Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (22) май 2019 г.

Дата публикации: 27.04.2019

Статья просмотрена: 3133 раза

Библиографическое описание:

Саяпина, Л. И. Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе / Л. И. Саяпина, Н. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4171/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описание.

Ключевые слова: дошкольное образование, безопасность детей, дидактические игры.

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием взрослого, под влиянием впечатлений окружающего мира. Особенно дети подготовительной группы, которые более осознанно начинают воспринимать все происходящее в мире и готовятся к прочному усвоению знаний в дальнейшем в школьном обучении [2, с. 52].

Осуществляя образовательную деятельность в дошкольном учреждении, воспитатели реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которая выдвигает определенные требования по основам безопасной жизнедеятельности детей.

Обучая детей навыкам безопасности жизнедеятельности, решаются задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В ней, наряду с традиционными задачами по охране и здоровью жизнедеятельности, выдвигаются требованию к сформированности у детей дошкольного возраста умений, необходимых в быту, социуме и на природе относительно безопасной жизнедеятельности [1, с. 32].

Детей дошкольного возраста отличает высокая двигательная активность, которая в зачастую может привести к травмоопасным ситуациям. Об этом свидетельствуют данные медицинской статистики, а также в медицинских исследованиям обнаружено, что именно в дошкольном возрасте установлен наибольший процент травматизма в быту [2, с. 46].

Дошкольник имеет предрасположенность к несчастным случаям, а связано это, прежде всего с незрелостью коры головного мозга, быстрым истощением нервной системы, неспособностью правильно оценивать обстановку, недостатком знаний об источниках опасности. Именно поэтому важно создавать для детей дошкольного возраста условия по формированию безопасной жизнедеятельности.

Большая роль в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста принадлежит игре- важнейшему виду деятельности, так как именно этот вид деятельности для детей дошкольного возраста является основным. Дети лучше понимают и усваивают определенные нормы играя, они воспринимают это как занимательный процесс, а не учение. Следовательно, сформировать опыт безопасного поведения у детей в быту посредством наиболее эффективно можно через дидактические игры [1, с. 29]. Дидактические игры помогут в решении следующих задач:

− обогатить представления детей об основных источниках и видах опасностей в быту;

− познакомить детей с простейшими способами безопасного поведения;

− сформировать у них осторожное и осмотрительное отношение к опасным ситуациям; развивать у воспитанников интерес к правилам безопасного поведения [3, с. 55].

Еще советский педагог В. А. Сухомлинский говорил, что: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий в окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста во многом зависит от умений и профессионального мастерства воспитателя, от его знаний возрастной психологии, учета индивидуальных особенностей детей и умелого взаимодействия с детьми. Немаловажным является и правильная организация работы, а также верное применение методических приемов в работе с дошкольниками.

Для формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста предлагаем ряд дидактических игр:

1. Телефон.

Цель: познакомиться с номерами телефонов служб помощи.

Содержание игры: детям предлагается определенный номер телефона, а им нужно по нему позвонить и вежливо попросить о помощи.

2. Исправим ошибки ребят!

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения и пожарной безопасности.

Содержание игры: дети получают картинки, в которых другие ребята нарушают правила безопасности, их задача исправить ошибки.

3. Горит или не горит?

Цель: уметь классифицировать предметы по признаку возгорания.

Содержание игры: Дети получают различные предметы и определяют, опасен ли этот предмет или безопасен, как правильно им пользоваться.

4. Кому что нужно?

Цель: сформировать представление детей о предметах, которыми пользуются в своей деятельности врачи, пожарные, полиция, учителя и др.

Содержание игры: Детям предлагается определенная профессия, их задача назвать, какие предметы необходимы представителю этой профессии для работы

5. Запретим или разрешим?

Цель: закрепить знания детей об основных требованиях безопасности и т. д.

Содержание игры: Воспитатель детям рассказывает выдуманные истории про других детей, а дошкольники отвечают, согласны ли они с действиями ребят из истории.

6. В гостях у пожарника.

Цель: закрепить знания о первичных средствах пожаротушения, описывать предмет, узнавать его по описанию.

Содержание игры: детям организовывается виртуальная экскурсия в гости к пожарнику, где они должны продемонстрировать свои знания о пожаре.

7. Дорожные знаки.

Цель: формирование у детей понимания и умелого применения дорожных знаков.

Содержание игры: каждый ребенок получил задание нарисовать определенный дорожный знак, после чего другие дети должны рассказать все, что знают о каждом дорожном знаке.

Часы безопасности

D:\Мои документы\Documents\P4240038.JPG D:\Мои документы\Documents\P4240042.JPG

1. Задачи: систематизировать и закреплять знания детей о дорожном движении, дорожных знаках. Продолжать знакомить и закреплять знания детей о том, что есть знаки:

1) Предупреждающие

2) Запрещающие

3) Информационно-указательные.

С помощью игровой информации дети должны осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Способы игры: играть в игру можно самим детям и с взрослыми. Игра предусматривает несколько вариантов игровой деятельности.

− Игра-лото дорожных знаков

− Чудесный мешочек

− Найди знак, о котором прослушал стих или загадку

Оборудование и элементы к игре.

− Чудесный мешочек с деревянными дорожными знаками, стихами, загадками к ним

− мешочек с дорожными знаками для игры в лото

− деревянные карты — полоски с изображением дорожных предупреждающих и запрещающих знаков

− дополнительные стихи и загадки собранные в отдельный сборник

Ожидаемый результат: с помощью игровой деятельности с детьми и применения воспитателем игрового, обучаемого пособия на занятиях по безопасности дети легче и быстрее выучат знаки и правила дорожного движения.

С детьми также можно также обыграть различные ситуации, например «Если ребёнок потерялся на улице», «У меня потерялся щенок», где главными действующими лицами будут являться дети. Обыгрывание различных ситуаций делает игру увлекательной и позволяет ребенку окунуться в жизненную реальность [4, с. 61].

Таким образом, все проблемы по безопасности жизнедеятельности, которые так необходимо знать и уметь решать детям в дошкольном возрасте осознаются ими в игровых ситуациях. Задача педагогов дошкольного образования — создать для ребенка условия, в которых он мог бы осваивать необходимые знаний, помочь детям дошкольного возраста выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры, потому, как игра необходима для здоровья ребёнка. Она делает его жизнь содержательней¸ полной и создает уверенность в своих силах.

Литература:

  1. Деркунская, В. А. Образовательная область «Здоровье». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская– СПб.: Юный ученый, 2010.
  2. Иванова, Л. В. Безопасность малыша / Л. В. Иванова. — СПб.: Издательский Дом «Литература», 2011.
  3. Шалаева, Г. П. Новые правила поведения для воспитанных детей / Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева. — М., 2011.
  4. Шорыгина, Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей / Т. А. Шорыгина. — М., 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, содержание игры, игра, безопасная жизнедеятельность, дорожное движение, знание детей, безопасное поведение, дошкольное образование, знак.

Похожие статьи

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята, дошкольный возраст, проезжая часть, дорога, безопасное поведение. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного... Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры – СПб.

Обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и профилактическая работа по предотвращению...

Формирование основ ПДД через дидактическую игру

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило. Маршрутная игра «В поисках дорожных знаков». Цель игры: создание доступной среды для детей и родителей по обучению правилам...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра...

дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята, дошкольный возраст

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном... Формирование основ безопасности у...

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

Обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и профилактическая работа по...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход. Формирование основ безопасности у дошкольников через... Как научить ребёнка правилам дорожного движения?

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные

Знания о правилах поведения на дороге помогают детям оценить свое поведение и поведение других

Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост.

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту...

Ключевые слова: безопасное поведение, опыт безопасного поведения в быту, дети старшего дошкольного возраста, дидактическая игра, дидактические игры для формированию опыта безопасного поведения в быту.

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра

Ключевые слова: безопасное поведение, возрастные особенности дошкольника, пешеход, подходы к работе с детьми, правила дорожного движения, формы работы по ознакомлению с ПДД. Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ...

Обучение детей правилам дорожного движения требует от воспитателей определённых

Проект посвящён актуальной проблеме — воспитание у детей дошкольного возраста

Закрепить знание детей о знаках дорожного движения. Занятие с инспектором ГИБДД.

Похожие статьи

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята, дошкольный возраст, проезжая часть, дорога, безопасное поведение. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного... Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры – СПб.

Обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и профилактическая работа по предотвращению...

Формирование основ ПДД через дидактическую игру

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило. Маршрутная игра «В поисках дорожных знаков». Цель игры: создание доступной среды для детей и родителей по обучению правилам...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра...

дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята, дошкольный возраст

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном... Формирование основ безопасности у...

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

Обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и профилактическая работа по...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход. Формирование основ безопасности у дошкольников через... Как научить ребёнка правилам дорожного движения?

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные

Знания о правилах поведения на дороге помогают детям оценить свое поведение и поведение других

Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост.

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту...

Ключевые слова: безопасное поведение, опыт безопасного поведения в быту, дети старшего дошкольного возраста, дидактическая игра, дидактические игры для формированию опыта безопасного поведения в быту.

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра

Ключевые слова: безопасное поведение, возрастные особенности дошкольника, пешеход, подходы к работе с детьми, правила дорожного движения, формы работы по ознакомлению с ПДД. Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ...

Обучение детей правилам дорожного движения требует от воспитателей определённых

Проект посвящён актуальной проблеме — воспитание у детей дошкольного возраста

Закрепить знание детей о знаках дорожного движения. Занятие с инспектором ГИБДД.

Задать вопрос