Приоритетные направления современного образования — экологическое воспитание | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 10.01.2014

Статья просмотрена: 389 раз

Библиографическое описание:

Захарова О. А. Приоритетные направления современного образования — экологическое воспитание // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 384-386. — URL https://moluch.ru/archive/61/8938/ (дата обращения: 22.09.2018).

История человечества прочной нитью связана с историей природы. С древнейших времен люди понимали свою связь с окружающей средой, даже зависимость от нее. Отсюда бережное отношение, поклонении природе. С развитием техники, промышленности, науки отношение стало меняться и не в лучшую сторону. Человек назвал себя «царём природы» и его отношение сменилось с поклонения на кардинально противоположное — потребительское. Сегодня мы видим, к чему это привело — к глобальной экологической проблеме. И если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо задуматься о воспитании экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.

Ульяновская область — крупный промышленный район Поволжья. Здесь сосредоточены машиностроительные заводы, производят станки, оборудование для химической промышленности и сельского хозяйства. В области находится крупнейший в Европе авиационный завод. Все это заставляет задуматься об экологической ситуации в регионе. А нахождение в области научно-исследовательского института атомных реакторов ставит вопрос развития экологического образования и вовсе на приоритетное место в политике Ульяновской области.

Цель экологического образования видится в воспитании экологической культуры населения Ульяновской области как системы экологических знаний и отношений, экологического мышления, сознания и чувств, экологически оправданного поведения в окружающей среде.

Для реализации этой цели проводятся экологические акции, такие как «Сохраним природу Симбирского края», «Посади и вырасти своё дерево», конкурс «Эколог года», конкурс «Солнечный орел», Дни чистой Волги, акции «Сделаем!» и «Сделаем вместе!», «Блогеры против мусора», в рамках которых проходят марафоны, конкурсы, конференции, «круглые столы», марши, и т. д. по экологической тематике, организовываются и массовые субботники на пойме реки Свияги, на территориях памятников природы областного значения «Винновская роща», «Чёрное озеро», «Маришкин родник», «Ульяновский дендропарк». Проходит ежегодный областной конкурс семейного творчества «В судьбе природы — наша судьба».

Это для населения. Что же происходит в образовании? Большую работу по формированию экологической культуры проводят в дошкольных учреждениях № 232, № 178, № 94, № 46, № 14 № 215 и других. Особое внимание здесь уделяют изучению фольклора, русских народных традиций, основ исследовательской экологической работы. Экология в общеобразовательных школах г. Ульяновска преподаётся в форме элективных курсов, спецкурсов, кружков, так как в Федеральном базисном учебном плане (утверждённом приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г.) не отведено учебных часов на экологию как предмет. Однако учащиеся общеобразовательных школ получают экологическое образование при изучении биологии, географии, химии, участвуют в конкурсах творческих работ, экологических проектах, природоохранных конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования.

При активном участии областного экологического центра учащихся создана, зарегистрирована и успешно работает (более 10 тыс. членов) областная детская общественная организация юных экологов, открыты 22 областные экологические опорные площадки в 19 районах области. На их базе занимается около 1200 учащихся сельских школ. Областная станция юных натуралистов является методическим центром натуралистической работы в области. Областной станцией юных натуралистов ежегодно проводятся мероприятия по экологическому воспитанию и просвещению детей и подростков: «Марш парков», «День Сурка», конкурсы, десанты, экскурсии, слёты. И многое другое.

Т. е. делается в этом направлении вроде бы много всего и большей частью силами учреждений дополнительного образования.

Приведем немного статистики:

год

Всего объединений

Эколого-биологической направленности

Туристско-краеведческой направленности

Художественного творчества

Спор­тивные

2010

6 495

559

385

2031

1674

2011

6 367

587

376

2005

1640

2012

6 012

553

370

1977

1376

год

Всего детей

В эколого-биологических объединениях

В туристско-краеведческих объединениях

Художественного творчества

Спортивные

2010

88 350

7 203

5 639

27 395

24 493

2011

87 276

7 191

5 281

27 569

23 977

2012

88 243

6 957

5 306

28 018

20 814

Если присмотреться, мы видим явную тенденцию к уменьшению как среди учреждений дополнительного образования, так соответственно и детей, их посещающих. Да и экологическая направленность явно не является приоритетным направлением (зато направление художественное и спортивное представлено в 2 раза большим количеством). И здесь представлены только те дети, которые посещают эти учреждения, а ведь есть еще и те, которые их не посещают, т. е. экологическое воспитание происходит в школе и дома. Все это наводит на нерадостные мысли, что в скором времени экологическая катастрофа, о которой так много говорят, разразится.

В связи с этим напрашивается и другой вывод: необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека — может. И здесь мало учреждений дополнительного образования. Это должно делаться на уровне школы, т. к. школа реально охватывает всех, а не малую часть заинтересованных лиц.

Экологическое образование и воспитание учащихся — это веление времени, которое диктует сама жизнь: чтобы выжить и обеспечить существование человечества в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и используя их строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Для этого необходимо привить не только элементарные экологические навыками, но и сформировать новый экологический тип мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Формирование у детей ответственного отношения к природе — процесс длительный и сложный. И результатом его должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе, воспитают чувство любви к ней, умение направить свой интеллект и волю на благо себе и природе, способность предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия своей деятельности.

Хочется верить, что будущем это сможет повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей области и стране, будут заложены основы для решения глобальных экологических проблем.

Проблема в том, что на сегодняшний момент отмечается резкое сокращение преподавания экологии в школах области. В настоящее время лишь в 30–40 % школ области ведется преподавание экологии как предмета. Это связано с перспективным базисным учебным планом профилизации, где естественным наукам отводится незначительное место, поэтому перспективное развитие экологии может иметь место лишь как элективный курс, не говоря уже о начальной школе, где вопросы экологии включаются небольшими вкраплениями в курс «Окружающий мир».

Считаем, что в данной ситуации может перспективной идеей является более широкое использование метода проектов, как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта.

Учебное проектирование — специфическая практическая деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности — производственная деятельность, а по задачам — обучение и воспитание.

При правильном использовании данного метода в образовательном процессе можно охватить весь спектр предметов (т. е., научно выражаясь, метод проектов имеет междисциплинарный характер), изучаемых в школе, тем более, что в соответствии новыми ФГОС-ми для достижения поставленных задач созданы неплохие условия — внеурочная деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий именно деятельностного типа, т. е. методов проектно-исследовательской деятельности. Знания и умения, которые будут приобретены в ходе организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем должны стать основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах. И, несомненно, это способствует решению такой задачи, как развитие индивидуальности каждого ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, экологическое образование, природа, Ульяновская область, окружающая среда, областная станция, школа области, экологическая культура, экологическое воспитание, художественное творчество.


Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда. В современном мире экологизация образовательного и воспитательного процесса способствует формированию целостной системы экологических...

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная деятельность. Современный учебно-воспитательный процесс требует новых, нетрадиционных средств экологического образования школьников...

Современные формы и методы обучения в рамках...

В связи с этим экологическое образование детей трудно сегодня переоценить. Наряду с дошкольным и общим образованием, существует дополнительное образование...

Роль и значение экологического образования в формировании...

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Экологическое воспитание учащихся на уроках...

изобразительное искусство, экологическая культура, экологическое воспитание, урок, природа, окружающая среда, ребенок, Лосиный Остров, дерево, общая культура.

Формирование экологического воспитания и культуры...

экологическая культура, окружающая среда, природа, экологическое образование, формирование, экологическое сознание, окружающий мир, общество, начальная школа, животный мир.

Основные проблемы экологического образования

Считаю, что экологическое просвещение и образование необходимо еще активнее внедрять в учебно-воспитательный процесс школы, так как именно школьное обучение совпадает с непосредственным периодом становления и формирования личности человека.

Проект «Экологические тропы как образовательная технология...»

2. Развитие у школьников навыков социо-экологического исследования, воспитание у них чувства ответственности при выполнении общественной работы.

5. Реализация принципов устойчивого развития в сфере образования средствами экологических троп.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда. В современном мире экологизация образовательного и воспитательного процесса способствует формированию целостной системы экологических...

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная деятельность. Современный учебно-воспитательный процесс требует новых, нетрадиционных средств экологического образования школьников...

Современные формы и методы обучения в рамках...

В связи с этим экологическое образование детей трудно сегодня переоценить. Наряду с дошкольным и общим образованием, существует дополнительное образование...

Роль и значение экологического образования в формировании...

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Экологическое воспитание учащихся на уроках...

изобразительное искусство, экологическая культура, экологическое воспитание, урок, природа, окружающая среда, ребенок, Лосиный Остров, дерево, общая культура.

Формирование экологического воспитания и культуры...

экологическая культура, окружающая среда, природа, экологическое образование, формирование, экологическое сознание, окружающий мир, общество, начальная школа, животный мир.

Основные проблемы экологического образования

Считаю, что экологическое просвещение и образование необходимо еще активнее внедрять в учебно-воспитательный процесс школы, так как именно школьное обучение совпадает с непосредственным периодом становления и формирования личности человека.

Проект «Экологические тропы как образовательная технология...»

2. Развитие у школьников навыков социо-экологического исследования, воспитание у них чувства ответственности при выполнении общественной работы.

5. Реализация принципов устойчивого развития в сфере образования средствами экологических троп.

Задать вопрос