В статье автор исследует современное состояние юридической науки и законодательства касательно вопроса определения понятия полномочия органов публичной власти в семейно-правовой сфере, формулирует собственное видение данной административно-правовой категории.
Ключевые слова: административное право, публичная власть, семейно-правовая сфера, полномочия органов публичной власти.
Значимость семейно-правовой сферы как приоритетного направления государственной политики Российской Федерации невозможно переоценить: благодаря созданию современных юридических, социальных и экономических инструментов обеспечивается уровень жизни семьи, являющейся важнейшей ячейкой российского общества.
Именно ввиду данного положения государство стремится определить наиболее эффективные способы защиты прав, свобод и законных интересов семьи как социального института, одним из которых является грамотное возложение и распределение полномочий в семейно-правовой сфере на соответствующие органы публичной власти.
На сегодняшний день в Российской Федерации правовой основой функционирования органов публичной власти является Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [1], их специфика в семейно-правовой сфере регламентирована Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики» [2].
Органы публичной власти, выступая от имени властных публично-правовых образований, осуществляют свою деятельность в интересах народа, в целях защиты его прав и законных интересов.
Как часть аппарата государственного управления, органы публичной власти непосредственно участвуют в регулировании законодательной базы, финансовой системы государства, возможность и порядок реализации мер государственного воздействия. Применительно к семейно-правовой сфере органы публичной власти устанавливают конкретные правовые положения в части регулирования данной области общественных отношений, в том числе касающиеся материальной поддержки отдельных категорий семей, определяют санкции, применяемые в случае нарушения лиц, обладающих семейно-правовым статусом, возложенных на них обязанностей, прежде всего, по воспитанию и содержанию детей.
Как следует из этого, полномочия органов публичной власти в семейно-правовой сфере достаточно обширны, что неудивительно, поскольку обширность и комплексной данных общественных отношений обуславливает риск нарушения прав, свобод и законных интересов их участников, а следовательно, требуют участия государства в обеспечении их соблюдения и защиты.
Административному праву определения понятия «полномочия органов власти» известно достаточно давно, однако с развитием и модернизацией не только научной мысли, но и системы государственного управления, его содержание менялось. Сегодня под полномочиями принято понимать совокупность прав и обязанностей определенных властных субъектов, закрепленную действующим российским и международным законодательством, необходимую для выполнения возложенных на них функций.
В целях наиболее детального раскрытия рассматриваемой нами категории необходимым является установление конкретных специфических признаков полномочий органов публичной власти в семейно-правовой сфере, к которым целесообразно относить:
а) носят комплексный характер, обусловленный их распространением не только в правовой, но и экономической, социальной и даже культурной сферах жизни общества;
б) реализуются системно. Так, например, отдельные полномочия органов публичной власти, связанные с изменением законодательства, зачастую непосредственно затрагивают и экономическую область, отвечающую за порядок финансирования;
в) относятся к организационно-распорядительным и исполнительным полномочиям, которые реализуются не сколько собственно властными органами, сколько специально создаваемыми в их структуре единицами;
г) обеспечивают удовлетворение частных и государственных интересов, соблюдение баланса между ними.
Как для федеративного государства, для Российской Федерации является свойственным распределение полномочий на различных уровнях реализации властных: федеральном, региональном и местном. Это обуславливает дифференциацию полномочий органов публичной власти в семейно-правовой сфере на три вида:
1) осуществляемые исключительно Российской Федерацией;
2) осуществляемые исключительно субъектами Российской Федерации;
3) осуществляемые совместно Российской Федерацией и ее субъектами
Реализуясь на уровне субъекта или муниципального образования, полномочия органов публичной власти в семейно-правовой сфере являются наиболее близкими народу, наиболее полно контролируемыми им. Деятельность органов публичной власти по осуществлению данных полномочий транспарентна.
Важно, что полномочиями в семейно-правовой сфере наделены органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации и публичные объединения, население Российской Федерации [3; с. 127]. Выделение последних трех категорий субъектов обусловлено следующим: единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, а значит, как каждый гражданин отдельно, так и объединения граждан непосредственно участвуют в определении и непосредственном осуществлении соответствующих полномочий.
Исходя из всего вышеперечисленного, необходимо установить определение понятия полномочий органов публичной власти в семейно-правовой сфере, под которыми следует понимать: совокупность прав и обязанностей отдельных субъектов публичной власти, закрепленная на законодательная уровне и необходимая для осуществления управленческих функций в семейно-правовой сфере.
Литература:
- Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2021. — № 52 (часть I). — Ст. 8973; 2023. — № 16. — Ст. 2766.
- Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики» // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 21. — Ст. 2460.
- Административное право России: учебник и практикум для вузов / А. И. Стахов [и др.]; под ред. А. И. Стахова, П. И. Кононова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 484 с.