Строительство Транссибирской магистрали: предпосылки, этапы, сложности. Значение магистрали | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 05.02.2022

Статья просмотрена: 461 раз

Библиографическое описание:

Хисамова, А. А. Строительство Транссибирской магистрали: предпосылки, этапы, сложности. Значение магистрали / А. А. Хисамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88626/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются предпосылки, этапы строительства великого сибирского пути, сложности, с которыми пришлось столкнуться за это нелегкое время и значение магистрали, как для всего государства, так и для районов Сибири и Дальнего Востока.

Ключевые слова: транспорт, Транссибирская магистраль, транспортная инфраструктура, транспортное развитие.

Транспортное развитие России, в целом, и в отдельных ее частях является и по сей день важнейшей государственной задачей. В связи с этим, рассмотрение такого значимого региона как Сибирь и строительства Транссибирской магистрали, как одного из основных транспортных путей нашей страны является актуальным.

Великий Сибирский Путь — это прекрасно оборудованная рельсовая дорога через всю территорию нашей необъятной страны. Она соединяет Европу, ее крупнейшие промышленные районы и столицу страны Москву с ее срединными (Сибирь) и восточными (Дальний Восток) районами. Этот путь, скрепляющий Россию — страну, протянувшуюся на 8 часовых поясов, в единый и слаженный организм, а главное, в единое военно-стратегическое пространство.

Транссибирская магистраль задумывалась как транспортная артерия для промышленных регионов России, чтобы побороть оторванность районов Сибири и Дальнего Востока от центральной России.

Великий путь принимал на себя весь дипломатический поток пассажиров, валюты и почты, в сообщении Европа — Дальний восток. Несмотря на высокую цену билета, путешествие по увлекательному маршруту давало возможность пассажирам экономить свое время и деньги. Например, если мы будем добираться от Лондона до Шанхая по Транссибирской магистрали, то выйдет в 1,5 раза быстрее и в 2 раза дешевле, чем пароходом через Суэцкий канал или Канаду.

Любители приключений и романтики путешествий получили возможность покорять пространство планеты с комфортом. Шанс увидеть всю Россию из окна поезда — это было также заманчиво, как кругосветный вояж. И сейчас путешествие по легендарной дороге остаётся одним из самых актуальных туристических направлений. Однако при всем восторге тогдашних пассажиров, это сообщение задумывалось не только для лёгких и удобных путешествий.

Как писал Всеподданнейший адрес Сибирского купечества в1868 год, «Одни мы, Государь, сибирские Твои дети, далеки oт Тебя, если не сердцем, то пространством. Большие мы от того терпим нужды. Богатства пашен почвы лежат без пользы для престола Твоего и нас. Даруй нам железную дорогу, приблизь нас к Себе, отчужденных oт Тебя. Повели, чтоб Сибирь внедрилась воедино во едином государстве»

Проблема сокращения пути из столицы к тихому океану была издавна актуальна для России. К концу 19 века железная дорога для Сибири стала не просто важна, а жизненно необходима. К тому же за её строительство ратовали военные, утверждая, что Владивостокский порт станет, в случае войны, целью действий наших европейских врагов, и что его должны сделать вторым Севастополем.

Официальная церемония, ознаменовавшая начало великого народного дела, состоялась в самой восточной точке дороги — во Владивостоке. 19 мая 1891 года в 10 ч утра Николай Александрович, будущий император Николай II, в районе Куперовской пади после совершения молебна собственноручно нагрузил тачку земли и отвёз её к насыпи. Так было положено официальное начало строительства великого сибирского пути. Исторически Транссибирской магистралью является лишь восточная часть — от Миасса Челябинской области до Владивостока. Дело в том, что от Москвы и Санкт-Петербурга до южного Урала железнодорожные пути уже существовали. Европейская часть России была вполне доступной, но большая территория, Сибирь и Дальний восток, оставалась диким краем, путешествие по которой конным путем могло затянуться на годы.

Почти на всем протяжении пути Великий Сибирский путь сооружали по безлюдной местности, в непроходимой тайге. На то, чтобы завершить грандиозное строительство, потребовались не только материальные средства, но и в первую очередь немыслимые человеческие усилия и труд. Для сооружения Великого Сибирского пути затратили очень много ресурсов, правительство столкнулись с различными трудностями, но, несмотря на суровые условия, задача была выполнена.

В 1897 году в Хабаровске был построен вокзал и сюда шли поезда из Владивостока. Однако строительство моста через Амур казалось чрезмерно сложным, да и прокладывать дорогу вдоль реки означало работу в тяжелейших условиях. Тогда было принято решение спрямить маршрут и провести его через Китай. Существовавшие добрососедские отношения и политические договорённости позволили совместно построить КВЖД и дать развитие тому региону. Однако Япония захватила «нашу» дорогу и ожидания не оправдались. Тогда было принято решение вернуться к более затратному со всех точек зрения плану, но идея национальной безопасности и независимости от геополитических решений наших восточных партнёров перевешивала все.

Несмотря ни на что, 18 октября 1916 года мост был торжественно открыт для движения. Эта дата считает официальным окончанием строительства дороги. Великий Сибирский путь, полностью пролегающий по территории России, сомкнулся. Это было поистине эпохальное событие.

Благодаря Транссибирской магистрали мы не задумываемся о том, что площадь страны за Уралом неизмеримо больше европейской части. Магистраль проходит по территории 20 субъектов РФ и пяти федеральных округов. Железных дорог в зоне влияния Транссибирской магистрали 9: Московская, Северная, Горьковская, Свердловская, Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская, Дальневосточная.

По маршруту сообщения возникали новые города, без которых сейчас невозможно представить нашу страну. Магистраль прокладывали в неслыханно сжатые сроки, и она была настоящим нацпроектом — инновационным, геополитическим залогом развития регионов.

После завершения строительства моста через реку Амур в Хабаровске началось прямое пассажирское сообщение от Москвы до Владивостока. Равнины, горы, степи, тайгу, реки и океан объединила стальная строчка железнодорожных путей. Современники называли Транссибирскую магистраль одним из величайших технических достижений человечества. Сравнивали его пуск с появлением Суэцкого канала и даже с открытием Америки.

Великий путь поистине являет собой уникальную железнодорожную конструкцию с огромным количеством неповторимых инженерных решений. Но дорога важна не только своим техническим совершенством, это великий дорожный путь, пройдя который наша страна смогла достигнуть сегодняшних масштабов и мощи.

Гигантская структура, обеспечивающая поездки людей и перевозку грузов на 9288 км функционирует как отлаженный часовой механизм. Тысячи человек задействованы в системе Транссибирской магистрали, обеспечивая его бесперебойную работу. Великий Сибирский путь — это жизнь нескольких поколений.

Литература:

  1. Залужная Д. В. Транссибирская магистраль: её прошлое и настоящее. Исторический очерк — М.: Мысль 1980 г., С. 3–20.
  2. Зензинов Н. А. От Петербург-Московской до Байкало-Амурской магистрали. М.: Транспорт 1986 г., С. 4–18.
  3. И. И. Козлов Дорожный собеседник: Путеводитель.- Иркутск: Издательство «Папирус», 1994. — С. 12–37.
  4. Коллектив авторов (Фадеев Г. Г. и др.) Ред.-сост.: С. П. Богатко, Т. Л. Пашкова. Железные дороги России. СПБ, 1996., С. 4–34.
Основные термины (генерируются автоматически): Транссибирская магистраль, великий Сибирский путь, Сибирь, Владивосток, Дальний Восток, Москва, Россия, великий путь, Европа, Суэцкий канал.


Ключевые слова

транспорт, транспортная инфраструктура, транспортное развитие, Транссибирская магистраль

Похожие статьи

Железнодорожный транзитный потенциал Российской Федерации...

Сухопутные маршруты шёлкового пути в Европу через центральную Азию и на Ближний Восток и морской путь через Малаккский пролив и...

Главными артериями Дальнего Востока являются Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали.

Сравнение логистических путей между Европой и Китайской...

Транссиб — двухпутная электрифицированная магистраль протяженностью около 10 тыс

Как ожидается, железнодорожный путь между Китаем и Европой в обход России

Один проходит из северо-восточного Китая через Дальний Восток России по Транссибирской магистрали...

Пути решения проблем транспортной инфраструктуры Сибири

Библиографическое описание: Гаранина, А. А. Пути решения проблем транспортной

Экономика Сибири в современных условиях по многим видам продукции оказывается

Перед Великой Отечественной войной и после нее началось строительство каналов и...

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Северный морской путь — самый короткий морской путь между Европейской Россией и Дальним Востоком, который проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря) и частично Тихого океана...

Развитие конкурентоспособности Северного морского пути

Северный морской путь не сможет заменить Суэцкий канал: зачем он тогда нужен России.

Северный морской путь — самый короткий морской путь между Европейской Россией и Дальним Востоком, который проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево.

Логистический потенциал международного проекта...

Основание Великого шелкового пути относят ко 2 веку до н. э., когда китайский посланник Чжан Цянь посетил страны Центральной Азии с дипломатической

Морской путь пройдет от берегов Китая по Южно-Китайскому морю, Индийскому океану, Красному морю и через Суэцкий канал...

От Транссиба до БАМа: эволюция стратегии мобилизационной...

Значимым фактором созидания Великого Сибирского пути являлось стимулирование труда его прокладчиков. В конце XIX в. на предприятиях региона произошел переход от поденной к сдельной оплате. Изменение форм оплаты усиливало неравенство в доходах между...

Перспективы строительства Трансконтинентальной магистрали

Матвеева, Е. В. Перспективы строительства Трансконтинентальной магистрали / Е. В. Матвеева, Е. Д. Корнякова.

Проект, который находится под координацией России, США и Канады, потребует около 10–15 лет на реализацию и около $65 млрд. [1,2,3].

Северный морской путь: перспективы морских инноваций

Северный морской путь— кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».

Похожие статьи

Железнодорожный транзитный потенциал Российской Федерации...

Сухопутные маршруты шёлкового пути в Европу через центральную Азию и на Ближний Восток и морской путь через Малаккский пролив и...

Главными артериями Дальнего Востока являются Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали.

Сравнение логистических путей между Европой и Китайской...

Транссиб — двухпутная электрифицированная магистраль протяженностью около 10 тыс

Как ожидается, железнодорожный путь между Китаем и Европой в обход России

Один проходит из северо-восточного Китая через Дальний Восток России по Транссибирской магистрали...

Пути решения проблем транспортной инфраструктуры Сибири

Библиографическое описание: Гаранина, А. А. Пути решения проблем транспортной

Экономика Сибири в современных условиях по многим видам продукции оказывается

Перед Великой Отечественной войной и после нее началось строительство каналов и...

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Северный морской путь — самый короткий морской путь между Европейской Россией и Дальним Востоком, который проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря) и частично Тихого океана...

Развитие конкурентоспособности Северного морского пути

Северный морской путь не сможет заменить Суэцкий канал: зачем он тогда нужен России.

Северный морской путь — самый короткий морской путь между Европейской Россией и Дальним Востоком, который проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево.

Логистический потенциал международного проекта...

Основание Великого шелкового пути относят ко 2 веку до н. э., когда китайский посланник Чжан Цянь посетил страны Центральной Азии с дипломатической

Морской путь пройдет от берегов Китая по Южно-Китайскому морю, Индийскому океану, Красному морю и через Суэцкий канал...

От Транссиба до БАМа: эволюция стратегии мобилизационной...

Значимым фактором созидания Великого Сибирского пути являлось стимулирование труда его прокладчиков. В конце XIX в. на предприятиях региона произошел переход от поденной к сдельной оплате. Изменение форм оплаты усиливало неравенство в доходах между...

Перспективы строительства Трансконтинентальной магистрали

Матвеева, Е. В. Перспективы строительства Трансконтинентальной магистрали / Е. В. Матвеева, Е. Д. Корнякова.

Проект, который находится под координацией России, США и Канады, потребует около 10–15 лет на реализацию и около $65 млрд. [1,2,3].

Северный морской путь: перспективы морских инноваций

Северный морской путь— кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».

Задать вопрос