Реализация целевой программы «Одарённые дети» как фактор формирования исследовательской культуры обучающихся малокомплектной сельской школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (485) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.09.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Рослякова, Л. А. Реализация целевой программы «Одарённые дети» как фактор формирования исследовательской культуры обучающихся малокомплектной сельской школы / Л. А. Рослякова, Р. И. Шишкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 56-57. — URL: https://moluch.ru/archive/485/106095/ (дата обращения: 04.05.2024).



Одаренные дети — это национальное достояние, все чаще мы слышим это с экранов телевизоров и читаем в средствах массовой информации, но понимают суть этих слов только те люди кто непосредственно работает с такими детьми в общем и дополнительном образовании, являясь массовыми по самой своей природе. Учителя обязаны обеспечивать выявление и реализацию способностей, одаренности большинства детей.

В настоящее время работа по выявлению и развитию одаренности всех без исключения детей становится одной из приоритетных задач образования, обусловливая новые требования к педагогу, повышение роли искусства, культуры, творчества в обучении, разработку идей личностно-развивающего и интегративного обучения, которые все глубже проникают в образовательный процесс, программы и технологии [2].

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей [1].

С целью выявления одаренных детей и создания условий для оптимального их развития в малокомплектной сельской школе, такой как МБОУ «Сорокинская СОШ» разработана и успешно реализуется целевая программа «Одаренные дети». В ходе ее реализации были разработаны разнообразные формы образовательной деятельности, которые включают исследовательские экскурсии, полевые практикумы и летние экологические экспедиции. Разработана модель участия обучающихся школы в научно-практических конференциях как формы итоговой аттестации творческих достижений одарённых детей [4].

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны не столько знания, сколько умение добывать их и самостоятельно добытые знания применять на практике. Научное общество обучающихся «Эврика», которое создано в нашей школе, помогает формировать определённую модель поведения в природе, развивать ряд личностных качеств, мотивировать обучающихся на дальнейшее приобретение знаний и применение их в жизни.

Приоритетными направлениями работы научного общества являются:

— разработка научно-исследовательских и проектных работ;

— осуществление информационного взаимодействия через Интернет (издание информационных бюллетеней, публикации проектных и исследовательских работ учащихся);

— организация и проведение интеллектуальных игр и интернет — турниров;

— участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах разных уровней;

— проведение школьной научно-практической конференции;

— встречи с учеными, сотрудниками музеев, архивов;

— оказание помощи в подготовке и проведении предметных недель;

— создание банка данных о творческих способностях учащихся, их наклонностях.

В последние годы замечен рост участия обучающихся нашей школы в мероприятиях экологической направленности.

В течение года проводятся такие экологические и природоохранные мероприятия, в которых активное участие принимают не только обучающиеся, но и родители:

— Акция «Посади дерево». В рамках выполнения программы «Зеленая столица» обучающиеся совместно с учителями школы организуют высадку семян каштана, желудя дуба.

— Операция «Родник». Самая массовая акция, в ходе которой обучающиеся школы взяли под охрану родники, расположенные на территории нашего поселения, проводят его систематическую чистку, отслеживают чистоту воды и выполняют различные исследовательские работы.

— Операция «Чистый парк» и «Чистый школьный двор» обычно проводятся весной, в них принимают участие все обучающиеся школы.

— Конференция «ЮИОС», «Человек на земле», «Виват, наука!» в которых наши дети занимают призовые места.

Отрадно отметить, что все исследования были оформлены в виде экологических проектов и представлены на муниципальную научно- практическую конференцию.

Обучение школьников в «полевых» условиях — эффективная форма познания окружающей среды и воспитания у ребят чувства ответственности за природу родного края. Экскурсии интегрируют в себе образовательную, воспитательную и трудовую функции. Применяя методы «полевых» исследований, обучающиеся не делают новые открытия для науки, а добывают новые знания о природе для себя. Посредством этих методов обучающиеся не только накапливают фактический материал, но и учатся видеть природу во взаимодействиях и противоречиях, объяснять различные природные явления.

В заключение необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребёнок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития.

Литература:

  1. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей — 3-е изд. — М.: МПСИ, Флинта, 2004. — 144 с.
  2. Джумагулова Т. Н. Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. — СПб., 2009. — 160 с.
  3. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. — М„ 2008.-480 с.
  4. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Под ред. Шумаковой Н. Б. — М„ 2006. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, обучающийся, природа.


Похожие статьи

Роль станции юных натуралистов в экологическом образовании...

Основные направления совместной работы: — Организация образовательной деятельности объединений дополнительного образования. — Развитие учебно-исследовательской деятельн6ости и работа с интеллектуально одаренными детьми.

Университет экологических знаний | Статья в сборнике...

Детский университет экологических знаний при КОГОБУ ДО «Дворец творчества — Мемориал» (г. Киров) представляет собой систему самостоятельных различных по сложности образовательных комплексов, рассчитанных на детей разных возрастных категорий [2].

Образовательная программа дополнительного образования...

Образовательная программа дополнительного образования детей для коллектива «Экологический театр». Возраст детей: 13–17 лет. Программа составлена на 2 года обучения.

Роль станции юных натуралистов в экологическом воспитании...

Ключевые слова: образовательная среда учреждения, дополнительное образование, воспитательные системы, индивидуализация, образовательный процесс. - возможность получить предпрофессиональную подготовку на предприятиях города.

Приоритетные направления современного образования...

При активном участии областного экологического центра учащихся создана, зарегистрирована и успешно работает (более 10 тыс. членов) областная детская общественная организация юных экологов, открыты 22 областные экологические опорные площадки в 19 районах области.

Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые...

ребенок, экологическое образование, дошкольный возраст, дошкольное образование, образовательная деятельность, образовательный процесс, познавательная деятельность, природа...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

· личностио-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого. В центре дополнительного образовательного процесса находится конкретный ребенок, саморазвитие его личности и индивидуальности.

Особенности организации дополнительных образовательных...

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Нормативная база организации дополнительного образования детей в дошкольных учреждениях пока разработана...

Развитие учащихся посредством дополнительного образования

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей...

Роль дополнительного образования в персонификации...

Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ [1].

Похожие статьи

Роль станции юных натуралистов в экологическом образовании...

Основные направления совместной работы: — Организация образовательной деятельности объединений дополнительного образования. — Развитие учебно-исследовательской деятельн6ости и работа с интеллектуально одаренными детьми.

Университет экологических знаний | Статья в сборнике...

Детский университет экологических знаний при КОГОБУ ДО «Дворец творчества — Мемориал» (г. Киров) представляет собой систему самостоятельных различных по сложности образовательных комплексов, рассчитанных на детей разных возрастных категорий [2].

Образовательная программа дополнительного образования...

Образовательная программа дополнительного образования детей для коллектива «Экологический театр». Возраст детей: 13–17 лет. Программа составлена на 2 года обучения.

Роль станции юных натуралистов в экологическом воспитании...

Ключевые слова: образовательная среда учреждения, дополнительное образование, воспитательные системы, индивидуализация, образовательный процесс. - возможность получить предпрофессиональную подготовку на предприятиях города.

Приоритетные направления современного образования...

При активном участии областного экологического центра учащихся создана, зарегистрирована и успешно работает (более 10 тыс. членов) областная детская общественная организация юных экологов, открыты 22 областные экологические опорные площадки в 19 районах области.

Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые...

ребенок, экологическое образование, дошкольный возраст, дошкольное образование, образовательная деятельность, образовательный процесс, познавательная деятельность, природа...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

· личностио-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого. В центре дополнительного образовательного процесса находится конкретный ребенок, саморазвитие его личности и индивидуальности.

Особенности организации дополнительных образовательных...

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Нормативная база организации дополнительного образования детей в дошкольных учреждениях пока разработана...

Развитие учащихся посредством дополнительного образования

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей...

Роль дополнительного образования в персонификации...

Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ [1].

Задать вопрос