Развитие Восточного полигона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №34 (481) август 2023 г.

Дата публикации: 23.08.2023

Статья просмотрена: 199 раз

Библиографическое описание:

Шибаев, Д. И. Развитие Восточного полигона / Д. И. Шибаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105615/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье рассматриваются перспективы развития Восточного полигона.

Ключевые слова: логистика, Россия, логистические проекты, экономика, перевозки.

Модернизация железнодорожных магистралей входит в число российских национальных приоритетов. На восточном направлении это, с одной стороны, важнейший канал для наращивания грузоперевозок в Азию, а с другой — мощный импульс к экономическому развитию прилегающих территорий и повышению уровня жизни населения Восточной Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока.

Развитие Восточного полигона напрашивалось уже давно, так в период с 1891–1916 была построена Транссибирская железнодорожная магистраль, ставшая самой длинной железной дорогой в мире, протяженностью 8300 км.

Строительство Транссибирской магистрали имело важное экономическое, социальное и стратегическое значение, доставка товаров из Европы в Азию сократилась в разы; строительство, сопровождающееся топографическими и геологическими исследованиями, позволили обнаружить огромное количество залежей полезных ископаемых, таких как золото, уголь и прочие; переброска войск стала легче, что явно показал опыт Русско-Японской войны 1904–1905 гг.

Однако Транссибирская железнодорожная магистраль находилась вблизи границы, что ставило ее в уязвимое положение в случае конфликта с соседями, находясь всего в 200 км от государственной границы, магистраль могла быть захвачена и в таком случаем, главный транспортный узел страны перестал бы функционировать. Таким образом, в 1924 году на Совете труда и обороны СССР заговорили о необходимости строительства параллельной Транссибирской магистрали железнодорожной магистрали дальше от границы, в глубине территории страны (в качестве рокадной дороги на случай войны с Японией, а также для доступа к региональным полезным ископаемым).

В 1930 году ЦК ВКП и Совет Народных Комиссаров СССР предложили проектным организациям Сибири и Дальнего Востока начать разработку планов строительства дороги с выходом к Тихому океану. Именно тогда дорога впервые была названа Байкало-Амурской магистралью. Однако дальнейшее строительство и развитие Байкало-Амурской магистрали практически сошло на нет, Великая Отечественная Война и послевоенный период, отнимали человеческие и материальные ресурсы, вследствие чего развитие проекта было приостановлено.

1974 год считается годом второго рождения Байкало-Амурской магистрали: началось активное строительство магистрали сразу по многим направлениям силами частями Железнодорожных войск СССР и комсомольских строительных отрядов. К развитию и модернизации Байкало-Амурской магистрали вернулись не просто так, нормализация работы магистрали на всем ее протяжении создало основу для:

  1. Широкомасштабного хозяйственного освоения Дальнего Востока и Севера СССР;
  2. Создания прочных связей со странами Востока;
  3. Развития экономики Сахалина, Курильских островов.

После распада СССР развитие двух важнейших артерий страны не прекращалось.

4 декабря 2003 года на Байкало-Амурской магистрали был открыт самый крупный в России и пятый по протяженности на планете Северо-Муйский железнодорожный тоннель протяженностью 15 километров 343 метра.

В 2002 году была завершена полная электрификация и строительство двухпутной линии на Транссибирской магистрали.

Однако на этом перспективы развития Байкало-Амурской магистрали и Транссибирской магистрали не закончились. 30 сентября 2018 года Правительством Российской Федерации был утвержден «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ) на период до 2024 года. Одной из значимых частей нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ) стала реконструкция инфраструктуры Восточного полигона железных дорог. В первую очередь — это обновление Байкало-Амурской магистрали и Транссибирской магистрали. Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона началось еще в 2013 году, когда стало ясно, что существующих возможностей для растущего спроса на российские товары на этом направлении не хватает.

В 2013 году на заседании Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области было принято решение о государственной поддержке реализации проекта и фактически положено начало первому этапу развития Восточного полигона. В компании были сформированы комплексные инвестиционные проекты «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» и «Комплексное развитие участка Междуреченск — Тайшет Красноярской железной дороги».

В ходе первого этапа модернизации Восточного полигона были проведены следующие мероприятия:

  1. Реконструировано и построено 45 станций;
  2. Уложено более чем 250 км станционных путей;
  3. Построен 101 мост, в том числе через крупные реки Лена, Бурея, Зея;
  4. Проложено и модернизировано 5 тоннелей, включая новый Байкальский тоннель протяженностью 6,7 км., реконструированы Кипарисовский, Облученский и Владивостокский тоннели.

Работы, выполненные на первом этапе модернизации, уже сейчас дают положительный эффект. Перевозки экспортных грузов в направлении Дальнего Востока с начала строительства выросли более чем вдвое.

Второй этап программы расширения Восточного полигона реализуется с 2018 по 2024 г. и, согласно паспорту проекта, предполагает увеличение провозной способности до 180 млн. тонн в 2024 г. со 158 млн. тонн в 2022 г. В течение 2023 г. в рамках проекта должно быть перевезено 173 млн. тонн грузов.

Помимо увеличения грузооборота, необходимость которого была вызвана внешнеполитической обстановкой и увеличением торговых отношений со странами Азии, к началу 2025 года было запланировано усилить систему тягового электроснабжения на железнодорожных участках протяженностью 5422 км. Таким образом, в ходе второго этапа модернизации Восточного полигона планируется полностью электрифицировать Байкало-Амурскую магистраль, участки Транссибирской магистрали, вследствие чего снизить затраты на топливо.

Также продолжается строительство разъездов, стрелок, обходных путей и ликвидация узких мест на участках Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Конечной целью поставлено сокращение срока доставки всех грузов из Азии в Европу до семи суток.

Третий этап модернизации Восточного полигона РЖД разделила на три подэтапа. На первом из них провозная способность увеличится до 197 млн. т. в год. Первый подэтап предполагает развитие участка от Улака (Амурская область) до Ванина (Хабаровский край) под вывоз угля и включает 84 объекта. Срок реализации этого подэтапа — 2027 год.

В рамках второго подэтапа, который будет длиться до 2030 г., провозная способность сети должна составить уже 210 млн т в год, в эксплуатацию введут еще 45 объектов. Восточный полигон смогут использовать грузоотправители европейской части России.

Полностью третий этап должен завершиться в 2032 г., а провозная способность вырастет до 255 млн. т.

За счет комплексной модернизации двух основных веток — Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей — пропускная способность железнодорожной сети должна увеличиться почти в пять раз, с 75 до 255 миллионов тонн, транзитный контейнеропоток — в четыре раза, время доставки грузов по железным дорогам из Азии в Европу сократится до 7 суток.

Одновременно расширение трансъевразийского коридора обеспечит новые производства и рабочие места — одних только железнодорожников и квалифицированных строителей потребуется более чем пятьдесят специальностей. Чтобы сделать территории, прилегающие к Восточному полигону, более привлекательными для жизни и работы, ведется развитие социальной инфраструктуры, создаются более комфортные условия для труда, отдыха, образования, медицинского обслуживания.

БАМ и Транссиб стали векторами экономического роста, благодаря которым улучшится снабжение товарами жителей Восточной Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока, а транспортная связь с другими частями страны станет более оперативной и доступной. Это играет немаловажную роль и для развития туризма, поскольку спрос на путешествия по этим направлениям очень высок, многих привлекают эти живописные места.

Литература:

  1. Восточная перспектива. Как модернизация БАМа и Транссиба изменит жизнь в России. — Текст: электронный // https://lenta.ru/: [сайт]. — URL: https://lenta.ru/articles/2022/05/26/eastoersp/ (дата обращения: 22.08.2023).
  2. РЖД развивают инфраструктуру Восточного полигона. — Текст: электронный // https://company.rzd.ru/: [сайт]. — URL: https://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=207215 (дата обращения: 22.08.2023).
  3. РЖД скорректировала программу модернизации БАМа и Транссиба. — Текст: электронный // https://company.rzd.ru/: [сайт]. — URL: https://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=210583 (дата обращения: 22.08.2023).
  4. Развитие Восточного полигона — этапы большого пути. — Текст: электронный // http://eav.ru/: [сайт]. — URL: http://eav.ru/publ1.php?publid=2021–11a06 (дата обращения: 22.08.2023).
  5. Презентация к докладу начальника Восточно-Сибирской железной дороги. — Текст: электронный // https://www.irgups.ru/: [сайт]. — URL: https://www.irgups.ru/sites/default/files/irgups/obrazovanie/Innovation %20and %20Technology %20Center %20for %20the %20Development %20of %20the %20Eastern %20Test %20Site/Презентация %20к %20докладу %20начальника %20Восточно-Сибирской %20железной %20дороги %20Фролова %20В.Ф. %20«Развитие %20Восточного %20полигона» %202 %20октября %202018 %20г..pdf (дата обращения: 22.08.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): Восточный полигон, Байкало-Амурская магистраль, Транссибирская магистраль, Дальний Восток, Азия, Европа, провозная способность, Восточная Сибирь, железнодорожная инфраструктура, Транссибирская железнодорожная магистраль.


Похожие статьи

Строительство Транссибирской магистрали: предпосылки, этапы...

В статье рассматриваются предпосылки, этапы строительства великого сибирского пути, сложности, с которыми пришлось столкнуться за это нелегкое время и значение магистрали, как для всего государства, так и для районов Сибири и Дальнего Востока.

История строительства и значение Байкало-Амурской...

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире — пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Наряду с Транссибирской магистралью...

Железнодорожный транзитный потенциал Российской...

При этом уже сейчас важные железнодорожные магистрали России — Байкало-Амурская магистраль и Транссибирская — работают на пределе. Модернизировать и увеличить пропускную способность магистралей и раскрыть потенциал восточных территорий России...

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

Модернизировать и увеличить пропускную способность магистралей и раскрыть потенциал восточных территорий России был призван проект «Восточный полигон». Развитие Дальнего Востока невозможно представить без современной портовой инфраструктуры.

Экономические проблемы ДВФО. Транспортная инфраструктура...

На данный момент основная нагрузка приходится на Транссибирскую магистраль, пропускная способность которой составляет до 100 млн. тонн в год. Эти магистрали являются самыми загруженными в РФ.

Сравнение логистических путей между Европой и Китайской...

Рис. 2. Транссибирская магистраль. Как видно из схемы Транссибирской магистрали на рисунке 2 имеются железнодорожные выходы на Китайскую Народную Республику через Читу и Уссурийск, так называемые Китайско-восточная и Южно-Маньчжурская линия. (рис. 3).

Байкало-Амурская магистраль | Статья в журнале...

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — одна из крупнейших железнодорожных. Несмотря на принятие базового документа пропускная способность Байкало-Амурская магистрали до сих. Главными артериями Дальнего Востока являются Транссибирская и Байкало-Амурская...

Целесообразность строительства железнодорожного тоннеля...

Ключевые слова: Байкало-Амурской магистрали (БАМ), железнодорожная инфраструктура, Дальний Восток, Россия (РФ), АТР. Еще один проект, который позволит загрузить дорогу на большую проектную мощность – соединение о. Сахалин c материком.

Перспективы дальнейшего развития отрасли грузоперевозок...

Проект «Транссиб за 7 суток» [2] будет способствовать развитию инфраструктуры Восточного полигона, в особенности это коснётся расширения сети скоростных железнодорожных перевозок.

Пути решения проблем транспортной инфраструктуры Сибири

Теперь эти "отростки" нужно соединить Северо-Сибирской магистралью. Вокруг транспортных магистралей оседало переехавшее население из Европейской части России, и тем самым решалась проблема заселения Сибири и Дальнего Востока.

Похожие статьи

Строительство Транссибирской магистрали: предпосылки, этапы...

В статье рассматриваются предпосылки, этапы строительства великого сибирского пути, сложности, с которыми пришлось столкнуться за это нелегкое время и значение магистрали, как для всего государства, так и для районов Сибири и Дальнего Востока.

История строительства и значение Байкало-Амурской...

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире — пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Наряду с Транссибирской магистралью...

Железнодорожный транзитный потенциал Российской...

При этом уже сейчас важные железнодорожные магистрали России — Байкало-Амурская магистраль и Транссибирская — работают на пределе. Модернизировать и увеличить пропускную способность магистралей и раскрыть потенциал восточных территорий России...

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

Модернизировать и увеличить пропускную способность магистралей и раскрыть потенциал восточных территорий России был призван проект «Восточный полигон». Развитие Дальнего Востока невозможно представить без современной портовой инфраструктуры.

Экономические проблемы ДВФО. Транспортная инфраструктура...

На данный момент основная нагрузка приходится на Транссибирскую магистраль, пропускная способность которой составляет до 100 млн. тонн в год. Эти магистрали являются самыми загруженными в РФ.

Сравнение логистических путей между Европой и Китайской...

Рис. 2. Транссибирская магистраль. Как видно из схемы Транссибирской магистрали на рисунке 2 имеются железнодорожные выходы на Китайскую Народную Республику через Читу и Уссурийск, так называемые Китайско-восточная и Южно-Маньчжурская линия. (рис. 3).

Байкало-Амурская магистраль | Статья в журнале...

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — одна из крупнейших железнодорожных. Несмотря на принятие базового документа пропускная способность Байкало-Амурская магистрали до сих. Главными артериями Дальнего Востока являются Транссибирская и Байкало-Амурская...

Целесообразность строительства железнодорожного тоннеля...

Ключевые слова: Байкало-Амурской магистрали (БАМ), железнодорожная инфраструктура, Дальний Восток, Россия (РФ), АТР. Еще один проект, который позволит загрузить дорогу на большую проектную мощность – соединение о. Сахалин c материком.

Перспективы дальнейшего развития отрасли грузоперевозок...

Проект «Транссиб за 7 суток» [2] будет способствовать развитию инфраструктуры Восточного полигона, в особенности это коснётся расширения сети скоростных железнодорожных перевозок.

Пути решения проблем транспортной инфраструктуры Сибири

Теперь эти "отростки" нужно соединить Северо-Сибирской магистралью. Вокруг транспортных магистралей оседало переехавшее население из Европейской части России, и тем самым решалась проблема заселения Сибири и Дальнего Востока.

Задать вопрос