Основы безопасности жизнедеятельности в ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)

Дата публикации: 06.05.2014

Статья просмотрена: 2868 раз

Библиографическое описание:

Земскова Ю. А. Основы безопасности жизнедеятельности в ДОУ [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 56-58. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5565/ (дата обращения: 15.08.2018).

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная, экономическая и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека.

Повышенная любознательность, стремление к самостоятельности нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций в доме, в детском саду, на улице, в транспорте, на природе и т. д.

Именно в дошкольном возрасте дети должны получить первые знания о здоровом образе жизни, возможных чрезвычайных ситуациях природного и криминального характера; о правилах дорожного движения и поведения на улице, о правилах пожарной безопасности и т.д.

Изучив программу «Детство» В. И. Логиновой у меня возникла необходимость дополнить раздел «Безопасность» программы с учётом условий нашего детского сада а также психологических и физиологических возможностей детей моей группы и имеющейся развивающей среды в группе. Адаптировать её к использованию с учётом регионального компонента.

Исходя из актуальности данной проблемы, я разработала авторскую программу «Безопасная дорога детства» (обеспечение жизнедеятельности и безопасности детей).

Цели этой программы:

-        освоение знаний;

-        развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях;

-        воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

-        овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случаи их наступления, использовать средства индивидуальной защиты.

Программа разделена на четыре блока:

1.      Правила обеспечения безопасности дорожного движения:

-        дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители;

-        дорога и её составные части;

-        правила безопасного поведения пешехода на дорогах;

-        правила поведения пассажиров транспорта;

-        правила безопасного поведения велосипедиста на дороге;

2.      Правила пожарной безопасности и поведение при пожаре:

-        причина возникновения пожара в жилых домах;

-        правила безопасного поведения при пожаре в доме;

-        способы эвакуации;

-        опасность, возникающая при нарушении правил общения с электрическими и электронными приборами

3.      Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни:

-        движение — естественная потребность организма;

-        физическая культура и закаливание;

-        личная гигиена;

-        роль витаминов на здоровье;

-        лекарственные растения, ядовитые растения;

-        правила поведения на природе;

4.      Профилактика терроризма:

-        правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде;

-        правила обеспечения сохранности личных вещей;

-        правила безопасного поведения в социуме;

-        правила поведения при нахождении незнакомых предметов, вещей.

Блок «Правила обеспечения безопасности дорожного движения».

Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей я начала с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков, которое проводилось в форме беседы, наблюдений, игр — занятий. Результаты обследования позволили определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.

Воспитание навыков безопасного поведения дошколят я осуществляла на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно — образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритет отдавала индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми.

Данная работа велась через:

-        организационную деятельность детей — занятия, занятия — проекты, экскурсии, тренинги;

-        совместную деятельность взрослых и детей — драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

-        свободную самостоятельную деятельность детей — сюжетно — ролевые игры. Чтобы достичь своей цели я разработала перспективный план на год в старшей и подготовительной группах.

Проводятся совместные ситуационные игры: «Служба спасения», «Телефон доверия», которые помогают осмысливать правильное решение в экстремальной ситуации, воспитывают желание помощь другому человеку.

С детьми проводила разнообразные занятия, например, такие как:

1.      «Улица полна неожиданностей».

2.      «Беседа о правилах дорожного движения».

3.      «Дорожные знаки».

Также в своей работе использовала и художественную литературу.

Дети с удовольствием играют в игры:

Развивающие игры: «Виды перекрёстков», «Улица города», «Угадай, какой знак», «Сложи дорожный знак», «Дорожные знаки».

Подвижные игры: «Будь внимательным», «Жесты регулировщика», «К своим знакам», «Весёлые пешеходы».

Сюжетно-ролевые игры: «Регулировщик», «Больница», «Служба спасения» и т. д. Дети с удовольствием участвовали изготовлении атрибутов.

Вместе с детьми мы сделали макет «Азбука дорожного движения». Разработала кроссворды и ребусы, где дети с интересом их решают. На территории детского сада сделала разметку. Также подобрала серию картин и предлагала найти правильное решение в той или иной дорожной ситуации.

Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Знания, полученные детьми в детском саду, должны закреплять дома в семье.

Для решения поставленной задачи был создан актив, состоящий из педагогов и родителей. Наше сотрудничество началось с изучения знаний и умений родителей.

В настоящее время родители являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению. Для этого я проводила с родителями беседы и собрания на темы:

1.             «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют».

2.             «Дисциплина на улице — залог безопасности пешеходов».

3.             «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения».

Также советовала прочитать детям следующие произведения: Маршак «Мяч», Михалков «Дядя Стёпа», Носов «Автомобиль», Дорохов «Заборчик вдоль тротуара», Гальперштейн «Трамвай и его семья».

Я считаю, что несчастных случаев на дороге будет значительно меньше, если взрослые не оставят детей без присмотра на улице, во дворе дома. Вовремя сделанное замечание о том, как себя вести на улице, может сохранить ребёнку здоровье и жизнь.

Блок «Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре»

Очень серьёзно следует относиться к пожарной безопасности. Поэтому и этот вопрос я не обошла стороной. Я формировала у детей интерес к проблемам собственной безопасности; основы пожарной безопасности. Для этого создавалась предметная среда, включающая яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры и др. Ежемесячная работа по формированию правил пожарной безопасности включалась в календарный план, знания и умения детей закреплялись в свободной деятельности через различные игры, театрализованную и изобразительную деятельности.

Как свидетельствуют наблюдения, для детей достаточно нескольких занятий, чтобы они поняли опасность, которую несёт огонь. На данном этапе важно добиться, чтобы дети усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно действовать при возникновении пожара.

Проведение занятий сопровождала показом открыток, картин, плакатов, рассказом. Дети знакомились с уголком пожарной безопасности в детском саду, назначением каждого предмета противопожарного оборудования. Постоянно напоминала, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, рассматривали макет спичечной коробки со спичками, объясняла их устройство и назначение.

Такая форма работы, как развлечение помогла усвоить правила пожарной безопасности и поведения при пожаре, закрепляли номер — 01 — в игре, используя детский телефон, вызывая пожарную команду.

Блок «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни»

Мы организовали в группе клуб «Здоровая семья». Работа клуба проходила под девизом: «Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребёнка».

Цель клуба: привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу, пробудить интерес к организации жизнедеятельности детей в ДОУ, активизировать участие родителей в различных мероприятиях; формировать знания родителей, позволяющие воспитывать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни; повышать роль семьи в физическом воспитании и развитии детей.

Большую помощь в планировании проведении такой работы мне оказало анкетирование родителей (темы анкет «О здоровье всерьёз» и «Условия здорового образа жизни в семье»). Оно помогло узнать об их физическом развитии в семье и наиболее важных темах, которые интересуют родителей. Я обсуждала с родителями проблемы формирования физической культуры в семье, возможности повышения эффективности этой деятельности, изучали инновационные технологии по оздоровлению детей и их применение для снижения детской заболеваемости. Также обсуждали о важности соблюдения режима дня, закаливании, рациональном питании.

В процессе работы были оформлены стенды: «Мы хотим быть здоровыми» (фотографии детей, занимающихся физкультурой, играющих в подвижные игры и т. д.);

«Лекарственные травы» (гербарий, книги на эту тему, иллюстрации лекарственных трав и т. д.)

Блок «Профилактика терроризма и чрезвычайные ситуации»

Этот блок предназначен для того, чтобы привить навыки безопасности в домашней обстановке, исключить какие — либо вредные воздействия на ребёнка, научить правилам поведения в экстремальных ситуациях. А также, как показывает практика, дети плохо знают, как вести себя при общении с посторонними людьми. Эта проблема вытекает из того, что родители несколько упускают этот момент в дошкольном возрасте, а в дальнейшем считают такие нормы усвоенными. Однако на деле, оказывается, что в знаниях по этому вопросу у детей имеется пробел.

Например, в этом блоке используются ситуации «Если ты один дома». Суть ситуаций через наглядное пособие научить общению с различными людьми: родственными, посторонними. При этом делается акцент на закрепление определённых правил этого общения: вежливости, корректности, осторожности. Незнакомым людям лучше сказать: «Я вас не знаю» и закончить диалог.

Вся работа отражалась в продуктивной деятельности детей. В рисунках дети отразили своё восприятие и понимание правил безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, вся проведённая работа дала положительные результаты. У детей появилось желание расширить свой кругозор по данной теме, стремление выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения. У них появилась потребность утвердиться в своём отношении с окружающей действительностью, следовать правилам поведения в определённых ситуациях.

Совместными усилиями с родителями пришли к выводу, что благоприятные условия, созданные в семье и дошкольном учреждении, способствуют укреплению физического и психического здоровья детей, и снижению заболеваемости детей.

Основные термины (генерируются автоматически): пожарная безопасность, ребенок, дорожное движение, детский сад, здоровый образ жизни, правило поведения, безопасное поведение, игра, правило, ситуация.

Похожие статьи

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход. Формирование основ безопасности у дошкольников через...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский сад, дорога, образовательная деятельность, родитель, улица, повседневная жизнь, обучение детей.

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа. Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, ситуация, правило поведения, игровая деятельность, активный участник.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная работа, формирование основ.

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

дорожное движение, ситуация, игровая обучающая ситуация, ребенок, знание, дорога, Незнайка, безопасное поведение.

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа.

Азбука дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, ознакомление детей, Правило, игра, знание, Правило безопасности, детский сад, процесс. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход. Формирование основ безопасности у дошкольников через...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский сад, дорога, образовательная деятельность, родитель, улица, повседневная жизнь, обучение детей.

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа. Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, ситуация, правило поведения, игровая деятельность, активный участник.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная работа, формирование основ.

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

дорожное движение, ситуация, игровая обучающая ситуация, ребенок, знание, дорога, Незнайка, безопасное поведение.

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа.

Азбука дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, ознакомление детей, Правило, игра, знание, Правило безопасности, детский сад, процесс. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Задать вопрос