Библиографическое описание:

Загуляева Е. Н. Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1122-1124.



Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: безопасность, безопасное поведение, опыт безопасного поведения, этапы формирования навыков безопасного поведения.

The article is devoted to the role of organizational-pedagogical conditions of formation of skills of safe behaviour in everyday life in children of preschool age.

Key words: safety, safe behavior, experience of safe behavior, stages of formation of skills of safe behavior.

Актуальность формирования в период дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту подчеркивается в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», в которых выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Содержание этой образовательной области направленно на формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Перед педагогами ставятся такие задачи, как развитие положительного отношения ребёнка к себе, к другим людям, к окружающему миру, к коммуникативной и социальной компетентности детей. [3].

Подчеркнем при этом, что представление о безопасном поведении в быту усваивается ребенком в процессе разных видов деятельности и становится регулятором его поведения, которое определяется представлением ребенка о том, как следует вести себя в той или иной опасной ситуации.

Важно готовить ребенка к непредвиденной встрече с трудностями, уметь сформировать у него представление о самых опасных ситуациях, прививать ребенку навыки безопасного поведения в разных условиях, с родителями которые должны быть примером для подражания, или без них.[2, с.25].

Проблема безопасной жизнедеятельности рассматривалась в работах ученых, среди которых можно назвать В. А. Ананьева,A. С. Вернадского, М. И. Ломоносова, и др. Многообразие идей и подходов к проблемам безопасности и жизнедеятельности личности освещено в трудах отечественных психологов -В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьевой, Д. В. Эльконина и др. Среди современных исследований можно выделить ученых Н. Ю. Белую, Л.И Лукину,B. Н. Мошкина и др.

Вопросами формирования навыков основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста занимались в своих научных работах — Н. Н. Авдеева, Г. К. Зайцев, В. Н. Зимонина, О. Л. Князева, Л. А. Кондрыкинская, И. Ю. Матасова, Р. Б. Стеркина, Л. Г. Татарникова, Т. Г. Хромцова и др.

Формирование представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста, возможно эффективно осуществить при создании определенных организационно-педагогических условий. Правильное определение условий, которые будут не только отвечать программным требованиям, но и будут направлять работу педагога в данном русле, зависит полностью от педагога.

Термин «организационно-педагогические условия» очень часто можно встретить в различных педагогических трудах. Анализ научно-педагогической литературу показал, что в настоящее время имеют место разные подходы к определению этого термина. Е. И. Козырева дает такое определение: организационно — педагогические условия — это совокупность объективных возможностей, обеспечивающая успешное решение поставленных задач. Т. К. Клименко, Н. А. Переломова и другие ученые, исследуя проблемы инновационного образования на этапах профессиональной подготовки, выделяют внешние условия — это создание инновационной среды, педагогизация учебно-воспитательного процесса в целях изменения инновационного фона, насыщение содержания духовными ценностями) и внутренние условия, такие как — увеличение «степеней свободы» личности, накопление духовно-практического опыта, овладение продуктивными формами самосозидательной деятельности). Общей составляющей для всех определений является направленность условий на совершенствование взаимодействия участников педагогического процесса при решении конкретных дидактических задач. [4].

Анализ литературных источников позволил выделить организационно-педагогические условия, способствующие формированию представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста:

– хронологию освоения доступного детям содержания знаний, умений и навыков безопасного поведения в быту;

– использование поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы навыков безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка;

– признание педагогами и родителями потребности целенаправленной деятельности в тесном сотрудничестве.

Эффективность организационно-педагогический условий формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста возможно при поэтапной методической работе с детьми старшего дошкольного возраста, а именно:

1-ый этап: Уточнение и систематизация знаний о правилах безопасного поведения преимущественно через дидактические игры.

2-й этап: Использование ситуативно — имитационного моделирования для формирования умений безопасного поведения в быту.

3-ий этап: Осуществление на практике умений обращаться с реальными потенциально опасными бытовыми предметами. [5].

На основании теоретического исследования был разработан педагогический эксперимент на базе МБДОУ № 1 пгт. Ленино. Констатирующий этап исследования показал, что большинство детей, участвующих в эксперименте, старшего дошкольного возраста входит в число положительного уровня (высокий и достаточный уровень) сформированности навыков безопасного поведения в быту. Недостаточный уровень составил — 30 % детей. Дети лишь с помощью педагога могли назвать отдельные источники опасности в быту, не знали меры предосторожности и действия в случае опасности. Были безразличны к необходимости соблюдения мер предосторожности.

На основании этого этапа исследования были разработаны направления формирующей работы:

– это работа с педагогическим коллективом: деловая игра «один дома», круглый стол «Создание в дошкольном образовательном учреждении безопасной среды для детей», создание каталогов дидактического и художественного материала;

– и работа с детьми, которая предполагала 3 этапа: обогащающий, имитационный, практический.

Целью первого (обогащающего) этапа являлось накопление и систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в быту. Это: представления о бытовых источниках опасности, возможных ситуациях, сопряженных с травматизмом, мерах предосторожности при обращении с предметами домашнего обихода и доступных приемах оказания первой помощи.

На этом этапе исследования главное место занимало обучение, в основном представленное системой бесед, дидактических игр, чтением и обсуждением художественной литературы.

В ходе формирующей работы для реализации второго имитационного этапа на макетах комнаты и кухни, разыгрывались игровые проблемные ситуации опасного и неопасного поведения ребенком дома. В одной ситуации ребенок должен помочь маме достать из духовки испеченное печенье. Воспитатель отмечает и озвучивает правильность и последовательность действий: взяты ли прихватки, готово ли место, куда будет поставлен противень. В следующей ситуации воспитатель предлагает рассмотреть случай неосторожного обращения с ножом, в результате которого был порезан палец, ребенок должен рассказать свои дальнейшие действия. По каждой ситуации рассматривается и оговаривается последовательность действий ребенка. Особенно детям понравилась игра, когда один участник отворачивался, а воспитатель за это время менял местами на кухне предметы. Затем ребенок должен был определить предмет, который стоит неправильно или опасно и объяснить почему.

Третий этап (практический) для формирования умений безопасного обращения с вероятными опасными предметами доступными детям дома, проводился вместе с родителями.

– работа с семьей: через информационно-аналитическое, познавательное, наглядно-информационное и досуговое взаимодействие.

Это выставки семейных творческих работ: «Безопасность». Участие в конкурсах творческих работ между ДОУ пгт.Ленино: «Островок безопасности». Разработаны и розданы информационные проспекты для родителей: «Осторожно! Опасные предметы в быту». Разработаны памятки по организации безопасного поведения детей в быту, о предупреждении пожара от баловства и неосторожного поведения с огнем, обеспечения личной безопасности детей дошкольного возраста, предупреждение травматизма и др. Папки-передвижки: «Электробезопасность дома»; «Осторожно с огнем»; «Ребенок один дома».

Контрольный этап эксперимента позволил сделать сравнительный анализ данных активного уровня навыков безопасного поведения в быту дошкольников.

Таким образом, в результате проведенной работы в экспериментальной группе к высокому уровню навыков безопасного поведения в быту отнесено на 12 % больше дошкольников, чем на констатирующем этапе эксперимента. В контрольной группе всего отнесено на 4 % больше. К достаточному уровню отнесено на 13 % больше детей в экспериментальной группе и на 8 % в контрольной.

На 17 % уменьшилось количество детей экспериментальной группы из числа дошкольников, отнесенных к низкому уровню, тогда как в контрольной группе таких детей 4 %.

Произошли и существенные изменения качества навыков безопасного поведения в быту у детей старшего возраста. Дошкольники выделяют основной круг опасных предметов домашнего обихода (доступный детям дошкольного возраста); имеют полные, точные представления о мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения; знают, как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации (оказать помощь, обратиться за помощью).

Проведенное исследование показало, что внедренные нами организационно-педагогические условия играют существенную роль и являются эффективным средством формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего школьного возраста. М.: АСТ, 1998. — 86 с.
  2. Григорович Л. Санитарно-просветительская работа среди родителей по предупреждению травм у детей младшего дошкольного возраста// Медицинская сестра. 2008. № 8. — С.25.
  3. Сборник: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2012 г. — 32 с.
  4. Тароева Л. Б. Организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций в процессе гуманитарной подготовки студентов: Режим доступа: http://referatwork.ru/refs/source/ref-4164.html
  5. Хромцова Т. Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста: Автореферат дисс. канд. пед. наук. СПб., 2001 г. — 175 с.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасного поведения, навыков безопасного поведения, дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, детей старшего дошкольного, формирования навыков безопасного, правилах безопасного поведения, формирования умений безопасного, формировании навыков безопасного, умений безопасного поведения, безопасного поведения детей, возраста навыков безопасного, основ безопасного поведения, опыт безопасного поведения, общеобразовательной программы дошкольного, навыки безопасного поведения, быту детей среднего, опыта безопасного поведения, of safe, детей дошкольного возраста.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос