Библиографическое описание:

Абросимова Ж. Д. Формирование основ безопасности у дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения // Молодой ученый. — 2017. — №11.1. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/archive/145/40599/ (дата обращения: 19.04.2018).



В статье представлен опыт работы по формированию правил дорожной безопасности у дошкольников, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении.

Общеизвестно, что детство — это уникальный период. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с малышом находятся самые главные люди в его жизни — это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается. Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях — одна из самых актуальных. О безопасности детей можно говорить много и все будет главное. Актуальными во все времена остаются вопросы: Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? В последнее время возросло внимание современной педагогики и практики образования к вопросам дорожной безопасности, что обусловлено главной особенностью современного мира — его высокой динамичностью. Совершенно очевидно, что чем раньше дети получат сведения о том, как они должны вести себя в качестве пешеходов на улице, тем меньше станет случаев детского дорожно-транспортного травматизма. В работе с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения следует помнить о некоторых психологических особенностях, свойственных детям, таких как, детская импульсивность и спонтанность, отсутствие опыта и способности предвидения последствий своих действий — все эти обстоятельства заставляют отнести детей дошкольного возраста к категории пешеходов с повышенным риском. Актуальность и востребованность данной работы определяются потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения, важностью целенаправленной деятельности родителей.

Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма разрабатывались в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В. М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы; «...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду». Исследования В. М. Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале «Дошкольное воспитание» публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В. М. Федянской, позже были дополнены Э. Я. Степаненковой, М. Ф. Филенко и др. В 1997 году была опубликована Программа Р. Б. Стеркиной, О. А. Князевой, Н. Н. Авдеевой, «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая была разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению.

Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией, владеет современными технологиями, методами и приёмами в данном направлении. При изучении данной темы я руководствовалась программой и методическими пособиями: О. А. Князева, Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольного возраста»; К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»; Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора»; Н. А. Извекова «Правила дорожного движения»; Н. Н. Авдеева «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Цель моей работы по данной проблеме — формирование основ безопасности у старших дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения.

Для достижения цели были определены задачи:

- Создание развивающей предметно — пространственной среды для обучения детей правилам дорожного движения.

- Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях через систему обучающих занятий, игр по ПДД.

- Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

Для успешной реализации данных задач необходимо гармоничное соединение современных технологий с традиционными формами работы, что позволит организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению правил дорожного движения, способствовать развитию познавательных интересов детей, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции, ориентировку в окружающей обстановке.

Исходя из задач, работу с детьми осуществляла по разработанному перспективному плану через:

— организованную образовательную деятельность детей, проекты, целевые прогулки;

— совместную деятельность взрослых и детей — беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, разыгрывание ситуаций, продуктивные виды деятельности, развлечения.

— самостоятельную деятельность — сюжетно — ролевые игры, дидактические, настольно — печатные игры.

В работе руководствовалась следующими принципами:

— дифференцированный подход к ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

— развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

— сочетание научности и доступности материала;

— наглядность;

— систематичность и последовательность;

— принцип интеграции.

Важно отобрать содержание, которое бы помогло активизировать работу с дошкольниками в данном направлении, увлечь детей дидактически ценной проблемой, делать умозаключения и выводы, развивать детскую практику. Приоритет отдавался индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми, в работе использовала системный подход, чтобы сформировать у детей личностные качества — дисциплинировать, культуру поведения, внимание, а также определенные знания и умения правил дорожной безопасности.

Создание предметно — развивающей среды — одно из важных условий способствующее формированию знаний правил дорожной безопасности у дошкольников, и одной из основных задач является обогащение игровой среды элементами, стимулирующую познавательную активность детей. Развивающая предметно — пространственная среды нашей группы представлена следующими компонентами: набор мягких модулей; наглядно — иллюстративный материал (иллюстрации транспорта, видов светофор, дорожные знаки, сюжетные картинки с дорожными ситуациями); настольный макет «Дорога» (дорожные знаки, игрушечные виды транспорта, игрушки — светофор, дома, фигурки людей); маркеры игрового пространства — «Машина», «Автобус»; атрибуты для сюжетно — ролевых игр с дорожной тематикой; обучающие и развивающие игры — «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица», «Что говорит жезл?», «Светофор», «Безопасный город», «Транспорт», «Машины» и др.; детская художественная литература — С. Михалков «Моя улица», «Велосипедист», «Скверная история», С. Маршак «Милиционер», «Мяч», В. Головко «Правила движения», О. Бедерев «Если бы…», А. Северный «Светофор», В. Семернин «Запрещается — разрешается»; фотоальбомы — «Моя улица», «Автомобили», «Виды транспорта»; коллекции автомобилей. Уголок «Дорожной безопасности», стал для ребят одним из самых любимых мест развивающей предметно — пространственной среды группы.

F:\DCIM\101MSDCF\DSC02863.JPG

Ознакомление детей с правилами дорожного движения начинается с младшей группы. Детей этого возраста учила различать грузовые и легковые автомобили, называть части автомобиля, в совместной деятельности рассматривали иллюстрации, играли в игры — «Машины разные нужны», «Назови машину». Используя игры с несложными правилами и сюжетом, закрепляла у детей умение различать цвета, игры — «Цветные автомобили», «Красный, жёлтый, зелёный», учила ориентироваться в пространстве, игры — «Что изменилось?», «Наша улица». Большое внимания уделяла индивидуальной работе с детьми — рассматривание картинок, игрушек с изображением транспорта, светофора. Знания, приобретенные детьми в младших группах, расширялись и углублялись в последующих.

В средней группе рассказывала детям о значении и видах светофора, транспорта, знаках дорожного движения, культуре поведения в общественном транспорте. Полученные знания закрепляла в дидактических играх и упражнениях: «Включи сигнал», «Кто спешит на помощь», «Пешеходный светофор», «Подумай, выбери, объясни», «Сигналы светофора», «Найди пару», «Что изменилось», «Мы — пассажиры».

В старшей группе знакомила ребят с такими понятиями, как переход, проезжая часть дороги, дорожные знаки. Для этого использовала целевые прогулки, беседы, игры, ситуации — «Дороги и дорожные знаки», «Регулировщик», «Составь схему улицы», «Внимание! Сигнал светофора», «Не спеши», «Проведи автомобиль», «Четвертый лишний», «Дорожное домино», «Законы улиц и дорог», «Что было бы, если бы исчезли дорожные знаки», «Угадай, какой знак». Знакомила дошкольников с предупреждающими и запрещающими знаками, работой регулировщика, организовывала различные проблемные ситуации — «Мне купили ролики», «Кто виноват?», «Я еду с родителями в машине». В викторинах, развлечениях — «Приключения Незнайки», «Поможем Андрейке — Неумейке», «Путешествие в Страну Дорожных знаков», дети закрепляли свои знания.

F:\DCIM\101MSDCF\DSC04089.JPG

В подготовительной к школе группе проводила с детьми дидактические игры — «Правильно — опасно», «Найди безопасную дорогу», «Что сначала, что потом», использовала схемы — маршруты «Безопасная дорога до школьного порога», придумывали с детьми рассказы, разыгрывали ситуации на темы — «Мой друг — светофор», «Свои имеет правила шофёр и пешеход», «Мне купили велосипед», построенные на знаниях правил дорожного движения. Теоретические знания детей интегрировала с продуктивными видами деятельности (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), организовывала творческие выставки — «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса», «В стране дорожных знаков».

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных является метод проектов, позволяющий ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя успешно адаптироваться в социуме, объединить педагогов, детей, родителей. В результате применения в работе с дошкольниками технологии проектирования в группе реализованы детско-родительские проекты — «Страна Светофория», «Транспорт, улица, дорога», «Знатоки дорожных правил», «Когда, зачем, почему?».

С детьми старшего дошкольного возраста использую в работе мнемотаблицы. Использование мнемотехники открывает возможности для творчества в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка, помогает усваивать материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога. Мнемотаблицы являются наглядной моделью, схемой, в которой заложена определенная информация. Мною разработаны и успешно используются в работе с детьми мнемотаблицы — «В стране дорожных знаков», «Дорожные знаки — лучшие друзья водителей и пешеходов», «Смело с мамой я иду, по маршруту своему» и др.

Новое методическое пособие — лэпбук (обучающая папка на заданную тему), можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети, это отличный способ закрепления и повторения материала. В нашей папке — копилке, собран самый разнообразный дидактический материал для занятий с детьми по ПДД — «Стихи о дорожных знаках», «Кроссворды», «Ребусы», «Весёлые вопросы», «Дорожные знаки», «Загадки», «Советы светофора».

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого — либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Необходимо направлять деятельность родителей в русло, созвучное задачам образовательной и воспитательной работы в группе. Родители оказывали помощь в изготовлении атрибутов к играм, подготовке наглядного материала для образовательной деятельности с детьми, оформлении наглядной информации. Для родителей были оформлены ширмы, памятки, проведены консультации — «Учим правила движения, как таблицу умножения», «Безопасность наших детей», «Помни правила движения», «Автомобильное кресло — залог безопасности», «Учись быть пешеходом», проведено родительское собрание «Дорожная безопасность».

Анализируя проделанную работу, можно сказать, что вопрос по формированию дорожной безопасности у дошкольников остаётся актуальным. Дошкольный возраст — период впитывания, накопления знаний. Успешному прохождению этого периода благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста — восприимчивость, впечатлительность. И здесь важна роль взрослых, которые вводят ребенка в социальный мир. В процессе разнообразной деятельности, можно успешно решать задачи формирования у дошкольников знаний дорожной безопасности, способных в рамках своего возраста принимать необходимые решения.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
  2. Добрякова В. А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. — М.:Просвещение, 1989.
  3. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М.: Просвещение, 2004.
  4. Шалаева Г. П. Азбука маленького пешехода. — М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
  5. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. — М.: Просвещение, 2006.
  6. Извекова Н. А. Правила дорожного движения. — М.: Просвещение, 1982.
  7. Извекова Н. А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. — М.: Творческий центр «Сфера», 2006.
  8. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. — М.: Издательство Мозаика — Синтез, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожного движения, правилами дорожного движения, дорожной безопасности, безопасности детей, детей дошкольного, дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, безопасности детей дошкольного, «Основы безопасности детей, детей дошкольного возраста», детьми старшего дошкольного, правилам дорожного движения, безопасности жизнедеятельности, Правила дорожного движения, обучения дошкольников, дорожные знаки, обучения детей, детей правилам дорожного, дошкольников правилам поведения, стране дорожных знаков».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос