Организация работ по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.

Дата публикации: 27.12.2019

Статья просмотрена: 180 раз

Библиографическое описание:

Галлямова, А. Р. Организация работ по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения / А. Р. Галлямова, Е. Ю. Марковникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4734/ (дата обращения: 20.04.2024).



Безопасность человека связана со всеми сторонами жизни, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявления во всех сферах жизни. Эта проблема относится к массовой, так как нужно интегрировать все отрасли человеческого познания, только так можно сохранить человеческую жизнь. В настоящее время проблема безопасности активно изучается учеными, как зарубежными, так и российскими.

Рост актуальности психологии экстремально-кризисных ситуаций не случаен. Современное общество претерпевает большие человеческие потери причинами, которых являются: несчастные случаи, техногенные аварии, катастрофы, стихийные бедствия, в том числе и на дорогах.

Чрезвычайные ситуации определяются как события с обязательным присутствием трех факторов: 1) они вовлекают массу людей; 2) включают фактическую или воспринимаемую угрозу смерти; 3) в них все еще есть субъективная возможность спасения, хотя и ограниченная по времени. Сюда относятся пожары в переполненных зданиях, транспортные катастрофы, террористические атаки (как фактические взрывы, так и их угрозы), стихийные бедствия.

Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье, происходит процесс становления личности. Рядом с беззащитным и доверчивым ребенком находятся важнейшие люди в его жизни — это родители и воспитатели. У ребенка появляется доверие к миру, окружающему, благодаря заботе и любви родителей и воспитателей ребенок растет и познает мир.

Актуальность проблемы безопасного поведения с каждым годом возрастает. На протяжении многих лет человек строил технические средства, чтобы создать условия безопасности, комфортности своего существования, а в итоге человек сам оказался перед опасностями, связанными со строительством и применением техники. Необходимо тщательно готовить население к жизни в условиях, в которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение опасной ситуации [3].

Особая тревога испытывается за детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте любознательность ребенка, его активность в познании окружающего мира, иногда становится небезопасным для него. Формирование понимания опасных ситуаций неизбежно связано с целым рядом запретов. Даже взрослые люди, иногда сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя» и другие.

Обучить дошкольников безопасности жизнедеятельности означает — приучить их к конкретному образу жизни. У дошкольника должен сформироваться защитный механизм, который автоматически сработает в необходимое время. Наиболее подходящий возраст для формирования представлений о безопасном поведении 5–6 лет, так как дети этого возраста наиболее осознанно воспринимают находящуюся вокруг действительность и ответственно принимают решения. Обучение безопасному поведению дошкольников начинается с формирования системы ценностей и осознания того, что здоровье — это один из основных ценностей.

Педагог обязан освоить все комплексы вопросов и проблем, составляющих основу безопасного поведения в быту, социуме и природе. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Количество приобретаемых знаний детьми в детском саду очень важно только в связи с приобретением навыков и привычек таких, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно — неправильно, подражать — не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала — можно переходить — перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (поиграть спичками — но нельзя, потому что это может привести к пожару). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями [2].

Детей нужно ознакомить с элементарными правилами поведения в помещении детского сада: не мешать и не причинять вред друг другу; не уходить из детского сада самостоятельно; не вести беседу с незнакомыми людьми и т. д. Объяснять дошкольникам, что нельзя брать в рот несъедобные предметы, нельзя засовывать в ухо, в нос — это опасно! Обучить навыкам поведения безопасного передвижения в помещении: осторожно спускаться и подниматься, державшись за поручень.

Сказка — это эффективный способ развития безопасного поведения дошкольников в социуме. Произведения художественной литературы могут способствовать приобщению ребенка к социальному миру. Игровая деятельность может рассматриваться как наиболее доступный и эффективный способ формирования у детей безопасного поведения. Через игровые действия ребенка можно проследить, какие опасности подстерегают ребенка, отношение друг к другу, поведение. Как дети восприняли социальные явления, какие у них сложились отношения, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. С помощью фантазий ребенок вживается в мир взрослых и тем самым познает его, но это не даёт ему возможности участвовать в социальной жизни. С помощью сенсорных чувств через предметную деятельность ребенок познает ближайшее окружение. Действуя с предметами, ребенок узнает о свойствах, качествах, назначении и функциях этих предметов.

Наблюдение обогащает социальный опыт ребенка. Дошкольник всегда наблюдает, запоминает, как себя ведет взрослый в опасных ситуациях, с другими людьми. Ребенок наблюдает активно, даже если со стороны это незаметно. Если ребенок наблюдает за деятельностью, действиями, отношениями взрослых и участвует в них (перед тем как уйти куда–то закрыть краны за собой, отключить электрические приборы, переходить улицу на соответствующий сигнал светофора), то роль наблюдения усиливается.

Закреплению правил обращения с опасными предметами способствует наблюдение, которое в свою очередь развивает и познавательный интерес. В игровых приемах повышается качество усвоенного познавательного материала. Повышению активности дошкольников помогают игры–драматизации, которые можно включить в занятия (после прочтения художественного произведения, например «Кошкин дом», при подготовке развлечения).

С помощью метода сравнения дети могут сравнить: огонь — это хорошо или огонь — это плохо. Метод повторения — это основной дидактический принцип. Дети должны повторить то, что они изучили. Эксперименты и опыты дают дошкольникам возможность самим находить решение, доказательство или опровержение собственных представлений.

Одной из главных задач по формированию социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста является формирование у них безопасного поведения, то есть правилам дорожного движения, желанию их выполнять, средствам и способам сохранения своего здоровья, пожарной, социально-бытовой, экологической безопасности, способам реагирования и поведения в опасных ситуациях.

Чтобы предостеречь детей от опасности на улице, взрослые обязаны научить их быть бдительными, не нарушать правила дорожного движения, а главное — эти правила взрослый не должен нарушать сам. Учить дошкольников безопасному поведению в дорожной среде. Знакомить детей с дорожными знаками, научить понимать их схематическое изображение. Развивать у детей навыки наблюдения за дорожной обстановкой и умения обходить опасные ситуации. Эффективное формирование навыков безопасного поведения детей на улице может быт, если в работе по профилактике детского дорожного травматизма участвуют родители и педагоги, которые сопровождают ребенка в дошкольное учреждение.

При изучении правил поведения во время пожара необходимо учить детей как бороться с огнем. Дошкольники должны знакомиться с уголком пожарной безопасности, а также с предметами противопожарного оборудования.

Основная задача по формированию безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста — дать детям основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, насколько у детей развита способность определять опасные ситуации, уметь их прогнозировать, зависит качество их социализации.

Таким образом, дошкольники знакомятся с основами безопасности жизнедеятельности с помощью различных средств, приемов. Работа по формированию навыков безопасного поведения детей должна строиться с учетом доступности ее содержательной стороны, принципа информационного опережения в период, предшествующий возрасту, в котором могут появиться проблемы в области здоровья и образа жизни, личного примера, активности ребенка, создания общего положительного эмоционального фона.

Литература:

  1. Белая Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. — М., 2005. — 109 с.
  2. Григорович Л. Санитарно-просветительная работа среди родителей по предупреждению травм у детей младшего дошкольного возраста // Медицинская сестра. 2008. № 8. — С. 25.
  3. Мошкин В. Н. Закономерности воспитания культуры безопасности. // Основы безопасности жизни. -2005. — № 7. — С. 11–15.
  4. Петров С. В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. — М., 2008. — 118 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, безопасное поведение, детский сад, безопасное поведение детей, безопасное поведение дошкольников, дорожное движение, дошкольник, образ жизни, предмет, старший дошкольный возраст.

Похожие статьи

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

Обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и профилактическая работа по...

Формирование правил безопасного поведения у дошкольников

Поэтому, чрезвычайно важно развивать навыки безопасного поведения у дошкольников. В исследованиях отечественных и западных

Работа по развитию навыков безопасного поведения с дошкольниками связана с особенностями познавательного развития детей...

безопасное поведение, ребенок, дошкольный возраст, основа...

Ключевые слова: безопасность, безопасность жизнедеятельности, безопасное поведение, дети старшего дошкольного возраста, меры

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта...

Формирование у дошкольников навыков безопасного...

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода.

Авдеева Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н. Н. Авдеева, О...

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Работа по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения в

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста в рамках различных видов детской деятельности.

Историография безопасности жизнедеятельности у дошкольников

ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший

Вопросы о безопасном поведении детей дошкольного возраста отражены в научных

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного... дорожное движение, ребенок...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский...

Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие.

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность.

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного...

Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения.

Это задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту...

Ключевые слова: безопасное поведение, опыт безопасного поведения в быту, дети старшего дошкольного возраста, дидактическая

Исследователи по данному направлению считают, что сформировать опыт безопасного поведения в быту у дошкольников возможно...

Похожие статьи

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

Обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и профилактическая работа по...

Формирование правил безопасного поведения у дошкольников

Поэтому, чрезвычайно важно развивать навыки безопасного поведения у дошкольников. В исследованиях отечественных и западных

Работа по развитию навыков безопасного поведения с дошкольниками связана с особенностями познавательного развития детей...

безопасное поведение, ребенок, дошкольный возраст, основа...

Ключевые слова: безопасность, безопасность жизнедеятельности, безопасное поведение, дети старшего дошкольного возраста, меры

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта...

Формирование у дошкольников навыков безопасного...

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода.

Авдеева Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н. Н. Авдеева, О...

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Работа по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения в

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста в рамках различных видов детской деятельности.

Историография безопасности жизнедеятельности у дошкольников

ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший

Вопросы о безопасном поведении детей дошкольного возраста отражены в научных

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного... дорожное движение, ребенок...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский...

Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие.

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность.

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного...

Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения.

Это задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту...

Ключевые слова: безопасное поведение, опыт безопасного поведения в быту, дети старшего дошкольного возраста, дидактическая

Исследователи по данному направлению считают, что сформировать опыт безопасного поведения в быту у дошкольников возможно...

Задать вопрос