Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного Движения через сюжетно-ролевую игру | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Ажикенова А. Т., Некипелова Н. А., Тоболь В. А. Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного Движения через сюжетно-ролевую игру // Молодой ученый. — 2018. — №13.1. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/archive/199/49433/ (дата обращения: 16.11.2018).



«Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представления понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

Вопрос дорожно-транспортных несчастных случаев в Российской Федерации по своим размерам и серьезности травм обладает свойствами национальной катастрофы. Особое беспокойство вызывает обстановка с детским дорожно-транспортным травматизмом.

Сами дети довольно часто, становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Приводит к данной ситуации незнание правил дорожного движения, игнорирование их, недостаточный опыт поведения на дороге, а также равнодушное отношение взрослых к поведению малышей на дороге.

Формирование безопасного поведения у детей — один из основных вопросов учреждения дошкольного образования. Дети становятся участниками дорожных отношений значительно раньше, чем они по собственному пониманию и развитию становятся подготовленными к этому.

В современном мире педагогическая наука, уделяет большое внимание развитию культуры безопасности. Фундаментальные основы культуры безопасности заметно расширяют социализацию ребёнка, создают его социальную позицию, повышают качество умений и навыков, подготавливают его к самостоятельности в жизни, а также повышают возможность сберечь здоровье и жизнь.

С самого начала посещения ребёнком детского сада, необходимо организовать воспитание и обучение таким образом, чтобы к периоду перехода из дошкольного образовательного учреждения в школу, ребёнок свободно ориентировался в социальном окружении, умел видеть и грамотно оценивать дорожные ситуации, обладал навыками безопасного поведения в данных ситуациях.

Значительную часть дня ребёнок дошкольного возраста проводит в детском саду, по этой причине все ребята, имеют возможность приобрести систематизированные сведения о безопасном поведении на улице и получить необходимые навыки подобного поведения.

Дошкольный возраст – период первоначального формирования личности, возникновения основ, понимания и индивидуальности малыша. Создание специальной среды и образования, направлено, на взаимодействие взрослого и ребенка, что в свою очередь содействует развитию самостоятельной творческой личности.

Главным видом деятельности детей в дошкольном возрасте является игра. Игра представляет самовыражение ребенка, средство его совершенствования, что в свою очередь имеет большое значение для воспитания и формирования личности у детей дошкольного возраста.

С целью создания основ безопасного поведения детей дошкольного возраста следует организовать воспитательно-образовательную деятельность, которая должна осуществляться в комплексе (применять как занятие по правилам дорожного движения, так и сюжетно- ролевую игру, а кроме того в разных формах работы с целью их нравственного, физического, интеллектуального, духовного развития и формирование навыка безопасного поведения на дороге).

Чтобы приступить к обучению детей подготовительной группы правилам безопасного поведения на дороге, нами были предложены анкеты для детей и их родителей (законных представителей) по ПДД с помощью, которых мы смогли оценить уровень сформированности навыков грамотного поведения на дороге у детей.

Предотвратить ряд дорожно-транспортных происшествий, возможно посредством оценки степени формирования и коррекции у дошкольников психофизических возможностей восприятия дорожной ситуации.

Обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и профилактическая работа по предотвращению детского травматизма на дорогах – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Условия, указанные в образовательной программе по воспитанию и обучению детей дорожной грамоте, необходимо усложнять в зависимости от возраста воспитанников.

В нашем дошкольном образовательном учреждении ежегодно организуются и осуществляются мероприятия, которые нацелены на профилактику и предотвращение дорожно-транспортных происшествий.

В каждой группе детского сада в соответствии возрастной категории и требованиям образовательной программы создаются и наполняются уголки по правилам дорожного движения. В данных уголках присутствуют следующие компоненты: иллюстративный материал, макеты светофора, жезлы, макеты проезжей части, дорожные знаки, дидактические игры, а также информационный материал по правилам дорожного движения для родителей.

Организуя педагогическую деятельность по ознакомлению дошкольников ПДД, нами была сформирована картотека игр по ознакомлению детей с ПДД. Особое внимание было направлено играм, которые способствуют развитию речи, например: «Подбери нужный признак», «Придумай рассказ», «Выбери действие», «Придумай загадку», «Дорожные знаки» и др.

В своей работе мы применяем следующие сюжетно-ролевые игры: «Пешеходы», «Водители», «Пассажиры», «МЧС», «Автозаправочная станция», «Моя улица», «Мы – маленькие пешехода» и др.

Воспитатели подбирают дидактические материалы, изготавливают разного рода развивающие игры, организуют коллективную деятельность (игры, в которых принимают участие дети с родителями, тематические беседы, экскурсии).

В построении сюжетно-ролевых игр большой значимостью обладает предметно-развивающая среда. В уголках по правилам дорожного движения ребята играют, а заодно приобретают необходимые знания о том, что на улицах есть здания, разного размера (маленькие, большие), тротуары, проспект. В ходе игры с автомобилями они обращают внимание на то, что автомобили бывают грузовые и легковые, усваивают основные правила поведения в транспорте, на тротуаре, при переходе проезжей части, а также знакомятся с сигналами светофора.

В организованной игровой зоне ребята могут не только лишь играть, но и проработать и закрепить приобретенные знания грамотного поведения водителя и пешехода на дороге, значение дорожных знаков, а также вместе с воспитателем рассматривают ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.

Также в данных уголках правил дорожного движения ребята рассматривают перекресток, знакомятся с разметкой «разделительная линия», «зебра», познают такие понятия, как одностороннее и двустороннее движение.

В своей деятельности мы применяем различные виды деятельности: игры, сюжетно-ролевые игры, досуги, беседы, целевые прогулки, конкурсы, наблюдение. Прежде всего, особое внимание мы уделяем организации сюжетно-ролевых игр. Практически все сюжетно-ролевые игры характеризуются коллективным, совместным способом проведения. Разделение дошкольников по подгруппам постоянно и устойчиво. Они складываются на основе интереса детей к одинаковым играм, или на основе индивидуальных расположений и привязанностей. Сюжетно-ролевые игры, имеющие одинаковое значение не только продолжительно повторяются, но и формируются, дополняются, существуют длительное время. В игровой деятельности дети подготовительного возраста точно могут выделять предварительный этап, который заключается в распределении ролей, подборе игрового материала, в изготовлении самодельных игрушек вместе с воспитателем.

Наиболее результативным методом доведения простых правил поведения на дороге до детей дошкольного возраста считается игра, в которой они являются участниками. В ходе игры дети приобретают основные правила и условия, понимают, кто является пешеходом, шофером и регулировщиком.

В процессе игры дети обучаются грамотно переходить проезжую часть автодороги, узнают, что на дорогах существуют специальные знаки, которые предупреждают шоферов и пешеходов о том, что их ждет впереди.

Значительная часть деятельности педагогов по обучению детей правилам дорожного движения, организуется в старшей и подготовительной группах детского сада. Ребята в этом возрасте уже имеют определенными познаниями и понятия о дороге, пешеходах, водителях и пассажирах.

Ребята подготовительной группы детского сада предъявляют наиболее высокие условия к качеству выполнения отдельных ролей в сюжетно-ролевой игре. Участвуя в подготовке ребят в последующей игре, педагогу необходимо обратить их внимание на отбор основного игрового оснащения, оказывать помощь в создании недостающего инвентаря, приучать к простому планированию хода игры, организации игровой ситуации самостоятельно. В процессе игры воспитатель может давать ребятам рекомендации, задавать наводящие вопросы, вызывать интерес играющих, к той или иной стороне игры.

Представляем вашему вниманию конспект сюжетно-ролевой игры «Мы – маленькие пешеходы», который мы используем в своей работе.

Программное содержание:

- Познакомить ребят с правилами транспортировки детей в личном автомобиле;

- Продолжать создавать у дошкольников навыки грамотного поведения на дорогах.

- Зафиксировать с ребятами понимание правил дорожного движения, а также их знания о дорожных знаках, понимать значение сигналов светофора.

- Сформировать у детей дошкольного возраста с помощью игровых задач умение быстро реагировать и принимать верные решения дорожных ситуаций.

- Увеличивать лексический запас ребят путём введения новых, незнакомых ранее слов: ремень безопасности, автомобильное кресло.

- Воспитывать ответственность за свои действия на проезжей части дороги.

- Развивать внимание, память, мелкую моторику, воображение и сообразительность.

Используемый материал:

Разметка пешеходного перехода, макет светофора, иллюстрации по ПДД, дорожные знаки, игровой инвентарь: мячик, шаблоны дорожных знаков, книга, цветные карандаши.

Предварительная работа.

1. Наблюдения за проезжей частью дороги, знакомство с правилами дорожного движения на территории дошкольного учреждения.

2. Ознакомление с разными вариантами дорожных знаков.

3. Игры на формирование наблюдательности и памяти.

4. Сюжетно-ролевая игра «Водители», дидактическая игра «Светофор».

5. Рассматривание картинок с разными ситуациями на проезжей части.

Воспитатель: – Ребята, сегодня я приглашаю вас поиграть в маленьких пешеходов. Но в первую очередь мы разучим девиз: «Делаем ребятам предостережение! Выучить срочно правила движения! Чтоб не волновались каждый день родители, Чтоб спокойно мчались улицей водители».

Воспитатель акцентирует внимание ребят на выложенную дорогу.

Воспитатель: – Посмотрите вот улица, по которой мы с вами пойдём в школу. На какой сигнал светофора можно переходить улицу!

Воспитатель: – Хоть у вас терпенья нет,

Подождите: красный свет.

- Жёлтый свет на пути – приготовьтесь идти.

– Свет зелёный впереди – вот теперь переходи!

(Ребята идут по пешеходному переходу среди них две девочки, на ходу рассматривают книгу и беседуют между собой)

Воспитатель: – Подождите- ка, девчушки,

Где же ваши глаза и ушки?

дело кончится печально,

может быть немало бед.

Ведь дорога – не читальня.

И не место для бесед.

(Воспитатель забирает у девочек книгу, закрывает её и пропускает их по пешеходному переходу. На светофоре в это время горит красный свет)

Воспитатель: – Светофор даёт приказ – Зажигает красный глаз. И когда зажжётся он, Все стоят – таков закон.

Затем на светофоре зажигается жёлтый свет, после него зелёный.

Воспитатель: – Теперь горит зелёный свет – Свободен путь, препятствий нет!

(Дошкольники переходят улицу. Последний ребенок, нёсет мячик, и начинает с ним играть на проезжей части)

– Мой весёлый, звонкий мяч, ты, куда умчался вскачь?

Красный, жёлтый, голубой, не угнаться за тобой…

(Воспитатель отбирает мяч у ребёнка)

Воспитатель: – На проезжей части, дети.

Не играйте в игры эти.

Бегать можно без оглядки.

На дворе и на площадке.

- Хорошо ребята! Практически все вы придерживались правил дорожного движения и успешно добрались до Школы маленьких пешеходов.

- А сейчас присаживайтесь и мы с вами поиграем, посмотрим, все ли вы знаете правила грамотного поведения на дороге. Вы готовы?

- Сегодня, мы с вами добирались в школу пешком. А как возможно ещё добраться до нашей школы?

Ребёнок: – На автомобиле.

Воспитатель: – Ребята, кто из вас знает, как правильно перевозить ребёнка в легковой машине?

Ребёнок: – На заднем сидении.

Воспитатель: – Верно. Детей нужно перевозить на заднем сидении в специально оборудованном детском автомобильном кресле и пристегнув ремнём безопасности.

Воспитатель: – С какой целью необходимо так делать?

Ребёнок: – Чтобы сохранить здоровья и жизнь.

Воспитатель: – Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) и быть всегда с пристёгнутыми ремнями. Это кресло служит для безопасности здоровья ребенка при экстренном торможении машины или при случившейся аварии. Также помогает удержать малыша на месте, что в свою очередь предотвращает повреждения (травмы).

- На дорогах водителям и пешеходам соблюдать порядок помогают светофоры. Ребята, а как вы думаете, что еще может помочь водителям и пешеходам?

Ребёнок: – Дорожные знаки и указатели.

Воспитатель: – Совершенно верно, это дорожные знаки. Ребята давайте вспомним, на какие три группы условно можно разделить все дорожные знаки?

Ребёнок: – Предупреждающие, разрешающие, запрещающие.

Воспитатель: – А сейчас новое задание. Посмотрите, у меня лежат дорожные знаки, сейчас каждый из вас, по очереди, попытается придумать рассказ про них.

Дети: – Знак «Внимание дети!». Относится к предупреждающим знакам. Он устанавливается рядом со школой, чтобы водители были более аккуратными и осторожными.

- Знак «Проезд закрыт». Относится к запрещающим знакам. Он устанавливается в тех местах, где люди могут спокойно перейти дорогу под землёй.

- Знак «Внимание, опасность!». Относится к предупреждающим знакам.

- Знак «Место стоянки». Относится к разрешающим знакам.

- Знак «Проход закрыт». Относится к запрещающим знакам.

Воспитатель: – «Ребята, каким цветом мы можем раскрасить данные знаки?»

(Дети раскрашивают и называют свои знаки)

Физ. минутка.

Воспитатель: – Молодцы, ребята! А сейчас послушайте стихотворения. Там, где необходимо вы будете отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Воспитатель: – Кто из вас пойдёт вперёд

Только там, где переход?

Дети: – «Это я, это я, это все мои друзья!»

Воспитатель: – Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?

(ребята молчат).

- Кто, из вас, идя домой, держит путь по мостовой?

(ребята молчат)

- Знает кто, что красный свет – это значит – хода нет.

Дети: – «Это я, это я, это все мои друзья»

Воспитатель: – Я смотрю, вы хорошо понимаете правила дорожного движения. И теперь я вам предлагаю поиграть еще в одну игру «Рассуждалки».

- Ты переходишь дорогу в положенном месте на зелёный сигнал светофора, но когда ты прошел половину дороги, загорелся жёлтый сигнал светофора. Как ты поступишь? Изобрази и расскажи.

- Во время перехода проезжей части у тебя из рук вылетел воздушный шарик. Что ты сделаешь в данной ситуации?

- Ты вышел во двор покататься на санках, а твой товарищ предлагает тебе пойти покататься на горке, которая находится вблизи с проезжей частью. Что ты сделаешь в этой ситуации?

- Молодцы ребята, вы проявили себя как очень способные воспитанники в нашей игре, знаете много важных правил дорожного движения, которых вы будете придерживаться в своей жизни.

Город, в котором мы с вами живём,

Можно по праву сравнить с букварём.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город даёт нам всё время урок.

Как правильно улицу нам перейти.

В машине родителей в кресле сиди.

Ремень пристегни и весело в путь.

Правила эти ты не забудь!

Литература:

  1. Бродицкий Ю. А. Упражнения по правилам дорожного движения / Бродицкий Ю. А. — Ташкент : Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1990. — 160 с.
  2. Безопасная улица / сост. Шалаева Г. П. — М. : Эксмо : Слово, 2007. — 31 с. : ил. — (Веселые уроки).
  3. Вакса О. И снова о правилах дорожного движения / О. Вакса // О. Вакса. Все, что должны знать мальчишки/ Вакса О. — М., 2004. — С. 95-102.
  4. Детская энциклопедия: за безопасность на дорогах: [познават. журн. для девочек и мальчиков] / [авт.-сост. В. Янелис]. — М. : Аргументы и факты, 2006 — N 8. — 56 с.
  5. Желтоножко Е. А. Господин дорожный знак: игровая программа / Е. А. Желтоножко // Читаем, учимся, играем. — 2008. — N 3. — С. 71-72.
  6. Орлова З. Ты — пешеход / Зинаида Орлова // Орлова З. Детская энциклопедия : азбука на дорогах / Детская энциклопедия. — М., 2009. — N 11. — С. 1-4.
  7. Усачев А. А. Правила дорожного движения: для будущих водителей и их родителей: для мл. и сред. шк. возраста / А. А. Усачев ; худ. В. Уборевич-Боровский. — М.: Самовар, 2010. — 62 с.
  8. Форштат М. Безопасность пешехода / Марк Форштат // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2007. — N 12. — С. 24-28.
  9. Шалаева Г. П. Мои друзья — дорожные знаки / Г. П. Шалаева. — М.: Слово: АСТ, 2009. — 80 с.
  10. Шалаева Г. П. Правила дорожного движения для воспитанных детей / Г. П. Шалаева. — М. : АСТ : Слово, 2009. — 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, воспитатель, знак, ребята, ребенок, игра, дошкольный возраст, проезжая часть, дорога, безопасное поведение.


Похожие статьи

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста...

Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.

Они задерживали школьников, переходивших проезжую часть в опасном месте, лишенном знаков, в нескольких десятках метров от пешеходного перехода со...

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей, зеленый цвет, дошкольный возраст.

Формирование основ ПДД через дидактическую игру

Познакомиться с такими понятиями как: «Переход», «Пешеход», «Пассажир», «Проезжая часть дороги» и т. д. Для того, чтобы игра была ребенку

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дорожное движение, безопасное поведение, правило, игра.

Ознакомление младших дошкольников правилам дорожного...

дорожное движение, ребенок, поисковая деятельность, окружающий мир, дошкольный возраст, дорога, игра, пешеход, поисково-познавательная деятельность, детский сад.

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа.

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

дорожное движение, ситуация, игровая обучающая ситуация, ребенок, знание, дорога, Незнайка, безопасное поведение.

Проблемные ситуации по формированию знаний о безопасности...

‒ опасные для самих детей (если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора)

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ведущий, дорога, игра, Правило, пешеход, переход дороги, машина, дорожное движение, автомобиль.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста...

Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.

Они задерживали школьников, переходивших проезжую часть в опасном месте, лишенном знаков, в нескольких десятках метров от пешеходного перехода со...

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей, зеленый цвет, дошкольный возраст.

Формирование основ ПДД через дидактическую игру

Познакомиться с такими понятиями как: «Переход», «Пешеход», «Пассажир», «Проезжая часть дороги» и т. д. Для того, чтобы игра была ребенку

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дорожное движение, безопасное поведение, правило, игра.

Ознакомление младших дошкольников правилам дорожного...

дорожное движение, ребенок, поисковая деятельность, окружающий мир, дошкольный возраст, дорога, игра, пешеход, поисково-познавательная деятельность, детский сад.

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа.

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

дорожное движение, ситуация, игровая обучающая ситуация, ребенок, знание, дорога, Незнайка, безопасное поведение.

Проблемные ситуации по формированию знаний о безопасности...

‒ опасные для самих детей (если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора)

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ведущий, дорога, игра, Правило, пешеход, переход дороги, машина, дорожное движение, автомобиль.

Задать вопрос