-педагогические проблемы понимания...

художественная литература, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, художественное произведение, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, старший дошкольник, дошкольник...

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

Художественная литература как фактор формирования...

эмоциональная отзывчивость, ребенок, дошкольный возраст, детская литература, детская художественная литература, окружающий мир, художественная литература, эмоциональная сфера, различное произведение детской...

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило. Похожие статьи. Актуальность обучения ребенка дошкольного...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проект «Учимся безопасности» | Статья в сборнике...

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная работа, формирование основ.

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения...

Работа по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения в дорожно-транспортной среде была начата во второй младшей группе.

Увлекает детей и чтение художественной литературы по теме дорожной безопасности: стихи, рассказы, загадки.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

ребенок, художественная литература, Ваш ребенок, дошкольный возраст, родитель, произведение, народное творчество, образовательная область, дошкольное образование, семейное воспитание.

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

эмоциональная отзывчивость, ребенок, дошкольный возраст, детская литература, детская художественная литература, окружающий мир, художественная литература, эмоциональная сфера, различное произведение детской...

Чтение художественной литературы как средство...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников... ребенок, сказка, дошкольное образование, календарный детский фольклор, изобразительное искусство, дошкольный возраст, художественная литература, художественная форма...

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная работа, формирование основ.

Психолого-педагогические проблемы понимания...

художественная литература, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, художественное произведение, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, старший дошкольник, дошкольник...

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

Художественная литература как фактор формирования...

эмоциональная отзывчивость, ребенок, дошкольный возраст, детская литература, детская художественная литература, окружающий мир, художественная литература, эмоциональная сфера, различное произведение детской...

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило. Похожие статьи. Актуальность обучения ребенка дошкольного...

Задать вопрос