Развитие учащихся посредством дополнительного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 06.12.2014

Статья просмотрена: 122 раза

Библиографическое описание:

Левковская Н. Г. Развитие учащихся посредством дополнительного образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 208-209. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6796/ (дата обращения: 15.08.2018).

Еще 5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «доступное жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса». По мнению главы государства, во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала [1].

Соблюдая указанные стратегические направления развития органы власти уделяют большое внимание современной подготовки детей в общеобразовательных школах.

Так, например, в целях обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, образовательных и иных организаций по реализации государственной политики в сфере воспитания и дополнительного образования детей образован межведомственный совет по дополнительному образованию и воспитанию детей.

Межведомственный совет по дополнительному образованию и воспитанию детей (далее — Совет) образован с целью предварительного рассмотрения вопросов реализации государственной политики в сфере воспитания и дополнительного образования детей и подготовки по ним предложений.

В рамках Совета создано 4 рабочие группы:

-        по разработке Концепции развития дополнительного образования детей и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации;

-        по совершенствованию организации отдыха, оздоровления и досуга детей;

-        по повышению социального статуса педагогических работников в сфере дополнительного образования детей;

-        по разработке организационно-финансовых механизмов обеспечения доступности дополнительного образования для детей [1].

Согласно концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р, все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования школьников, как открытого вариативного образования.

Основными механизмами развития дополнительного образования детей являются:

-        формирование в средствах массовой информации нового имиджа дополнительного образования, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном гражданском обществе;

-        межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем;

-        создание интегрированных (или комплексных) организаций социальной сферы;

-        партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи;

-        открытый государственно-общественный характер управления сферой дополнительного образования детей, реализуемый через механизмы участия общественности, экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов дополнительного образования, в контроле качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов;

-        создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг.

Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:

-        свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;

-        вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;

-        доступность глобального знания и информации для каждого;

-        адаптивность к возникающим изменениям.

Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:

-        возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;

-        благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских, так и взрослых инициатив, и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства [2].

По данным Федеральной службы государственной статистики к 2012 году в России число учреждений дополнительного образования составляет 8 386 (табл. 1).

Таблица 1

Число учреждении дополнительного образования в РФ за период с 2000–2012 гг.

Показатели

2000

2005

2010

2011

2012

Учреждения дополнительного образования всего

8699

8876

8531

7902

8386

В том числе:

 

Работающие по всем видам образовательной деятельности

3577

3654

3683

3392

3487

Художественные

371

418

780

756

896

Эколого-биологические

467

445

331

313

282

Туристско-краеведческие

335

331

256

247

232

Технические

570

536

327

305

287

Спортивные

2968

3072

2760

2480

2582

Военно-патриотические и спортивно-технические

112

89

101

107

90

Другие

299

331

293

302

530

Детско-юношеские спортивные школы

1709

1839

2210

2449

2645

Детские музыкальные, художественные, хореографические школы и школы искусств

5823

5555

5370

5328

5270

 

Источник: [3]

Главной задачей образования становится создание необходимых условий для обучения человека, как средства реализации его жизненных целей с учетом общественных условий и задач. Образовательные потребности становятся разнообразными, они заключаются не только в получении образования, но и в обучении возможности успешной социализации ребенка.

С целью выявления образовательных запросов и потребностей в рамках дополнительного образования учащихся, на наш взгляд, необходимо ежегодно проводить анкетирование родителей.

Так, например, в МОУ лицее № 7 г. Волгограда такое анкетирование проводится регулярно.

В анкетировании родителей первоклассников 2014 года приняло участие 100 чел.

На вопрос «Проводите ли Вы с детьми своё свободное время? Как?» 100 % респондентов ответили, что проводят свободное время со своими детьми. Из них, около 58 % опрошенных (58 чел.) предпочитают свободное время проводить на свежем воздухе (в парках и на природе). 30 % (30 чел.) респондентов предпочитают посвящать свободное время походам в кино, театры, кафе. 12 % (12 чел.) респондентов предпочитают в свободное время путешествовать.

На вопрос «Влияете ли Вы на выбор интересов и увлечений Вашего ребёнка? Каким образом?» 100 % родителей ответили, что на такой выбор влияют. Исходя из анализа анкет, можно выделить следующие способы влияния: беседы, привлечение интереса ребенка с помощью усиления мотивации, привлечение интереса ребенка собственными предпочтениями и поведением.

На вопрос «Советуете ли Вы своему ребёнку, в какие кружки записаться? Прислушивается ли он к вашему мнению?» 100 % родителей ответили, что советуют, и дети прислушиваются.

На вопрос: «В каких кружках, студиях сейчас занимается Ваш ребёнок?» 60 % респондентов (60 чел.) ответили, что не в каких кружках не занимаются. 20 % (20 чел.) ответили, что посещают художественные школы. Примерно столько же посещают музыкальные школы.

На вопрос «Какие внеурочные виды работ Вы хотели бы выбрать для своего ребенка?» программу «Юный шахматист» выбрали 60 человек; программу «Акробатика» — 32 человека; «Маленький мастер» — 58 человек; «Хочу все знать» — 89 человек; «Мир вокруг нас» — 70 человек.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дополнительное образование сегодня является важным и востребованным элементом воспитания школьников. Обеспечивает активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, способствует развитию здоровой, творчески растущей личности и формированию гражданской ответственности с правовым самосознанием.

 

Литература:

 

1.          Официальный сайт Министерства Образования и Науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф.

2.          Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.09.2014.

3.          Российский статистический ежегодник — 2013 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительное образование детей, свободное время, Российская Федерация, привлечение интереса ребенка, воспитание детей, образовательный процесс, межведомственный совет, государственная политика, сфера воспитания.

Похожие статьи

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одаренности. Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности.

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного...

современных стратегий российской образовательной политики в сфере дополнительного образования детей

Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных...

Актуализация роли дополнительного образования детей...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение, образовательная деятельность, российское образование, сетевое взаимодействие...

Регионализация современной системы дополнительного...

региональный компонент, дополнительное образование детей, Российская Федерация, программа, региональное содержание, образовательный процесс, дополнительное образование...

Современные тенденции развития системы дополнительного...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания.

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

Таким образом, дополнительное образование детей, осуществляя свою деятельность в образовательном пространстве страны, решает очень важные образовательные задачи: ‒ гуманизации образовательного процесса

Правовое регулирование общего и дополнительного...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, Российская Федерация, Приморский край, учреждение, услуга, общеобразовательное учреждение, Муниципальная программа...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

Дополнительное образование представляет собой самостоятельный вид образовательной деятельности; это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ...

Организация дополнительного образования в условиях...

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одаренности. Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности.

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного...

современных стратегий российской образовательной политики в сфере дополнительного образования детей

Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных...

Актуализация роли дополнительного образования детей...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение, образовательная деятельность, российское образование, сетевое взаимодействие...

Регионализация современной системы дополнительного...

региональный компонент, дополнительное образование детей, Российская Федерация, программа, региональное содержание, образовательный процесс, дополнительное образование...

Современные тенденции развития системы дополнительного...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания.

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

Таким образом, дополнительное образование детей, осуществляя свою деятельность в образовательном пространстве страны, решает очень важные образовательные задачи: ‒ гуманизации образовательного процесса

Правовое регулирование общего и дополнительного...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, Российская Федерация, Приморский край, учреждение, услуга, общеобразовательное учреждение, Муниципальная программа...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

Дополнительное образование представляет собой самостоятельный вид образовательной деятельности; это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ...

Организация дополнительного образования в условиях...

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей...

Задать вопрос