Перспективы дальнейшего развития отрасли грузоперевозок в России железнодорожным транспортом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 13 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 23.02.2020

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Пенькова, А. О. Перспективы дальнейшего развития отрасли грузоперевозок в России железнодорожным транспортом / А. О. Пенькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67632/ (дата обращения: 31.05.2020).



Функционирование экономических взаимоотношений не может осуществляться без транспортной деятельности. Именно благодаря ей происходит формирование и поддержание экономических связей, как на уровне мировой экономики, так и внутри конкретной страны. В статье представлен обзор отрасли грузоперевозок России, а такжерассмотреныперспективы их дальнейшего развития.

Ключевые слова: транспорт, экономика, грузоперевозки, железная дорога, железнодорожный транспорт, ОАО «РЖД».

В 2020–2025 годах ожидается рост объема погрузки на железнодорожной сети ОАО «РЖД» [1]. Это связано с увеличением объёмов каменного угля на экспорт. В том числе на экспорт в восточном направлении на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Такому увеличению будут способствовать следующие факторы:

  1. Реализация первого и второго этапов программы развития Восточного полигона.
  2. Развитие перевалочных портовых мощностей.
  3. Реализация инвестиционных проектов компаний угольной отрасли, направленных на увеличение добычи и обогащение угля.

С прогнозом грузооборота на сети ОАО «РЖД», а также структурой погрузки грузов по всем видам сообщения можно ознакомиться в таблицах 1 и 2.

В то же время потенциал роста объемов экспорта каменного угля в западном направлении не планируется, что связано со снижением уровня потребления угля в европейских странах и активным развитием возобновляемых источников энергии.

Таблица 1

Прогноз перевозки грузов игрузооборота железнодорожного транспорта на сети ОАО «РЖД» (базовый сценарий)

Год

Перевозка грузов, млн т

Грузооборот, млрд т-км

2020

1339

2728

2021

1369

2802

2022

1400

2877

2023

1434

2954

2024

1479

3051

2025

1526

3166

Таблица 2

Структура погрузки грузов по всем видам сообщения, млн т (базовый сценарий)

Год

2018

2025

Удобрения

4,6 %

5,0 %

Стройматериалы

14,9 %

15,4 %

Лесные грузы

3,5 %

3,8 %

Черные металлы

6,1 %

5,8 %

Руды металлические

10,6 %

10,5 %

Нефтяные грузы

18,3 %

16,0 %

Уголь и кокс

29,9 %

31,6 %

Прочие грузы

12,1 %

11,9 %

Общее количество, млн т

1290

1526

Увеличение контейнерного грузопотока представляет собой одну из приоритетных задач, зафиксированных в долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» [1]. Прогноз объема транзитных перевозок контейнеров планирует увеличение текущего объёма в 3,7 раза. Ключевой фактор для значительного роста объемов погрузки заключается в развитие железнодорожной инфраструктуры.

К 2024 году благодаря проведению мероприятий по увеличению провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей грузооборот увеличится до 180 млн т. Транспортировка грузов будет осуществляться по направлению к пограничным переходам и портам Дальнего Востока. Это поспособствует увеличению экспортных поставок угля в восточном направлении.

Такое планируемое развитие инфраструктуры железной дороги привлечёт грузопотоки, сформированные в новых районах угледобычи, а именно в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Вследствие прироста добычи на основных месторождениях Восточного полигона, в перспективе к 2025 году грузовая база может составить до 144,5 млн т дополнительно к уровню 2012 года.

Проект «Транссиб за 7 суток» [2] будет способствовать развитию инфраструктуры Восточного полигона, в особенности это коснётся расширения сети скоростных железнодорожных перевозок. Основная цель данного проекта заключается в сокращении времени перевозок контейнеров с Дальнего Востока до западной границы России до 7 дней к 2024 году.

Инвестиционная программа ОАО «РЖД» до 2025 года включает в себя дополнительно три проекта, цель которых заключается в росте объема погрузки грузов:

  1. Проект по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна. К 2020 году проект позволит обеспечить перевозку грузов железнодорожным транспортом к портам Азово-Черноморского бассейна в объеме 125,1 млн т, а также оптимизирует работу Краснодарского железнодорожного узла.
  2. Проект по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна. Целью проекта к 2025 году является освоение объема перевозок грузов в объеме до 165,7 млн т на ближних и дальних подходах к портам Северо-Западного бассейна.
  3. Проект по комплексному развитию участка Междуреченск — Тайшет Красноярской железной дороги. Проект обеспечит к 2020 году перевозку грузов со строящейся железнодорожной линии Кызыл — Курагино в объеме до 15 млн т.

Также следует отметить, что на сегодняшний день были подписаны три важных концессионных соглашений:

  1. Соглашение о строительстве Северного широтного хода. Данное соглашение создаёт провозные способности для вывоза 23,9 млн т грузов с месторождений в северных районах Западной Сибири и сокращает протяженность транспортных маршрутов до портов Северо-Западного бассейна.
  2. Соглашение о строительстве железнодорожной ветки Кызыл — Курагино. Данное соглашение обеспечит вывоз угля с Элегестского угольного месторождения до 15 млн т.
  3. Соглашение о строительстве на Таманском полуострове железнодорожной инфраструктуры. Данное соглашение даст возможность перевозки грузов в направлении перегрузочных терминалов ГК «ОТЭКО».

Предполагается внедрить долгосрочные контракты между грузоотправителями и перевозчиками с закреплением тарифов и объемов перевозок, что обеспечит дополнительные мощности для инфраструктуры ОАО «РЖД». К этим контрактам также относятся тарифы ship-or-pay и инвестиционных тарифы.

До 2025 года в долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» закреплен принцип формирования тарифа на перевозки по формуле «инфляция минус 1».

Среди новых направлений инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» следует отметить проект строительства в морском порту Мурманск угольного терминала «Лавна» и проект нового специализированного порта на Дальневосточном побережье в бухте Суходол морского порта Владивосток. К 2022 году осуществление этих проектов позволит создать новые мощности по перевалке угля с объемом 18 млн т и 12 млн т в год соответственно.

Литература:

  1. Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 2025 года, утвержденная распоряжениемПравительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. N 466-р.
  2. Восточный полигон — Транссиб и БАМ // ОАО «РЖД». URL: http://cargo.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5128&layer_id=3290&id=2084.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожная инфраструктура, проект, перевозка грузов, железнодорожный транспорт, Дальний Восток, Восточный полигон, базовый сценарий, восточное направление, каменный уголь, морской порт.


Похожие статьи

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

Сегодня железнодорожный транспорт обеспечивает перевозками практически все секторы

На Дальневосточном бассейне расположены двадцать два российских морских порта.

Железнодорожные подходы к морским портам практически на всех бассейнах действительно...

Экономические проблемы ДВФО. Транспортная инфраструктура...

Дальний Восток занимает Восточную часть России. Население ДВФО составляет 6,2 млн. чел. (около 4,2 % населения России).

Транспорт играет важное значение для Дальнего Востока. Заселенность территории ДВФО крайне редкая, а природные ресурсы на всей...

Железнодорожный транзитный потенциал Российской...

Характеризуя железнодорожную транспортную инфраструктуру РФ и КНР в направлении «Восток — Запад», можно сказать следующее: инфраструктура китайских железных дорог полностью обеспечивает перспективные объемы контейнеропотока по оси КНР — ЕАЭС — ЕС...

Целесообразность строительства железнодорожного тоннеля...

Транспортная инфраструктура... Дальний Восток занимает Восточную часть России . Население ДВФО составляет 6. Сейчас на Дальнем Востоке развиваются все виды транспорта . Главными артериями Дальнего Востока являются Транссибирская и Байкало-Амурская...

Контейнеризация перевозок грузов на железнодорожном...

Восточный полигон — Транссиб и БАМ: проект «Транссиб за семь суток» [Электронный ресурс]

Железнодорожные контейнерные перевозки — это неотъемлемая часть доставки груза

Сегодня железнодорожный транспорт обеспечивает перевозками практически все...

Перспективы развития Северного морского пути...

Это оптимистический сценарий, при котором объем перевозок по Севморпути к 2020 году

Доставка товаров по Северному морскому пути, как уже показали пробные рейсы, занимает

Известно, что порт Сабетта предназначался для отправки по Северному морскому пути...

Важнейшие факторы увеличения объемов экспорта угля...

Увеличение добычи угля и расширение железнодорожной инфраструктуры потребует

Ключевые слова. угольная отрасль России, экспорт угля, железнодорожная и морская

Угольгруз номер один для... Направления развития угольной промышленности в России.

Пути решения проблем транспортной инфраструктуры Сибири

Каждый вид транспорта для перевозки грузов с точки зрения экономической целесообразности, безальтернативен, тем более в Сибири. Здесь никогда не будет такой транспортной системы, как в Европейской части страны.

Перспективы развития Советско-Гаванского транспортного узла

Железнодорожный транспорт — является одной

Перспективные объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом в сообщении с

‒ Так же к 2020 гуду запланированы объемы перевозок грузов в соответствии с заявками компаний операторов морских терминалов и...

Похожие статьи

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

Сегодня железнодорожный транспорт обеспечивает перевозками практически все секторы

На Дальневосточном бассейне расположены двадцать два российских морских порта.

Железнодорожные подходы к морским портам практически на всех бассейнах действительно...

Экономические проблемы ДВФО. Транспортная инфраструктура...

Дальний Восток занимает Восточную часть России. Население ДВФО составляет 6,2 млн. чел. (около 4,2 % населения России).

Транспорт играет важное значение для Дальнего Востока. Заселенность территории ДВФО крайне редкая, а природные ресурсы на всей...

Железнодорожный транзитный потенциал Российской...

Характеризуя железнодорожную транспортную инфраструктуру РФ и КНР в направлении «Восток — Запад», можно сказать следующее: инфраструктура китайских железных дорог полностью обеспечивает перспективные объемы контейнеропотока по оси КНР — ЕАЭС — ЕС...

Целесообразность строительства железнодорожного тоннеля...

Транспортная инфраструктура... Дальний Восток занимает Восточную часть России . Население ДВФО составляет 6. Сейчас на Дальнем Востоке развиваются все виды транспорта . Главными артериями Дальнего Востока являются Транссибирская и Байкало-Амурская...

Контейнеризация перевозок грузов на железнодорожном...

Восточный полигон — Транссиб и БАМ: проект «Транссиб за семь суток» [Электронный ресурс]

Железнодорожные контейнерные перевозки — это неотъемлемая часть доставки груза

Сегодня железнодорожный транспорт обеспечивает перевозками практически все...

Перспективы развития Северного морского пути...

Это оптимистический сценарий, при котором объем перевозок по Севморпути к 2020 году

Доставка товаров по Северному морскому пути, как уже показали пробные рейсы, занимает

Известно, что порт Сабетта предназначался для отправки по Северному морскому пути...

Важнейшие факторы увеличения объемов экспорта угля...

Увеличение добычи угля и расширение железнодорожной инфраструктуры потребует

Ключевые слова. угольная отрасль России, экспорт угля, железнодорожная и морская

Угольгруз номер один для... Направления развития угольной промышленности в России.

Пути решения проблем транспортной инфраструктуры Сибири

Каждый вид транспорта для перевозки грузов с точки зрения экономической целесообразности, безальтернативен, тем более в Сибири. Здесь никогда не будет такой транспортной системы, как в Европейской части страны.

Перспективы развития Советско-Гаванского транспортного узла

Железнодорожный транспорт — является одной

Перспективные объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом в сообщении с

‒ Так же к 2020 гуду запланированы объемы перевозок грузов в соответствии с заявками компаний операторов морских терминалов и...

Задать вопрос