Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 23.01.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Засухина, Е. М. Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности / Е. М. Засухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 338-340. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77933/ (дата обращения: 07.03.2021).



В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидактическая игра», раскрываются основные требования к процессу организации развивающих игр.

Ключевые слова : безопасность жизнедеятельности, обучение, дидактическая игра, дети старшего дошкольного возраста, формирование навыков.

В наше время, в связи с участившимися случаями чрезвычайных происшествий и экологических бедствий ни один человек не может чувствовать себя в безопасности и быть застрахован от общественных потрясений.

Однако, самой уязвимой и незащищенной частью нашего общества являются дети, которые встретившись с опасностью становятся жертвой своей беспомощности и неопытности. Самая заурядная обстановка может стать опасной для ребенка, если он не освещен знаниями основных правил безопасности, вследствие чего его поведение будет не соответствовать общепринятым нормам в общественных местах.

Ведущая роль по обучению детей ОБЖ принадлежит образованию. Основной педагогической задачей, которая наиболее актуальна в данной ситуации, является формирование у детей базовых навыков по безопасной жизнедеятельности.

В дошкольном учреждении этот вопрос сверхактуален, поскольку дошкольный возраст относится только к тому времени, когда у ребенка происходит формирование начала жизненного опыта. В силу своих физиологических характеристик дошкольники еще не могут самостоятельно анализировать опасную обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Кроме того, попав в опасную ситуацию поведению детей свойственны такие характеристики, как открытое общение, внушаемость, доверительные отношения. Всё это приводит к риску уязвимости ребенка, при этом именно родители и педагоги несут ответственность за защиту детей, чтобы обеспечить адекватную помощь для предотвращения вреда. Но очевидно, что здесь должна быть рациональность, поскольку вы не всегда можете вести дитя за руку, держать его близко к себе. Гиперопека со стороны родителей может привести ребенка к отсутствию навыков нахождения в реальном мире. Если детям не прививать основы безопасного поведения, то они не смогут научиться самостоятельно искать рациональное решение, пути выхода из сложившейся обстановки, не будут ориентироваться в окружающем пространстве, не смогут достойно выйти из критических ситуаций. А из-за недостатка знаний, усвоенных в дошкольном учреждении им, будет сложно шагать во взрослую жизнь.

Вопросы касаемые воспитания навыков безопасности у дошкольников отражаются в научных работах Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Т. Ф. Саулиной, Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н. А. Князевой и др.

Существуют многочисленные исследования в области обучения детей правилам безопасного поведения. Некоторые эксперты выстраивают свою деятельность на предупреждении травматизма детей в быту, советуют осуществлять с детьми игры, беседы. Другие научные деятели предлагают консультационную помощь, методический материал по обучению правилам безопасности в общественных местах. Разрабатываются программы с использованием различных игровых технологий, посредством которых дети овладевают знаниями как правильно реагировать в нестандартной обстановке, находить верное решение. Коллективами дошкольных учреждений идет активный поиск средств для осуществления задач в данной области.

Значительная часть исследователей для формирования мер безопасного жизнеобеспечения у дошкольников рекомендуют использовать игровые технологии, а именно, словесные игры, драматизации и обыгрывание ситуаций, при этом основное место отводится дидактическим играм.

В педагогике существует множество определений понятия «дидактическая игра». Так по мнению И. Ю. Глебовой «дидактическая игра — это, совокупность сложных и разнообразных образовательных явлений. Она представляет собой игровые методы обучения дошкольников, формы развития самостоятельной игровой деятельности и средства многостороннего формирования личности ребенка» [1, с.33].

Именно дидактическая игра является одним из ведущих видов игровой деятельности, которая помогает детям лучше понять настоящую жизнь через доступные им интеллектуальные и активные практические занятия. С помощью игры происходит оживление умственных процессов и воли детей, активизируется жизнедеятельность организма, развиваются психологические и физические качества [2, с.22].

Необходимо отметить, тот факт, что дидактические игры способствуют переосмыслению, анализу и сопоставлению полученных знаний из собственного жизненного опыта, полученного в окружающем мире [3, с.89].

Игра, требует активного участия каждого ребенка, именно это является её огромным преимуществом. Проведение тщательно обдуманной игровой деятельности в процессе ООД способствует не только развитию концентрации внимания детей, но и содействует выстраиванию мыслительно- познавательных мотиваций у воспитанников. При чём игровые ситуации при построении процесса образования, выступают как способы организации коллективной деятельности дошкольников с педагогами

В процессе игры ребенок стремится быть самостоятельным, по своему желанию формировать манеру общения с другими детьми, использовать необходимые для него в данный момент игровые объекты, справляться с возникающими проблемами и неприязнями, обусловленными правилами игрового процесса.

Работа в ДОУ по теме «Безопасность» строится по шести разделам.

− «Ребенок и другие люди» [4, c.6].

− «Ребенок и природа» [4, c.7].

− «Ребенок остался один дома» [4, c.9].

− «Здоровье ребенка» [4, c.9].

− «Эмоциональное благосостояние ребенка» [4, c.12].

− «Ребенок на улице города» [4, c.13].

Для каждого раздела используются специальные дидактические игры, в которых дети учатся своевременно обращаться за помощью, соблюдать правила дорожного движения. Понять, чем может быть опасно общение с незнакомцами; узнать правила пожарной безопасности.

От того как построена игра взрослыми зависит будет ли она способствовать всестороннему развитию детей.

Педагогический процесс, базирующийся на проведении дидактических игр, заключается в стремлении детей входить в воображаемые ситуации и действовать по их правилам, то есть отвечает особенностям дошкольного возраста. При использовании дидактических игр к важнейшему методическому принципу относится их многократное повторение, именно это необходимое условие эволюционного эффекта. [5, с.3].

Дидактические игры по безопасности могут использоваться как в образовательной деятельности, так и в самостоятельной и индивидуальной работе. Процесс педагогической игры осуществляется не более 20 минут по подгруппам или парами. В ходе проведения игр по безопасности разрешено применять следующие методы: наглядный, словесный, практический, игровой. Перед проведением игры на тему «безопасность», с детьми следует организовать предварительную работу, которая заключается в проведение наблюдений, бесед, рассматривание иллюстраций и их обсуждении, чтение литературных произведений, просмотре презентаций.

Ниже приведены преимущества использования обучающих игр для развития навыков безопасной жизни:

− каждый ребенок максимально активен;

− по личностному уровню детей можно дифференцировать детализацию и систематизацию знаний;

− проявление постоянного интереса дошкольников к этому занятию.

Таким образом, можно заключить, что для реализации подхода обучения дошкольников навыкам безопасного поведения рекомендовано использовать именно развивающую дидактическую игру, которая безусловно, внесет свой вклад в развитие элементов культуры безопасности.

Литература:

  1. Глебова И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 33–35. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4691/
  2. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей: [сб. статей] / под ред. А. В. Запорожца; [сост. Н. Я. Михайленко]. — М.: Просвещение, 1976. — 94 с.
  3. Горошко Е. В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области «Познавательное развитие» в условиях выполнения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования // Вестник науки и образования — 2018. — Т.1, № 4(40). — С. 86–89.
  4. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Программа для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» — СПб.: «Детство–Пресс», 2009. — 144 с.
  5. Афанасьева М. В. Дидактические игры по формированию количественных представлений у дошкольников 4- 7 лет: учеб. –метод. пособие. — СПб.: «Детство–Пресс», 2020. — 96 с.
  6. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Мн., 1986. –128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дидактическая игра, безопасное поведение, игра, безопасное жизнеобеспечение, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, правило, старший дошкольный возраст.


Задать вопрос