Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников среднего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 03.01.2017

Статья просмотрена: 1434 раза

Библиографическое описание:

Маурина, С. Ю. Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников среднего дошкольного возраста / С. Ю. Маурина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1867/ (дата обращения: 18.04.2024).



Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных, о чем свидетельствуют печальные данные статистики: «За 7 месяцев 2016 года зарегистрировано 10281 дорожно-транспортное происшествие с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 353 ребенка погибли и 11008 детей получили ранения» [1].

В настоящее время ведется большая работа с детьми по профилактике безопасного поведения на дороге. Так, в 2013 году Правительством РФ принята Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», среди задач которой выделена задача формирования удетей навыков безопасного поведения на дорогах. Ежегодно с 20 августа по 20 сентября проводится месячник безопасности дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

В данной статье мы хотели бы поделиться своим опытом работы воспитателя по ознакомлению дошкольников среднего возраста с основными правилами дорожного движения и формированию у них основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

В педагогической литературе накоплен достаточный опыт по данной теме, однако, большинство методических пособий рассчитано на детей старших и подготовительных групп. По нашему мнению, целесообразнее начинать знакомство детей с правилами поведения на улице с младшего возраста: «Важно сделать это до того, — отмечает Ф. С. Майорова, — пока ребенок не перенял и не принял (курсив наш — С.М.) неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению преобладающих во взрослой среде» [3, с. 3].

Мы соглашаемся с мнением О. А. Скоролуповой, которая рекомендует «каждый учебный год посвящать этой работе одну-две недели целиком, «погружая детей» в эту проблему. Затем полученные знания закрепляются в течение всего учебного года благодаря организации игр, досугов, прогулок и наблюдений, участии их в конкурсах рисунков» [6, с. 4].

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, на улице — это одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Работа по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения в дорожно-транспортной среде была начата во второй младшей группе. Продолжая её в средней группе, мы поставили следующие задачи:

1) уточнить знания детей о назначении светофора;

2) познакомить с классификацией видов городского транспорта;

3) способствовать формированию навыков культурного поведения в транспорте;

4) расширить представления об улице, проезжей части, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения.

В содержании и формах организации проводимой нами работы учтены основные принципы дошкольного образования, прописанные во ФГОС ДО: содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, возрастная адекватность дошкольного образования, сотрудничество с семьей [4, с. 6]. Ведущая педагогическая идея нашей работы — формирование основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников в разных видах детской деятельности.

Для наиболее успешной работы мы пополнили развивающую предметно-пространственную среду группы наглядно-иллюстративным материалом (альбомы «Транспорт», «Дорожные знаки», «Светофор», «Дорожные ситуации», «Моя улица», «Мой двор»); атрибутами для сюжетно-ролевых игр («Полиция»); настольно-печатными играми, в том числе и сделанными своими руками («Разрезные картинки», лото «Дорожные знаки», домино «Транспорт» и т. д.); подобрали детскую художественную литературу и оформили медиатеку по тематике дорожного движения. В «Уголке безопасности» был устроен настольный перекресток с использованием макетов дорожных знаков, игрушечных видов транспорта, светофора, фигурок людей и фланелеграф с плоскостными изображениями дороги, улицы, автомобилей и пешеходов.

В своей работе мы старались охватить все виды детской деятельности, чтобы полученные воспитанниками «теоретические» знания, были реализованы ими в самостоятельных играх и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Так как основной вид детской деятельности — это игра, большая часть нашей работы по формированию основ безопасного поведения на дороге была построена именно на игре и игровых ситуациях.

Для групповых и подгрупповых, индивидуальных форм работы очень удобно использовать различные настольно-печатные игры, например, «Собери светофор», «Картинки-половинки», «Кому что нужно», «Собери дорожный знак», «Подбери машину», домино по соответствующей тематике и др. Очень нравятся детям интерактивные игры, выполненные с помощью программы Power Point, такие как «Четвертый лишний», «Ездит, плавает, летает», «Верно — неверно», «Угадай, кто приехал» и т. д. Дидактические игры по правилам дорожного движения можно использовать и для развития речи, памяти, внимания. Дети с удовольствием играли в игры «Кто чем управляет», «Продолжи предложение», «Угадай по описанию (транспорт)». Использовать дидактические игры возможно в любые режимные отрезки дня: утром, на прогулке, вечером.

Содержание сюжетно-ролевых игр по тематике дорожного движения («Полиция», «Водители») часто перекликается и с бытовыми сюжетами. Так, успешно можно объединить сюжеты «Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Полиция», «Улица», «Поездка в автобусе». Воспитателю важно лишь вовремя направить игровые замыслы детей и косвенно воздействовать на развитие сюжетной линии.

В самостоятельной деятельности дети очень любят играть в строительные игры, используя при этом мягкие модули, разнообразные виды конструктора, ЛЕГО. Воспитанники строят гаражи для автомобилей, мосты, ворота, различные виды транспорта, городские здания, обыгрывают постройки. Игры и игровые ситуации с персонажами дали нам возможность познакомить, объяснить, сформировать и закрепить представления дошкольников о безопасном поведении на улице, о дорожных знаках и их значениях, о назначении сигналов светофора и т. д.

Двигательная деятельность предполагает использование различных подвижных игр, которые направлены больше на использование полученных знаний и имеющегося опыта детей. Очень нравятся ребятам такие игры, как «Красный, желтый, зеленый», «Воробушки и машины», «Найди свой цвет» и другие. На занятиях по физическому развитию с помощью игровых ситуаций развиваем координацию движений и ориентировку воспитанников в пространстве, учим детей ездить на велосипеде по прямой дорожке, по кругу, змейкой, вовремя тормозить.

В работе были активно использованы информационно-коммуникационные технологии: это и просмотр мультимедийных презентаций, например, «Виды транспортных средств», «Как перейти дорогу», и просмотр мультфильмов по данной тематике, и прослушивание музыкальных произведений. Увлекает детей и чтение художественной литературы по теме дорожной безопасности: стихи, рассказы, загадки.

Коммуникативная деятельность. Рассматривая с детьми иллюстрации к книгам, в тематических альбомах мы побуждаем детей рассказывать о том, что изображено на той или иной картинке, выразить свое мнение либо дать оценку изображенному событию. Это способствует развитию понимания и осознания детьми опасных и безопасных действий на улице. Вопросы воспитателя могут быть такими: «Как ты думаешь, Зайчик правильно переходит дорогу?», «Расскажи, как бы ты поступил на месте Белочки», «Посмотри внимательно, художник всё нарисовал верно? Почему?»

В утренние и вечерние отрезки времени целесообразно проводить беседы с детьми (например, «Мой папа — водитель», «Для чего нужны дорожные знаки», «Наш помощник светофор»). Воспитанники с удовольствием составляли рассказы о разных видах транспорта, а также делились личным опытом: «Что я видел на улице», «Как я перехожу улицу с родителями», «Мы с мамой едем на автобусе» и т. д.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе — это, прежде всего, наблюдение во время прогулок за дорогой, проезжающими по ней автомобилями, работой светофора и поведением на дороге пешеходов. Так у дошкольников складывается представление реальных картин дорожного движения, они могут рассуждать об увиденном в ходе беседы, во время игры, могут дать оценку действиям пешехода. Так как прогулки проводятся в разное время года, то можно рассказать детям о том, какие опасности могут поджидать пешехода в разную погоду. Например, нужно быть осторожным в зимнее время года, особенно в оттепель, когда дорога становится очень скользкой, поэтому можно поскользнуться и упасть на проезжей части. На прогулке показываем детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: «тротуар» и «пешеходный переход», по которому, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. На улице удобно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.

Теоретические знания подкрепляются и изобразительной деятельностью. Как показывает наш опыт, дошкольники очень любят заниматься рисованием, лепкой и аппликацией по тематике правил дорожного движения. В течение года мы лепили и клеили с детьми деревья, автомобили, дома, рисовали по трафаретам различные виды транспорта, раскрашивали раскраски.

Большое внимание в нашем ДОУ мы уделяем работе по взаимодействию с родителями(законными представителями), в ходе которого мы подчеркиваем ту моральную ответственность, что лежит на взрослых: ведь под воздействием нашего поведения формируется поведение ребенка. Родители должны понимать, что нельзя требовать от ребенка выполнение какого-то правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

В начале учебного года было проведено анкетирование, которое помогло обозначить проблемы, требующие педагогической помощи, и родительское собрание «Безопасность на дороге». В течение года были созданы специальные памятки и буклеты, содержащие советы родителям по вопросам дорожной безопасности детей. Рекомендации воспитателя вызвали большой интерес и отклик у родителей. В конце учебного года родители совместно с детьми приняли участие в досуге «Пусть горит зелёный свет!», который не только показал положительный результат в освоении воспитанниками правил дорожного движения, но и помог сблизить всех участников воспитательно-образовательного процесса. Кроме того, родители принимали активное участие в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы различными атрибутами (лэпбук «ПДД», дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр).

Итак, к концу среднего дошкольного возраста, воспитанники:

1) Научились узнавать и различать виды транспорта по характерным признакам, (легковой, грузовой, пассажирский);

2) Объясняют назначение сигналов светофора;

3) Имеют представление об окружающем пространстве и умеют в нём ориентироваться;

4) Знают некоторые правила дорожного движения;

5) Узнают и называют дорожные знаки («Пешеходный переход», «Дети»)

Таким образом, систематическая работа педагогов и родителей детского сада по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде показала свою эффективность. Она помогает нашим детям быть уверенными на дороге и способствует снижению травматизма среди детей.

Литература:

  1. «Неделя, посвященная безопасности детей на дорогах»// http://2goroda.info/novosti/nedelja-posvjaschennaja-bezopasnosti-detei-na-dorogah.html
  2. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах»// http://government.ru/media/files/41d494b8c5e15981c833.pdf
  3. Майорова, Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг/ Ф. С. Майорова. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: ТЦ Сфера, 2016.
  5. Старцева, О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения/ О. Ю. Старцева. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 64 с.
  6. Скоролупова, О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»/ О. А. Скоролупова. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, дорога, проезжая часть, работа.

Похожие статьи

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа. Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята, дошкольный возраст, проезжая часть, дорога, безопасное поведение. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного...

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей, зеленый цвет, дошкольный возраст. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа.

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей, зеленый цвет, дошкольный возраст.

Использование инновационных форм работы с детьми по...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа. Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

Формирование основ безопасности у дошкольников средствами...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа.

Формирование основ ПДД через дидактическую игру

Познакомиться с такими понятиями как: «Переход», «Пешеход», «Пассажир», «Проезжая часть дороги» и т. д. Для того, чтобы игра была ребенку

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дорожное движение, безопасное поведение, правило, игра.

Этапы организации уголков ПДД в подготовительной к школе группе

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа.

Похожие статьи

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа. Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята, дошкольный возраст, проезжая часть, дорога, безопасное поведение. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного...

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей, зеленый цвет, дошкольный возраст. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа.

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей, зеленый цвет, дошкольный возраст.

Использование инновационных форм работы с детьми по...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа. Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

Формирование основ безопасности у дошкольников средствами...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа.

Формирование основ ПДД через дидактическую игру

Познакомиться с такими понятиями как: «Переход», «Пешеход», «Пассажир», «Проезжая часть дороги» и т. д. Для того, чтобы игра была ребенку

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дорожное движение, безопасное поведение, правило, игра.

Этапы организации уголков ПДД в подготовительной к школе группе

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа.

Задать вопрос