Формирование основ безопасности у дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)

Дата публикации: 24.02.2015

Статья просмотрена: 390 раз

Библиографическое описание:

Рыкова, М. А. Формирование основ безопасности у дошкольников / М. А. Рыкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 82-83. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7444/ (дата обращения: 24.04.2024).

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных — маленьких детей. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

«… Неторные пути опасностей,

надежд себе всегда без колебаний выбираем.

И дети тоже чувствуют,

что нет гарантий от опасностей и бед

и даже смерти преждевременной явленье,

но лишь тогда они проявят опасенье,

коль будут знать, чего бояться им.

Домокаш Варга

На взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка, так как ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается закладывание всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами жизни: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Вопросы безопасности жизнедеятельности можно увидеть в исследованиях многих отечественных ученых (В. А. Алексеенко, В. С. Белов, А. С. Вернадский, А. В. Гостюшин, В. А. Левицкий, М. В. Ломоносов, О. Н. Русак, И. М. Сеченов, Э. Я. Соколов, И. К. Топоров и др.). Огромный вклад в решение проблемы самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда, и др.

Проблема создания условий для усвоения знаний детьми дошкольного возраста по вопросу их безопасности является одной из первостепенных в педагогической деятельности воспитателей ДОУ. Цель моей работы ознакомление дошкольников с различными опасными ситуациями в их жизни и правилами безопасного поведения. Ее я достигаю через решение следующих задач:

-        формировать представления об опасных для ребенка и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

-        приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

-        передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

-        формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

В своей работе я реализую шесть основных направлений:

-         ребенок и другие люди;

-         ребенок и природа;

-         ребенок дома;

-         здоровье ребенка;

-         эмоциональное благополучие ребенка;

-         ребенок на улицах города

В своей работе использую разнообразные эффективные формы работы с детьми:

-         комплексные занятия;

-         беседы;

-         ознакомление с художественной литературой;

-         беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;

-         развлечения, досуги;

-         игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);

-         экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;

-         наблюдения;

-         эксперименты и опыты;

-         игровые тренинги;

-         «минутки безопасности»;

-         моделирование заданных ситуаций;

Дошкольный возраст, как период детства характеризуется повышенной двигательной активностью ребенка, а как следствие и нарастанием его физических возможностей, которые, сочетаясь с его повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, могут приводить к возникновению травм или опасных для жизни ситуаций. Нанести вред жизни и здоровью детей, могут различные предметы домашнего обихода, такие как: бытовая техника, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, бытовая химия, продукты питания, дикие и домашние животные, различные транспортные средства, некоторые растения и насекомые, низкая температура воздуха, солнечные лучи, погружение в воду, люди и многое другое. Условно можно разделить эти источники опасности на:

1.      Природные,

2.      Техногенные,

3.      Социальные. (Е. Я. Гаткин, Е. В. Нисковская, В. Г. Пономарев).

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это — «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это — родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.

Родители должны понимать, как ребенок реагирует на то, что его окружает.

1.                  Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.

2.                  Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.

3.                  Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

4.                  Если ребенка часто стыдят — он учится чувствовать себя виноватым.

5.                  Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.

6.                  Если к ребенку часто снисходительны — он учится быть терпеливым.

7.                  Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.

8.                  Если ребенка часто подбадривают — он учится быть уверенным в себе.

9.                  Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.

10.              Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.

11.              Если ребенка часто одобряют — он учится к себе хорошо относиться.

Поэтому безопасность на сегодняшний день является актуальной проблемой современности.

Есть некая формула безопасности, которая изложена для детей стихотворной форме:

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности — все избежать,

А где надо — на помощь позвать.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Дошкольный возраст, какое-либо правило поведения, окружающий мир природы, ребенок выполнения, родитель, ситуация.

Похожие статьи

Проект «Учимся безопасности» | Статья в сборнике...

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная работа, формирование основ.

Методические аспекты формирования представлений...

В статье рассматриваются методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

ребенок, проблемная ситуация, проблема, знание, ситуация, противоречие, задача, дошкольный возраст, деятельность педагога, окружающий мир.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная работа, формирование основ.

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения...

Родители должны понимать, что нельзя требовать от ребенка выполнение какого-то правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. В начале учебного года было проведено анкетирование, которое помогло обозначить проблемы, требующие педагогической помощи...

Формирование экологической компетентности у старших...

ребенок, исследовательская деятельность, дошкольный возраст, окружающий мир, дошкольное детство, предмет, совместная деятельность, экологическая компетентность, научная логика познания, особенность предметов.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, ситуация, правило поведения, игровая деятельность, активный участник.

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников...

правило поведения, ребенок, воспитание культуры поведения, воспитание культуры общения, хорошее поведение, повседневная жизнь, повседневная деятельность, дошкольный возраст, детский сад, культура поведения.

Значение игры в формировании нравственных ценностей у детей...

ребенок, игра, дошкольный возраст, правило поведения, доброе слово, значение игры, образ героев, окружающий мир, жизнь ребенка, игровой опыт.

Похожие статьи

Проект «Учимся безопасности» | Статья в сборнике...

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная работа, формирование основ.

Методические аспекты формирования представлений...

В статье рассматриваются методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

ребенок, проблемная ситуация, проблема, знание, ситуация, противоречие, задача, дошкольный возраст, деятельность педагога, окружающий мир.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная работа, формирование основ.

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения...

Родители должны понимать, что нельзя требовать от ребенка выполнение какого-то правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. В начале учебного года было проведено анкетирование, которое помогло обозначить проблемы, требующие педагогической помощи...

Формирование экологической компетентности у старших...

ребенок, исследовательская деятельность, дошкольный возраст, окружающий мир, дошкольное детство, предмет, совместная деятельность, экологическая компетентность, научная логика познания, особенность предметов.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, ситуация, правило поведения, игровая деятельность, активный участник.

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников...

правило поведения, ребенок, воспитание культуры поведения, воспитание культуры общения, хорошее поведение, повседневная жизнь, повседневная деятельность, дошкольный возраст, детский сад, культура поведения.

Значение игры в формировании нравственных ценностей у детей...

ребенок, игра, дошкольный возраст, правило поведения, доброе слово, значение игры, образ героев, окружающий мир, жизнь ребенка, игровой опыт.