Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования
Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 августа, печатный экземпляр отправим 11 августа.

Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования

Поделиться в социальных сетях
4483 просмотра
Библиографическое описание

Мулюкина, Е. И. Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования / Е. И. Мулюкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56904/ (дата обращения: 29.07.2021).



С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное.

Цель организации дополнительного образования на базе детского сада — совершенствование образовательного процесса и удовлетворение потребностей населения во всестороннем развитии детей, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО) — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования [2, c. 3].

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 10, ст. 75) говорится, что дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности [3].

Для организации дополнительного образования на базе дошкольной образовательной организации необходимо выполнить следующие этапы:

  1. Изучение нормативно — правовой документации.
  2. Изучения спроса потребителя, то есть родителей воспитанников, которые являются заказчиками услуг дополнительного образования.
  3. Решение организационных вопросов: составление списка воспитанников по различным направлениям деятельности и подбор педагогов дополнительного образования.
  4. Разработка пакета документов на предоставление дополнительных образовательных услуг. Одним из основных документов ДОО является лицензия.

Особенностью организации дополнительного образования на базе ДОО является то, что дополнительное образование интегрируется с реализуемыми дошкольной организацией программами, но ни в коем случае не повторяет их. Следует отметить, что дополнительное образование в детском саду можно осуществлять с детьми любого возраста, если программа дополнительного образования соответствует возрастным и индивидуальным особенностям каждой группы воспитанников [2, c.6].

Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительному образованию, ДОО может предоставить следующие направления:

– художественно — эстетическое развитие;

– физическое воспитание и развитие;

– интеллектуальное развитие;

– раннее развитие;

– экологическое воспитание.

В дополнительном образовании детей реализуется личностно ориентированный подход, так как в основе построения образовательного процесса лежит развитие ребенка, его личные интересы и достижения. Реализация личностно ориентированного подхода становится возможной, если создавать условия для организации исследования личности ребенка, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, создания системы отслеживания личностного роста детей, их достижения [1, c.13].

Численный состав объединения определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности. Расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей, а продолжительность занятий устанавливается исходя из санитарно-гигиенических норм.

Формы организации детских образовательных объединений разнообразны. Под формой детского образовательного объединения понимается — структурно и содержательно оформленная организация взаимодействия участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) направленная на решение определенных образовательных задач. В ДОО возможны следующие формы детских образовательных объединений: кружок, клуб, студия, мастерская, секция, ансамбль, театр, школа и т. д.

Формой проведения занятий в дополнительном образовании является творчество в различных его проявлениях. Результат деятельности ребенка — это не просто приобретенные знания, умения и навыки, а воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности [2, c.196].

Занятия по дополнительному образованию с дошкольниками целесообразно проводить в отдельном помещении, которое имеет свою развивающую предметно — пространственную среду и вызывает у детей чувство заинтересованности, новизны, неожиданности [1, c.24]. При введении дополнительных образовательных услуг следует тщательно продумать нагрузку на ребенка в течение дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого следует составить единое для всего детского сада расписание, предполагая занятия после дневного сна или прогулки. Необходимо предоставлять детям больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослого. Педагог должен использовать различные формы работы с дошкольниками: игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, творческие задания, экспериментирование. А работы детей, выполненные на дополнительных занятиях, стоит использовать при оформлении выставок в стенах детского сада, участия в различных творческих конкурсах.

Несмотря на позитивные процессы дополнительного образования детей на базе ДОО существует и ряд серьезных проблем.

Одной из главных проблем является перегрузка детей. Дошкольная организация, стараясь выполнить заказ на дополнительные образовательные услуги, выбирают несколько направлений. Это приводит к перегрузке, переутомлению детей. Решить данную проблему может медицинский персонал ДОО, который знакомит родителей с требованиями к максимальной учебной нагрузке на ребенка дошкольного возраста; педагог — психолог, который на родительских собраниях и в индивидуальных беседах помогает родителям осознать негативную сторону перегрузки нервной системы дошкольника.

Воспитатели могут использовать так называемые «Лист занятости» или «Карту индивидуальной нагрузки», где ежедневно фиксируют все проводимые с ребенком занятия. И воспитатели, и педагог дополнительного образования, и родители получат возможность контролировать уровень общей учебной нагрузки каждого ребенка в ДОО.

Снизить нагрузку позволяет и учет индивидуальных особенностей детей. На основе диагностики личностного развития на каждого ребенка составляется индивидуальный маршрут развития, где специалисты указывают интересы ребенка, а также рекомендуемые для посещения, с точки зрения его возможностей и пристрастий, студии, кружки и секции дополнительного образования.

К другим проблемам организации дополнительного образования для дошкольников можно отнести следующие:

– педагоги ДОО, стремясь повысить уровень развития своих воспитанников, иногда дублируют базисную программу;

– часто форма организации занятий с дошкольниками ничем не отличается от обычных занятий, и у детей угасает интерес к посещению кружков, секций;

– педагоги в ДОО, осуществляют работу по дополнительному образованию детей чаще всего по перспективному или календарному плану, а не по программе дополнительного образования дошкольников;

– не всегда ведется работа по повышению квалификации педагогов ДОО по вопросам дополнительного образования.

Таким образом, дополнительное образование занимает все более прочное место в дошкольных учреждениях. Оно привлекательно для ребенка, позволяет решать многие проблемы его эффективного развития. Поэтому педагогам и руководителям детских садов необходимо находить пути решения проблем организации дополнительного образования в соответствии с современными требованиями к этому типу образования.

Литература:

  1. Золотарева А. В., Терещук М. Н. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ. — М.: АРКТИ, 2008. — 120 с.
  2. Золотарева А. В. Принципы организации дополнительного оразования детей в России // Ярославский педагогический вестник — 2013 № 1 — Том II (Психолого-педагогические науки). С.194–199
  3. Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении / сост. И. В. Липова, Ю. В. Антонова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. Волгоград: Учитель, 2017. — 87 с.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Похожие статьи
Анцупова Юлия Владимировна
Организация дополнительного образования в условиях дошкольного образования
Педагогика
2014
Гудас Артур Ричардович
Основные направления инновационного развития дошкольного образовательного учреждения
Педагогика
2018
Шинкарева Людмила Владимировна
Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации
Педагогические науки
2011
Ткачук Наталья Юрьевна
Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении
Система образования
2017
Торопова Надежда Дмитриевна
Дошкольная педагогика в системе образования на современном этапе
Педагогические науки
2016
Рассказова Жанна Владимировна
Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Педагогика
2016
Кудряшова Наталья Алексеевна
Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы
Спецвыпуск
2017
Серебринская Мария Александровна
Дошкольное образование в России
Педагогические науки
2013
Дубцова Марина Вениаминовна
Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования
Педагогические науки
2016
Бражук Светлана Викторовна
Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)
Педагогические науки
2015
публикация
№9 (247) март 2019 г.
дата публикации
март 2019 г.
рубрика
Педагогика
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Анцупова Юлия Владимировна
Организация дополнительного образования в условиях дошкольного образования
Педагогика
2014
Гудас Артур Ричардович
Основные направления инновационного развития дошкольного образовательного учреждения
Педагогика
2018
Шинкарева Людмила Владимировна
Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации
Педагогические науки
2011
Ткачук Наталья Юрьевна
Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении
Система образования
2017
Торопова Надежда Дмитриевна
Дошкольная педагогика в системе образования на современном этапе
Педагогические науки
2016
Рассказова Жанна Владимировна
Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Педагогика
2016
Кудряшова Наталья Алексеевна
Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы
Спецвыпуск
2017
Серебринская Мария Александровна
Дошкольное образование в России
Педагогические науки
2013
Дубцова Марина Вениаминовна
Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования
Педагогические науки
2016
Бражук Светлана Викторовна
Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)
Педагогические науки
2015