Роль станции юных натуралистов в экологическом воспитании учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аминова, Г. В. Роль станции юных натуралистов в экологическом воспитании учащихся / Г. В. Аминова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.1 (113.1). — С. 4-5. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28972/ (дата обращения: 19.04.2024).



Современное дополнительное образование — это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в современном информационном обществе. Учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в экологическом образовании и воспитании. Эта система образовательных учреждений способна адаптироваться к происходящим в обществе изменениям, быстро реагирует на индивидуальные потребности детей, а главное, в отличие от регламентируемого школьного образования, предлагает свободу выбора программ, направлений обучения и воспитания.

Главный вопрос дополнительного образования звучит как вызов, брошенный нам историей: «Сумеет ли взрослое поколение заинтересовать поколение, которое идет нам на смену?". В решении этого вопроса немаловажной является задача — она состоит в установлении гармоничных отношений ребенка с природой, обществом и самим собой, в создании возможностей для реализации творческой активности детей в возрасте от 6 до 18 лет. Подросток, получивший определенный багаж экологических знаний, в дальнейшем становится воспитанным, экологически грамотным и социально-активным человеком.

Особенность педагогики нашей Станции юных натуралистов заключается в том, что в своей основе она является социально-педагогической. Ежегодно Станцией проводится набор детей для занятий кружковой деятельностью, в основном по двум направлениям: эколого-биологическое и естественно-научное. Наши воспитанники приходят к нам добровольно, без отбора детей, нет и оплаты за предоставляемые детям обучающие услуги. А это значит, что в детских объединениях СЮН могут заниматься все желающие.

Поэтому при разработке программ дополнительного образования педагоги стараются учитывать современные интересы ребенка, пытаются совместить «полезное с приятным» в организации воспитательно-образовательного процесса. В программах просматривается не традиционный упор на получение ребенком знаний, умений и навыков по выбранному виду деятельности, а интегрированный подход к организации занятий, способствующий развитию и знаниевых, и личностных качеств ребенка.

С этой целью, коллективом активно проводится работа по эколого-биологическому направлению, где можно выделить, что решение экологических проблем мы связываем с формированием экологической культуры подрастающего поколения.

Работа в этом направлении проводится в форме тематических месячников, акций в течение всего учебного года, таких как: «Кормушка», «Сохрани дерево», «Скворец», «Первоцвет», «Марш парков» и др. В рамках этого проводятся: тематические беседы, викторины, экскурсии, изготовление и развешивание кормушек и скворечников, посадка деревьев и уборка парковой зоны от мусора, оформление информационных стендов.

Немаловажным фактором в формировании экологической культуры детей и подростков является работа живого уголка на базе СЮН, где можно не только поухаживать за животными и растениями, но и узнать много нового о жизни и существовании братьев наших меньших. Здесь же проводятся всевозможные экологические игры, экскурсии для жителей города, где ребятам предлагается самостоятельно рассказывать о животных, т. е. почувствовать себя в роли «гида».

Высокое качество подготовки воспитанников СЮН проявляется в успешном участии их в различных конкурсах, фестивалях, таких как: «Своей Отчизне пою я песню», «Зеленая планета», Республиканский конкурс-слет экологов и лесоводов, «Я-исследователь», направленных на привлечение внимания к проблемам окружающей среды, а также в реализации социально значимых проектов. Продуктом многолетней работы Станции юных натуралистов (в текущем году СЮН исполнилось 35 лет) является:

— повышение уровня воспитанности обучающихся и уровня экологического мышления;

— увеличение участников и призёров научно-практических конференций, фестивалей и конкурсов различного уровня в 1,2 раза;

— увеличение количества участников экологических акций в 1,5 раза.

Непрерывность экологического воспитания и образования реализуется через систему массовых мероприятий, проводимых Станцией юных натуралистов, рассчитанных на различные возрастные категории участников, включая дошкольников, учащихся от младшего до старшего возраста, студентов и жителей города. Исходя из вышесказанного, можно увидеть, как подросток проходит путь к социальному творчеству и организации практических дел, к разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию, а в конечном итоге становится социально активной личностью.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, житель города.


Похожие статьи

Городская среда как системно-локализованное поле...

С одной стороны — очевидно превосходство жителей городских территорий перед сельским населением по множеству показателей уровня

лекции для населения города с возможностью более глубокого изучения на курсах дополнительного профессионального образования.

Школьные и внешкольные учреждения в условиях закрытого...

Ключевые слова: образовательная среда учреждения, дополнительное образование, воспитательные системы, индивидуализация, образовательный процесс.

- возможность получить предпрофессиональную подготовку на предприятиях города.

Роль станции юных натуралистов в экологическом образовании...

Станция юных натуралистов — открытая социально-педагогическая система, тесно взаимодействующая со всеми типами образовательных учреждений города, области

— Организация образовательной деятельности объединений дополнительного образования.

Совершенствование системы управления дополнительными...

- увеличение доли учреждений дополнительного образования детей города Владивостока, в которых созданы условия для реализации современных программ, с 20 % в 2013 году до 55 % в 2018 году

Воспитательный потенциал школы как...

культурно-образовательный центр, дополнительное образование, образовательный процесс, направление деятельности, педагогический потенциал, условие малого города, жизненное самоопределение...

Исследование рынка образовательных услуг г. Москвы

Рынок образовательных услуг города Москвы представлен большим разнообразием образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.

Дополнительные образовательные услуги в дошкольном...

В статье 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги...

Музейно-ресурсный центр как партнер...

Музей воинской славы ведет активную культурную, просветительскую и информационную деятельность среди жителей города.

Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического сопровождения дополнительного образования детей.

Регионализация современной системы дополнительного...

Вместе с тем, регионализация содержания образовательных программ дополнительного образования базируется на следующих общих факторах

В летнее время организуются экспедиции, исследования в архивах и музеях города и области.

Похожие статьи

Городская среда как системно-локализованное поле...

С одной стороны — очевидно превосходство жителей городских территорий перед сельским населением по множеству показателей уровня

лекции для населения города с возможностью более глубокого изучения на курсах дополнительного профессионального образования.

Школьные и внешкольные учреждения в условиях закрытого...

Ключевые слова: образовательная среда учреждения, дополнительное образование, воспитательные системы, индивидуализация, образовательный процесс.

- возможность получить предпрофессиональную подготовку на предприятиях города.

Роль станции юных натуралистов в экологическом образовании...

Станция юных натуралистов — открытая социально-педагогическая система, тесно взаимодействующая со всеми типами образовательных учреждений города, области

— Организация образовательной деятельности объединений дополнительного образования.

Совершенствование системы управления дополнительными...

- увеличение доли учреждений дополнительного образования детей города Владивостока, в которых созданы условия для реализации современных программ, с 20 % в 2013 году до 55 % в 2018 году

Воспитательный потенциал школы как...

культурно-образовательный центр, дополнительное образование, образовательный процесс, направление деятельности, педагогический потенциал, условие малого города, жизненное самоопределение...

Исследование рынка образовательных услуг г. Москвы

Рынок образовательных услуг города Москвы представлен большим разнообразием образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.

Дополнительные образовательные услуги в дошкольном...

В статье 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги...

Музейно-ресурсный центр как партнер...

Музей воинской славы ведет активную культурную, просветительскую и информационную деятельность среди жителей города.

Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического сопровождения дополнительного образования детей.

Регионализация современной системы дополнительного...

Вместе с тем, регионализация содержания образовательных программ дополнительного образования базируется на следующих общих факторах

В летнее время организуются экспедиции, исследования в архивах и музеях города и области.

Задать вопрос