Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (169) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 02.09.2017

Статья просмотрена: 9692 раза

Библиографическое описание:

Космачева, М. Н. Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста / М. Н. Космачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 35 (169). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/169/45516/ (дата обращения: 27.04.2024).



Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Материальные ценности преобладают над духовными, и мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными.

В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Дошкольный возраст наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. У них формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им.

Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Художественная литература, давая познание действительности, расширяет кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, отклик, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Но самое главное, основная функция художественной литературы — это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных «теоретических» чувств, побуждающих их продумывать, выкристаллизовывать свое мировоззрение, определяющих это мировоззрение, превращающих его в действенную силу, направляющую поведение личности. Знакомясь с художественной литературой, дошкольники узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие, сострадание. Размышляя о нравственном воспитании средствами художественной литературы, русские методисты В. Виноградов и А. Балталон писали, что «Нравственное воспитание детей совсем не достигается путем рассуждения с ними о морали и добродетели... Нравственно-воспитательная задача при прочтении состоит в том, чтобы заставить детей насколько можно живее и полнее переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых героев. Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении детей, то воспитательная цель уже достигнута даже в том случае, если после чтения не последует никакой беседы на моральную тему».

Художественное слово является действенным средством воспитания моральных качеств личности. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Решая задачи развития морально-нравственных качеств, важно использовать как классическую русскую, так и современную литературу. Эти произведения задевают душу ребёнка, у него зарождается сопереживание, сочувствие герою. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. И у них начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости.

Для того, чтобы реализовать воспитательные возможности книги, необходимо создать определенные условия. В семье, прежде всего, должна быть эмоциональная атмосфера заинтересованности деятельностью малыша, желание читать ему, беседовать о прочитанном, развивать способность воспринимать рассказы, сказки, стихотворения как искусство слова. Нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое, его качествах.

В период, когда ребенок только еще слушатель и зритель книги, роль взрослых особенно значительна и важна. Выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного эмоционально-образного восприятия, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность художественных образов, вызвать эмоциональную отзывчивость — ответственная задача родителей. Важно знать склонности, интересы ребенка, его индивидуальные особенности.

Немаловажное значение имеет отбор книг для чтения: идейная направленность книги (например, моральный облик героя); высокий художественный уровень, литературная ценность (критерием художественности является единство содержания произведения и его формы); доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (при отборе книг учитываю особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт); занимательность сюжета, простота и ясность композиции; конкретные педагогические задачи.

Например, рассказы В. Сухомлинского «Камень», «Красногрудые снегири», способствуют воспитанию чувства любви и гордости к родной стране.

Воспитать бережное отношение к природе, к животным. Заботиться о них и защищать от уничтожения помогут такие художественные произведения как: Э. Шим «Не смей», М. Пришвина «Ребята и утята», К. Паустовского «Кот-варюга», Н. Носова «Живая шляпа», Л. Толстого «Птичка», Н. Сладкова «Разноцветная земля», М. Пришвина «Лесные хоромы», И. С. Тургенева «Воробей», З. Александровой «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили».

В формировании умений заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь помогут рассказы Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы», Т. А. Шарыгиной «Три дочери», Л. Воронковой «Ссора с бабушкой», В. Сухомлинского «Если бы у меня был ковёр-самолёт», «А сердце тебе ничего не приказало?»

Произведения В. Осеевой «Просто старушка», «Хорошее», Е. Пермяк «Чужая калитка», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршака «Если вы вежливы», А. Барто «Любочка» способствуют формированию элементарного уважения к окружающим, умению спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.

Формировать у ребенка чувство гордости. Дать представление о своих достоинствах и недостатках. Способствовать процессу саморазвития личности помогут рассказы Н. Носова «Заплатка»; Е. Пермяк «Первая рыбка»; В. Осеевой «Сыновья».

Развивать способность самостоятельно преодолевать свои недостатки, испытать чувство стыда — рассказы Н. Носова «Огурцы»; В. Осеевой «Почему»; К. Ушинского «Играющие собаки»; Я. Тайц «По ягоды»; Л. Толстого «Косточка».

Детские рассказы Л. Толстого «Котенок» и «Лгун», Ищенко «Максимка- пограничник», Б. Житкова «На льдине» помогут понять свою зависимость от окружающих людей и обстановки. Сформировать чувство долга и ответственности перед другими и самим собой.

Художественная литература — одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности детей. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников. Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка, так чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей к художественной литературе, будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей.

Литература:

  1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. Методическое пособие. ФГОС/ Р. С. Буре. М.: «Мозайка-Синтез», 2015.
  2. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм.// Дошкольное воспитание. — 2006. № 10. С. 82–85.
  3. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. — М.:ТЦ Сфера, 2013.
  4. Николаева И. А. Семья как социокультурная среда развития ребенка [Электронный ресурс] / http://www.maam.ru/detskijsad
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, ребенок, произведение, бережное отношение, дошкольное образование, дошкольный возраст, нравственное воспитание, нравственный опыт, практическая помощь, родная страна.


Похожие статьи

Роль художественной литературы в духовно-нравственном...

Действенным средством формирования у дошкольников осознанного отношения к моральным нормам является художественная литература. Цель художественных произведений — не формальное усвоение сообщаемых моральных правил...

Формирование нравственных представлений детей младшего...

Одним из важнейших средств нравственного воспитания дошкольников, по мнению М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Е. Ф. Луниной, Л. Б. Фесюковой и др., является ознакомление детей с художественной литературой.

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его...

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Воспитание нравственных качеств личности у детей...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, нравственное развитие, патриотическое воспитание, нравственно-патриотические чувства.

Опыт народной педагогики в социально-нравственном...

Ключевые понятия: социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, народная педагогика, опыт народной педагогики.

Создание условий для развития нравственных качеств...

Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, эмоциональной...

Художественная литература как фактор формирования...

эмоциональная отзывчивость, ребенок, дошкольный возраст, детская литература, детская художественная литература, окружающий мир, художественная литература, эмоциональная сфера, различное произведение детской...

Исторические взгляды и современные подходы патриотического...

патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое воспитание дошкольников, патриотизм, VIII-XIX, РФ, чувство привязанности.

Детская художественная литература как средство...

художественная литература, ребенок, духовно-нравственное воспитание, художественное произведение, литературный час, детская художественная литература, школьник, книга, класс, начальная школа.

Роль художественной литературы в духовно-нравственном...

Действенным средством формирования у дошкольников осознанного отношения к моральным нормам является художественная литература. Цель художественных произведений — не формальное усвоение сообщаемых моральных правил...

Формирование нравственных представлений детей младшего...

Одним из важнейших средств нравственного воспитания дошкольников, по мнению М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Е. Ф. Луниной, Л. Б. Фесюковой и др., является ознакомление детей с художественной литературой.

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его...

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Воспитание нравственных качеств личности у детей...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, нравственное развитие, патриотическое воспитание, нравственно-патриотические чувства.

Опыт народной педагогики в социально-нравственном...

Ключевые понятия: социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, народная педагогика, опыт народной педагогики.

Создание условий для развития нравственных качеств...

Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, эмоциональной...

Художественная литература как фактор формирования...

эмоциональная отзывчивость, ребенок, дошкольный возраст, детская литература, детская художественная литература, окружающий мир, художественная литература, эмоциональная сфера, различное произведение детской...

Исторические взгляды и современные подходы патриотического...

патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое воспитание дошкольников, патриотизм, VIII-XIX, РФ, чувство привязанности.

Детская художественная литература как средство...

художественная литература, ребенок, духовно-нравственное воспитание, художественное произведение, литературный час, детская художественная литература, школьник, книга, класс, начальная школа.

Похожие статьи

Роль художественной литературы в духовно-нравственном...

Действенным средством формирования у дошкольников осознанного отношения к моральным нормам является художественная литература. Цель художественных произведений — не формальное усвоение сообщаемых моральных правил...

Формирование нравственных представлений детей младшего...

Одним из важнейших средств нравственного воспитания дошкольников, по мнению М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Е. Ф. Луниной, Л. Б. Фесюковой и др., является ознакомление детей с художественной литературой.

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его...

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Воспитание нравственных качеств личности у детей...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, нравственное развитие, патриотическое воспитание, нравственно-патриотические чувства.

Опыт народной педагогики в социально-нравственном...

Ключевые понятия: социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, народная педагогика, опыт народной педагогики.

Создание условий для развития нравственных качеств...

Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, эмоциональной...

Художественная литература как фактор формирования...

эмоциональная отзывчивость, ребенок, дошкольный возраст, детская литература, детская художественная литература, окружающий мир, художественная литература, эмоциональная сфера, различное произведение детской...

Исторические взгляды и современные подходы патриотического...

патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое воспитание дошкольников, патриотизм, VIII-XIX, РФ, чувство привязанности.

Детская художественная литература как средство...

художественная литература, ребенок, духовно-нравственное воспитание, художественное произведение, литературный час, детская художественная литература, школьник, книга, класс, начальная школа.

Роль художественной литературы в духовно-нравственном...

Действенным средством формирования у дошкольников осознанного отношения к моральным нормам является художественная литература. Цель художественных произведений — не формальное усвоение сообщаемых моральных правил...

Формирование нравственных представлений детей младшего...

Одним из важнейших средств нравственного воспитания дошкольников, по мнению М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Е. Ф. Луниной, Л. Б. Фесюковой и др., является ознакомление детей с художественной литературой.

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его...

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Воспитание нравственных качеств личности у детей...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, нравственное развитие, патриотическое воспитание, нравственно-патриотические чувства.

Опыт народной педагогики в социально-нравственном...

Ключевые понятия: социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, народная педагогика, опыт народной педагогики.

Создание условий для развития нравственных качеств...

Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, эмоциональной...

Художественная литература как фактор формирования...

эмоциональная отзывчивость, ребенок, дошкольный возраст, детская литература, детская художественная литература, окружающий мир, художественная литература, эмоциональная сфера, различное произведение детской...

Исторические взгляды и современные подходы патриотического...

патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое воспитание дошкольников, патриотизм, VIII-XIX, РФ, чувство привязанности.

Детская художественная литература как средство...

художественная литература, ребенок, духовно-нравственное воспитание, художественное произведение, литературный час, детская художественная литература, школьник, книга, класс, начальная школа.

Задать вопрос