К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 15.12.2016

Статья просмотрена: 482 раза

Библиографическое описание:

Лбова О. В. К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 912-914. — URL https://moluch.ru/archive/132/36747/ (дата обращения: 25.06.2019).



Ключевые слова: безопасное поведение, опыт безопасного поведения в быту, дети старшего дошкольного возраста, дидактическая игра, дидактические игры для формированию опыта безопасного поведения в быту

Проблема формирования опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста является актуальной, так как уделяется большое внимание со стороны общества и государства в формировании активного и защищенного человека, способного оценивать окружающую среду для полноценного и безопасного существования в ней. Так же уделяется большое внимание и со стороны системы образования. Задачи сохранения здоровья детей и формирования у них культуры здорового и безопасного образа жизни, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья, в современных условиях рассматриваются как неотъемлемая часть стратегии развития системы образования.

Формирование культуры безопасного образа жизни и основ безопасного поведения находит отражение в законодательных и нормативных документах: Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Социально — коммуникативное развитие», одним из направлений которого является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе; законе «Об образовании в РФ», где в ст. 84 указывается необходимость формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

Опыт безопасного поведения в быту представляет собой совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умение обращаться с потенциально опасными предметами домашнего обихода и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка [3].

Анализ специфики возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста показывает, что данный возрастной период является благоприятным для формирования опыта безопасного поведения, так как ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, способен осваивать элементарные правила поведения в быту, следовать социальным нормам и правилам в разных видах деятельности и во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Исследователи по данному направлению считают, что сформировать опыт безопасного поведения в быту у дошкольников возможно через различные методы, приемы и средства: целевые прогулки, беседы, театрализованные представления, игры (В. Зимонина); драматизации сказок, игровые тренинги (Н. Мельникова, Л. Захарова, Р. Шакурова); викторины, выставки детского творчества, уголки безопасности для детей и родителей (Л. Артемова), чтение художественной литературы (Л. Князева, А. Виноградова).

Современными исследователями для детей дошкольного возраста разработаны ряд программ по формированию опыта безопасного поведения в быту.

Авдеевой Н. Н., Князевой О. А., Стеркиной Р. Б. разработана программа для детей дошкольного возраста «Основы безопасности детей дошкольного возраста», целью которой является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Основное содержание работы по программе строится по шести направлениям, одним из которых является «Ребенок дома». В данном разделе раскрывается содержание работы педагога с детьми по ознакомлению с предметами домашнего быта, представляющими опасность для детей. Средствами и методами, которые предлагают авторы, являются: словесные игры, составление рассказа, поставка кукольного театра, подвижные игры, беседы, чтение художественной литературы.

Тимофеевой Л. Л. разработана парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей 3–8 лет». Данная программа предлагает пути решения задач обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и выбора оптимальных методов и содержания работы по формированию культуры безопасности на каждом возрастном этапе. Программа разработана на основе современных исследований с учетом тенденций развития детской популяции и системы образования, требований, отраженных в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Н. Мельникова, Л. Захарова, Р. Шакурова разработали план — программу «Один дома», по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6–7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам, взрослым.

Так как ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра, то для формирования опыта безопасного поведения в быту можно использовать дидактическую игру, так как она позволяет шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности [2].

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Разрабатывая вопросы теории и практики дидактической игры, исследователи значительную роль ее видели в умственном воспитании дошкольника, рассматривали как источник познания социального опыта взрослых и накопления ребенком собственного (В. Н. Аванесова, Ф. Н. Блехер, З. М. Богуславская, А. К. Бондаренко, Е. И. Радина, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Б. И. Хачапуридзе и др.).

Своеобразие дидактической игры состоит в том, что она выступает одновременно как вид игровой деятельности дошкольника и форма организации взаимодействия со взрослым, особая форма обучения.

В структуру дидактической игры входят следующие составляющие:

  1. Дидактическая задача определяется целью учебного и воспитательного влияния. Сформулированная педагогом, она отражает его учебную деятеность. Дидактическу. Задачу игры определяют в соответствии с требованиями, предусмотренными программой, и с учетом возрастных особенностей детей.
  2. Игровая задача воспроизводится игроками. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется посредством игровой задачи. Главное то, что дидактическая задача в игре замаскирована и появляется перед игроками в виде игровой задачи.
  3. Игровые действия — основа игры. В разных играх игровые действия различаются по направлениям и отношению к игрокам. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но содержат также действия, направленные на решение дидактической задачи.
  4. Правила игры, их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила всегда заданы. С помощью правил педагог руководит игрой, процессами познавательной деятельности и поведением игроков.
  5. Подведение итогов (результат) проводится сразу по завершении игры. Это может быть подсчет баллов; определение игроков, успешнее других выполнивших игровую задачу; определение команд — победителей и т. п. [4, с. 8].

Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей, так как в этом возрасте ребенку свойственны: любознательность, интерес ко всему новому, необычному. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий [1].

Преимущество дидактических игр в обогащении знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента опыта безопасного поведения в быту проявляется в том, что каждый ребенок максимально активен; имеется возможность дифференцированно осуществлять уточнение и систематизацию знаний детей; поддерживаются устойчивый интерес дошкольников к данной деятельности и положительный эмоциональный фон [2].

Дидактические игры по формированию опыта безопасного поведения в быту дают возможность:

‒ познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;

‒ научить различать потенциально опасные предметы быта;

‒ сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;

‒ познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Л. В.Артемова, Т. В.Ким, И. И. Кобитина, Т. Г. Гусарова предлагают дидактических игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами безопасности в быту, которые отличаются реалистичностью (изображенные предметы имеют четкие формы, естественный цвет, максимально приближены к реальным объектам); занимательностью (содержат игровые элементы, задания), красочностью, динамичностью; отвечают конкретным образовательным задачам; соответствуют возрастным возможностям детей; предназначены как для коллективного, так и для индивидуального использования.

Подобранные дидактические игры дают возможность: знакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно — образовательные задачи выступают в роли доминирующих, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена:

‒ закрепление знаний об источниках опасности («Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что может быть опасно — найди», «Подбери игрушку Танюшке»);

‒ — углубление знаний об окружающих ситуациях и правилах безопасности («Так и не так», «Сто бед», «Высоко — низко», «Убери на место»);

‒ закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях («Мы спасатели», «Сто бед»).

Таким образом, проблема формирования опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр является актуальной, так роль дидактической игры огромна в воспитании и развитии ребенка, но на сегодняшний день дидактические игры по формированию опыта безопасного поведения в быту у дошкольников.

Литература:

  1. Бабаева, Т. И. Игра и дошкольник: Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Т. И. Бабаева. — М.: Детство-Пресс. — 2007 г. — 196 с.
  2. Дергунская, В. А. «Образовательная область «Безопасность» [Текст]: методический комплект программы «Детство» / В. А. Дергунская, Т. Г. Гусарова, В. А. Новицкая, Л. С. Римашевская. — СПб.: Детство-Пресс. — 2012 г.
  3. Храмцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Г. Храмцова. — М.: Педагогическое общество России. — 2005 г.
  4. Чен, Н. В. Дидактическая игра — основа развития воображения и фантазии [Текст] Н. В. Чен // Искусство. Все для учителя. Пилотный выпуск. 2011 г. — С. 26–28.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, дидактическая игра, формирование опыта, быт, ребенок, игра, старший дошкольный возраст, дидактическая задача, игровая задача, безопасный образ жизни.


Ключевые слова

дидактическая игра, безопасное поведение, дети старшего дошкольного возраста, опыт безопасного поведения в быту, дидактические игры для формированию опыта безопасного поведения в быту

Похожие статьи

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта работы).

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения...

Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр.

Проект «Учимся безопасности» | Статья в сборнике...

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная работа, формирование основ.

Дидактическая игра как средство формирования у детей...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста наряду с другими задачами включает формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Роль организационно-педагогических условий в формировании...

Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: безопасность, безопасное поведение, опыт безопасного поведения...

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность. Развитие умений и навыков безопасного поведения в...

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников...

Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, ситуация, игра, пешеход, навык, работа, светофор, правило.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

- Проведение игр-соревнований, подвижных игр, дидактических игр («Азбука пожарных», «Если возник пожар», «Огнеопасные

Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Инновационные технологии игры в дошкольном образовательном учреждении.

Формирование основ ПДД через дидактическую игру

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дорожное движение, безопасное поведение, правило, игра. Похожие статьи.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта работы).

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения...

Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр.

Проект «Учимся безопасности» | Статья в сборнике...

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная работа, формирование основ.

Дидактическая игра как средство формирования у детей...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста наряду с другими задачами включает формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Роль организационно-педагогических условий в формировании...

Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: безопасность, безопасное поведение, опыт безопасного поведения...

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность. Развитие умений и навыков безопасного поведения в...

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников...

Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, ситуация, игра, пешеход, навык, работа, светофор, правило.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

- Проведение игр-соревнований, подвижных игр, дидактических игр («Азбука пожарных», «Если возник пожар», «Огнеопасные

Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Инновационные технологии игры в дошкольном образовательном учреждении.

Формирование основ ПДД через дидактическую игру

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дорожное движение, безопасное поведение, правило, игра. Похожие статьи.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность.

Похожие статьи

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта работы).

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения...

Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр.

Проект «Учимся безопасности» | Статья в сборнике...

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная работа, формирование основ.

Дидактическая игра как средство формирования у детей...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста наряду с другими задачами включает формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Роль организационно-педагогических условий в формировании...

Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: безопасность, безопасное поведение, опыт безопасного поведения...

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность. Развитие умений и навыков безопасного поведения в...

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников...

Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, ситуация, игра, пешеход, навык, работа, светофор, правило.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

- Проведение игр-соревнований, подвижных игр, дидактических игр («Азбука пожарных», «Если возник пожар», «Огнеопасные

Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Инновационные технологии игры в дошкольном образовательном учреждении.

Формирование основ ПДД через дидактическую игру

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дорожное движение, безопасное поведение, правило, игра. Похожие статьи.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта работы).

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения...

Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр.

Проект «Учимся безопасности» | Статья в сборнике...

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная работа, формирование основ.

Дидактическая игра как средство формирования у детей...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста наряду с другими задачами включает формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Роль организационно-педагогических условий в формировании...

Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: безопасность, безопасное поведение, опыт безопасного поведения...

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность. Развитие умений и навыков безопасного поведения в...

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников...

Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, ситуация, игра, пешеход, навык, работа, светофор, правило.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

- Проведение игр-соревнований, подвижных игр, дидактических игр («Азбука пожарных», «Если возник пожар», «Огнеопасные

Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Инновационные технологии игры в дошкольном образовательном учреждении.

Формирование основ ПДД через дидактическую игру

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дорожное движение, безопасное поведение, правило, игра. Похожие статьи.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность.

Задать вопрос