Автор: Дворецкая Татьяна Николаевна

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 29.11.2017

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Дворецкая Т. Н. Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 36-38. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2881/ (дата обращения: 23.02.2018).



В статье раскрываются вопросы влияния народной педагогики на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Автор рассматривает различные взгляды ученых на проблему нравственного воспитания.

Ключевые понятия: социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, народная педагогика, опыт народной педагогики

In the article questions of influence of folk pedagogy in the socio-moral education of children of senior preschool age. The author examines the various views of scientists on the problem of moral education.

Key concepts: socio-moral education of preschool children, national pedagogics, experience of national pedagogics

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из важнейших сторон многогранного процесса развития личности ребенка. Аспекты этого процесса отражены в ФГОС ДО. Один из основных принципов дошкольного образования, это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства. Именно созданный и накопленный народный опыт помогает формировать ценности и моральные нормы.

Основной целью воспитания является забота о передаче житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

С. А. Козлова отмечает, что великие педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку. При этом значительный акцент делался на введении ребенка в среду, непосредственно его окружающую, что должно было давать малышу ощущение полного слияния со своим народом. Только при таких условиях подрастающий человек становится сыном своего народа. [3]

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, себе.

Г. А. Урунтаева выделяет дошкольный возраст для создания наиболее благоприятных условий нравственного развития детей. Автор отмечает: «Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строиться взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения». [5]

Р. С. Буре обращается к опыту отечественной педагогики и психологии, в которой утвержден ведущий принцип воспитания и обучения в деятельности. В исследованиях П. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. П. Рубинштейна и других ученых обоснованы положения о ведущей роли практической деятельности в развитии психических процессов, организации и регуляции собственного поведения, в усвоении общественного опыта отношения к социальному окружению и взаимоотношений с людьми.

Дошкольный возраст — период, в котором есть интенсивное усвоение первичных этических норм поведения и формирование связанных с ними моральных переживаний. Возникновение «внутренних этических инстанций» по обоснованию Л. С. Выготского, является механизмом их усвоения, одним из основных новообразований дошкольного возраста.

Обратимся к словам А. В. Запорожца, который считал, что «дошкольный возраст является «фундаментом гармонической личности»

«Если уделять внимание, лишь формированию нравственных представлений, — пишет А. В. Запорожец, — не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи «нравственного формализма», когда дети хорошо знают правила, нравственные нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами эти нормы нарушают, не считаясь с интересами окружающих». Для предупреждения подобного расхождения знаний и реального поведения необходимо, чтобы «нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения… Что бы у него возникло не только понимание, но и положительное эмоциональное отношение к своим нравственным обязанностям»

В. А. Сухомлинский писал, о том, что «нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства»

С. А. Козлова обращает особое внимание на то, что нравственность выстраивается на общечеловеческих ценностях, таких как: добро, порядочность, честность, уважение к людям, готовность к сопереживанию и взаимопомощи. Эти ценности всегда были и есть в каждом обществе. [3]

Социально — нравственное воспитание — это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

Действенным средством ознакомления дошкольников с разнообразием поступков и оценкой их нравственной значимости является народная педагогика.

Р. С. Буре проводя анализ народной педагогики, содержащий ситуации, имеющие моральный смысл, выделила ряд форм, в которых они преподносятся, с целью определения степени сложности осознания дошкольниками нравственного смысла действий главных героев и выделения оценки их поступков с точки зрения соответствия моральным нормам. Самая доступная восприятию детей форма — описание конкретного поступка и его оценка писателем.

Художественная литература — это искусство письменного слова.

О влиянии художественной литературы на социальный опыт дошкольников отмечает Л. П. Стрелкова. По мнению автора: «Художественная литература является мощным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости, человечности». Она раскрывает особенности восприятия дошкольниками художественных произведений и их влияние на эмоциональное состояние детей. Произведения искусств, подчеркивает автор, не только обогащают знания ребенка о действительности, они вводят его в особый мир переживаний и эмоциональных открытий: «…ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу». [4]

С. А. Козлова рассматривая художественную литературу, отмечает, что она является одновременно и источником знаний, и источником чувств. Поэтому, так важно как можно раньше приобщать детей к литературе.

«Крайне важно, — писал В.Брюсов, — чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное»

Стоит отметить тот факт, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в народной педагогике: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью.

Среди средств народной педагогики особое место принадлежит устному народному творчество как носителю народной мудрости.

Лев Николаевич Толстой говорил о том, что «русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, волшебные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, связанную с трудом, природой, почитанием отцов и дедов».

З. А. Гриценко в своих трудах «Литературное образование дошкольников» устное народное творчество — словесный фольклор называет специфическим искусством, которое изначально существовало только в устной форме. Массово собирать и издавать его тали поздно. В России, например, в конце 18 века. Устное народное творчество передавалось из уст в уста, в процессе передачи видоизменялось, появлялись варианты одного и того же произведения. Следовательно, кроме устности, специфической чертой словесного фольклора является вариативность.

По мнению автора, фольклор — устное народное творчество, является народным искусством, не только потому, что оно в большей степени создавалось и хранилось широкими народными массами, но прежде всего потому, что в нем нашли отражение народные культурные и нравственные традиции, образ мысли и представлений о мире, народный уклад жизни, склад ума и характера. То есть то, что ныне называют менталитетом. [2]

Знания, накопленные нашими предками о жизни, природе, людях нашли отражение в сказках, легендах, песнях, поговорках, загадках, народных приметах, и т. д. С искусством народа дети знакомятся от матери с первой услышанной в раннем возрасте колыбельной песни, пестушки, потешки, сказки.

По нашему мнению, богатый опыт народный педагогики используется педагогами на практике в недостаточной мере.

Рекомендуем включать устное народное творчество, но только в образовательную деятельность детей, но и во все режимные моменты.

В своей практической работе мы, используем педагогическую ценность устного народного творчества, внедряем авторские разработки по мотивам народной педагогики. Как педагоги-новаторы мы находимся в постоянном поиске новых педагогических решений и творческом вдохновении.

Так, например, авторские материалы «Пестушки для самых маленьких» направлены на развитие эмоционально-положительного общения матери и ребенка. «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста» направлены на развитие мелкой моторики рук. «Игры и развлечения детей старшего дошкольного возраста» направлены на развитие социализации детей, вызывает интерес и желание играть в совместные игры. Сказка для детей старшего дошкольного возраста: «Страна Вежливости» направлена на приобщение детей к культуре общения, к нравственным и морально-этическим нормам поведения. Другие авторские произведения по мотивам народной педагогики направлены на социально-нравственное воспитание детей.

По нашему мнению, социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики в настоящее время недостаточно востребовано в широкой педагогической практике.

Мы считаем, что устное народное творчество является культурным наследием, хранилищем ценного опыта, обладающего тайным смыслом, оно не только описывает идеальные качества личности человека, такие как: трудолюбие, дружелюбие, рассудительность, уважение к родителям и любовь к Родине, но и создают в нашем сознании образ идеального человека и гражданина великой страны.

Литература:

  1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. — 80 с.
  2. Гриценко З. А. Литературное образование дошкольников: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. образования /З. А. Гриценко.- М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 352 с.
  3. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: учебник/С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. — М.: ИНФА-М, 2016.-146 с.
  4. Стрелникова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. — М, 1985. — 95 с.
  5. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педаг. учебных заведений — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 336 с.
  6. http://kladraz.ru/users/tysay
Основные термины (генерируются автоматически): народной педагогики, детей старшего дошкольного, народное творчество, устное народное творчество, старшего дошкольного возраста, воспитание детей старшего, мотивам народной педагогики, социально-нравственное воспитание детей, Социально-нравственное воспитание детей, приобщение детей, ознакомления дошкольников, народной педагогики особое, анализ народной педагогики, дошкольного возраста», Социально-нравственное воспитание дошкольников, воспитание ребенка, детей младшего дошкольного, средствами народной педагогики, детей нравственных чувств, практике взаимоотношений детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос