Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Библиографическое описание:

Чепенева Е. И. Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2.1. — С. 28-29. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2203/ (дата обращения: 28.05.2018).



Современный мир таит в себе массу опасностей, и в наших силах подготовить подрастающее поколение к встрече с ними. Формирование основ культуры безопасного поведения на дороге не только расширяет социальный опыт ребенка, но и формирует социальную позицию, дает знания, совершенствует навыки и умения, а также возможность сохранить жизнь и здоровье. В силу физиологических и психологических особенностей у детей дошкольного возраста существует значительный разрыв между практическим опытом и теоретическими знаниями. Можно долго рассказывать дошколятам о том, как правила дорожного движения надо выполнять или как необходимо вести себя на улице, но, сталкиваясь с проблемой лицом к лицу в реальной жизни, дети не смогут ощутить реальную опасность, ведь они считают себя быстрыми и ловкими, поэтому дети часто переоценивают свои возможности, что приводит к большому числу дорожно-транспортных происшествий с участием детей. К сожалению, жизненный опыт, приобретенный в играх, не поможет предсказать действие транспортных средств, ведь игрушечная машина может остановиться в любой момент, а вот настоящая нет, водителю нужно время, чтобы сориентироваться в ситуации.

Игровые обучающие ситуации – это одна из современных форм деятельности, позволяющая обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались, а навыки, приобретенные в таких ситуациях, легко переносятся в самостоятельную деятельность дошкольников. Основная особенность использования игровых обучающих ситуаций заключается в том, что они связывают между собой теоретические знания о правилах безопасности и их применение на практике. Игровые обучающие ситуации отличаются коротким и несложным сюжетом, который строится на жизненных или сказочных событиях, которые знакомы детям, под которое специально организуется предметно-пространственная среда. Воспитатель придумывает сюжет, исходя из интереса или запроса воспитанников. Для начала нужно определиться с главным героем, который будет из ситуации в ситуацию следовать за ребятами.

В нашем случае мы решили сделать центральной фигурой Незнайку – героя рассказов Н. Н. Носова, учитывая интересы ребят, мы также добавили героев мультфильма «Тачки». Кроме них в игровых ситуациях были задействованы и другие герои, такие как Знайка, Дядя Степа, светофор Светофорыч и другие. Еще один плюс игровых обучающих ситуаций – это активное участие родителей, что является чрезвычайно важным и ценным в деле воспитания дошкольников.

Начали мы с иллюстраций и манипуляций, а закончили игровой обучающей ситуацией - путешествием. Каждая новая игровая обучающая ситуация логически вытекает из предыдущей. Прежде чем выйти в путешествие, намеченное в финальной части, мы много занимались в помещении, сами изготавливали макеты дорожных знаков, собирали из заготовленных деталей - светофор. Чтоб научить Незнайку, сами повторяли в игровой форме значения дорожных знаков, их применение и основные правила, обсудили с Незнайкой, что должен уметь и знать водитель, чем он отличается от пешехода.

Вкратце опишем сюжет, который мы развернули на несколько месяцев игр и занятий. Впервые ребята познакомились с Незнайкой, когда тот неожиданно появился в нашей группе, неся в руках сломанный велосипед. В процессе работы выяснилось, что Незнайка попал в беду, катался на велосипеде, не соблюдал правила дорожного движения и чуть не попал под машину. Дети жалеют героя, и мы сообща пытаемся выяснить, что стало причиной произошедшего с Незнайкой. Все беды от того, что он не знает правила дорожного движения – выехал из переулка на большой скорости и не посмотрел по сторонам, а слева выезжал автомобиль. Все это сопровождается эмоциональными высказываниями Незнайки, что способствует эмоциональному сопереживанию герою. Так мы запоминаем первое и самое важное правило пешехода и велосипедиста: не торопиться! Закрепляем знание о том, как правильно нужно переходить дорогу, сначала посмотрим налево, а посередине дороги – направо. А если мы катались на велосипеде, то приближаясь к проезжей части, обязательно нужно сойти с него и идти рядом, ведя велосипед за руль. Тут может возникнуть вопрос, зачем дошкольникам знать правила поведения для велосипедистов, но ведь совсем скоро они пойдут в первый класс, и будут в свободное время предоставлены сами себе, и многие из них будут кататься на велосипеде.

Особенности нашего микрорайона таковы, что тротуаров на улицах просто нет. Есть асфальтированный участок, по которому движутся автомобили, автобусы, и каждую минуту – велосипедисты и пешеходы. Закрепляем понятие «тротуар», вспоминаем о пешеходном переходе, о его видах, о правилах перехода с помощью него через дорогу.

Следующие занятия посвящены ориентированию на улицах. Сначала мы изучили макет нашего микрорайона, который изготовили совместно с родителями, параллельно отмечали, где нужно быть осторожными, и какие знаки можно было бы поставить, помимо установленных. Изготовленный макет еще не раз будет задействован на занятиях.

Заключительным этапом стала игровая обучающая ситуация - праздник для детей и родителей «Знатоки дорожного движения», на котором ребята смогли выступить в роли регулировщиков движения, водителей и пешеходов, показать свои знания не только на словах, но и на деле.

После нескольких недель применения игровых обучающих ситуаций по теме «Безопасность дорожного движения» основная масса детей показала высокий уровень знаний. Стоит отметить, что однозначно низкого уровня никто не продемонстрировал. Таким образом, можно сделать вывод о несомненной эффективности систематического использования игровых обучающих ситуаций для формирования у дошкольников основ безопасного поведения на дороге. Тем более он ценен тем, что ребята познакомились с родным микрорайоном, и теперь готовы к реальным ситуациям, которые могут с ними произойти. Кроме того, на занятиях был создан положительный эмоциональный фон, который благоприятно повлиял на усвоение детьми жизненно важных сведений.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л, Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2009. – 144 с.
  2. Вдовиченко А. А. Ребенок на улице. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010. – 165 с.
  3. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): правила дорожного движения, безопасного поведения, основ безопасного поведения, использования игровых, игровая обучающая ситуация, безопасного поведения дошкольников, дошкольников основ безопасного, самостоятельную деятельность дошкольников, деле воспитания дошкольников, дошкольного возраста, формировании основ безопасного, старших дошкольников, культуры безопасного поведения, Учебное пособие, Эффективность использования игровых, дорожных знаков, особенность использования игровых, знать правила поведения, систематического использования игровых, детей дошкольного возраста.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос