Автор в статье обозначил актуальные полномочия муниципальных подразделений в сфере защиты интересов семьи и детства, отметил отсутствие конкретных мер взаимодействия с заинтересованными субъектами защиты детских прав, а также обратной связи с населением.
Ключевые слова: правовой статус, социальная защита, защита семьи и детства, муниципальный орган
Содержание правового статуса (специальных полномочий) муниципальных управлений по вопросам семьи и детства целесообразно рассмотреть на практических примерах действующих муниципальных актов. В частности, постановлением Администрации Сызрани утверждено Положение об Управлении семьи, опеки и попечительства Администрации городского округа Сызрань (далее — Положение об Управлении [4]) согласно которому установлены следующие категории полномочий:
1) общие полномочия Управления как участника гражданско-правовых, административных и бюджетных отношений:
‒ установление организационно-правовой формы Управления как муниципального казенного учреждения;
‒ определение Управления юридическим лицом с обособленным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, с самостоятельным балансом, а также счетами, открываемыми согласно нормам действующего законодательства с целью осуществления операций с бюджетными средствами;
‒ обозначение Учредителем Управления Администрации городского округа Сызрань, а собственником имущества Управления — Комитета имущественных отношений сызранской администрации;
‒ установление ведомственного подчинения Управления заместителю Главы сызранской администрации по жизнеобеспечению;
‒ регламентация права Управления заключать от имени муниципального образования (городского округа Сызрань) муниципальные контракты (другие договоры), которые исполняются за счет бюджетных средств в рамках доведенного лимита обязательств бюджета, с целью приобретения имущественных и неимущественных прав в пределах лимита, исполнения обязанностей;
‒ определение общего полномочия Управления выступать от своего имени в суде;
‒ обозначение общих полномочий Управления как главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств и главного администратора бюджетных доходов.
2) специальные цели и перечень 10 задач Управления как представителя власти в социальной сфере защиты детских интересов:
‒ цель образования Управления в обеспечении конституционных прав граждан в отношении защиты семьи, материнства, отцовства и детства, при осуществлении опеки и попечительства на муниципальной территории Сызрани;
‒ задача осуществления семейной политики в социальной поддержке, социальном обслуживании детей-сирот, безнадзорных детей, детей, которые остались без попечения родителей, а также многодетных, неполных семей и др.;
‒ задача осуществления опеки и попечительства несовершеннолетних граждан;
‒ задача разработки и реализация государственной семейной политики на территории сызранского городского;
‒ задача совершенствования системы профилактики социального сиротства и безнадзорности несовершеннолетних;
‒ задача развития системы комплексного соцобслуживания семьи и детей;
‒ задача организации предоставления населению в городском округе социально-экономических, социально-бытовых, социально-педагогических, социально-правовых, социально-психологических услуг согласно национальным стандартам РФ в сфере соцобслуживания;
‒ задача организации совместно с заинтересованными органами деятельности в целях оздоровления, отдыха и занятости детей;
‒ задача организации механизмов поддержки одаренных детей;
‒ задача осуществления мероприятий социализации и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями;
‒ задача организации и обеспечения мобилизационной подготовки, мобилизации и гражданской обороны в рамках установленных полномочий;
3) исчерпывающий перечень 77 специальных функций Управления:
‒ реализации государственных функций в организации и обеспечении опеки и попечительства несовершеннолетних лиц;
‒ разъяснительной работы с населением по вопросам установления фактов жестокого обращения с детьми, семейного неблагополучия, привлечения граждан и организаций к оказанию помощи сиротам и детям, которые остались без родительского попечения и нуждаются в государственной помощи;
‒ организация деятельности в целях улучшения благополучия семьи и детей, профилактики жестокого обращения с детьми и социального сиротства;
‒ организация выявления несовершеннолетних, которые не имеют условий для семейного воспитания (детей–сирот и детей, которые остались без родительского попечения и нуждаются в государственной помощи в этом);
‒ проведение обследования и подготовка заключений об условиях жизни и воспитания ребенка, который остался без родительского попечения и нуждается в государственной помощи;
‒ осуществление учета детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, подготовка необходимых документов для их передачи на воспитание в семьи в порядке, установленном Правительством РФ [3], а в случае отсутствия такой возможности — на полное гособеспечение в образовательных учреждениях, учреждениях соцзащиты населения, учреждениях здравоохранения или других аналогичных учреждениях с обеспечением последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования независимо от формы устройства детей;
‒ организация учета детей, оставшихся без родительского попечения, согласно правил действующего законодательства [1] о государственном банке данных о детях без родительского попечения;
‒ обеспечении временного устройства детей, которые нуждаются в опеке (попечительстве), а также сохранности их имущества;
‒ предоставления сведений о детях–сиротах и детях, оставшихся без родительского попечения, которые не устроены в семьи на воспитание, в региональный банк соответствующих данных;
‒ установление опеки и попечительства над несовершеннолетними сиротами или оставшимися без родительского попечения, подготовка муниципальных проектов о передаче детей в приемные семьи под опеку (попечительство);
‒ осуществление функций опекуна (попечителя) несовершеннолетних в порядке и в случаях, установленных законодательством [2];
‒ принятие решений о возможном раздельном проживании попечителя с подопечным;
‒ осуществление немедленного отобрания ребенка у родителей (других лиц), на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни (здоровью);
‒ принятие мер обеспечения права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним и участие в его воспитании;
‒ дача заключения по делам о восстановлении в родительских правах;
‒ ведение установленной документации по охране прав несовершеннолетних;
‒ обеспечение информационного взаимодействия с населением через СМИ по вопросам соцподдержки, семейной политики; защиты прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения; и т. д.
То есть, можно говорить, что содержание специальных полномочий сызранского Управления включает:
1) общие полномочия Управления как участника гражданско-правовых, административных и бюджетных отношений:
2) специальные цели и перечень 10 задач Управления как представителя власти в социальной сфере защиты детских интересов:
3) исчерпывающий перечень 77 специальных функций Управления, который отражает внушительный перечень конкретизированных мероприятий в целях улучшения благополучия семьи и детей, профилактики жестокого обращения с детьми и социального сиротства.
Проведенный анализ показал, что объемные полномочия Управления не включают конкретных мер взаимодействия с заинтересованными субъектами защиты детских прав (Комиссий по делам несовершеннолетних, прокуратуры, полиции и пр.), кроме этого в Управлении не налажена обратная связь с населением (нет собственной страницы на сайте администрации, на сайте администрации нет соответствующего отчета о результатах работы, обозначен только один телефон начальника Управления, Бобриковой Т. А. (8464) 99–76–23).
Изучение полномочий другого Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар (далее — краснодарское Управление) показывает меньший объем их содержания, обозначенного в Положении, утвержденном решением городской Думы Краснодара от 28 февраля 2008 г. N 38 [5]. Однако, исходя из утверждения указанного Положения представительным муниципальным органом, правовой статус краснодарского Управления представляется более высоким, нежели статус сызранского Управления, положение о котором утверждено органом исполнительной власти (Администрацией городского округа Сызрань).
То есть, пределы специальных полномочий Управления обусловлены порядком утверждения документа, который определяет такие полномочия в сфере социальной защиты детских прав.
Вместе с этим, стоит отметить более высокий уровень возможностей функционирования и реализации специальных полномочий у краснодарского Управления в отношении информационного обеспечения деятельности и наличия системы обратной связи с населением, поскольку в отличие от сызранского система функционирования краснодарского Управления:
‒ обладает собственным сайтом и электронной почтой;
‒ распространяет информацию о направлениях и результатах работы с телефонами своих подразделений (см. URL: https://uvsd.ru/ours.html);
‒ представляет структуру своих подразделений;
‒ указывает режим работы, порядок приема руководством и телефон горячей линии: 8 (861) 251–64–52; и т. д.
Негативным фактором стоит отметить, что полномочия краснодарского Управления как и сызранского не включают конкретных мер взаимодействия с заинтересованными субъектами защиты детских прав (Комиссий по делам несовершеннолетних, прокуратуры, полиции и пр.).
Подытоживая приведенные сведения и доводы, можно сформулировать следующие выводы:
1) на примере сызранского Управления специальные полномочия муниципальных управлений по вопросам семьи и детства включают: 1) общие полномочия Управления как участника гражданско-правовых, административных и бюджетных отношений: специальные цели и перечень задач Управления как представителя власти в социальной сфере защиты детских интересов: исчерпывающий перечень специальных функций Управления, который отражает внушительный перечень конкретизированных мероприятий в целях улучшения благополучия семьи и детей, профилактики жестокого обращения с детьми и социального сиротства;
2) объемные полномочия Управления не включают конкретных мер взаимодействия с заинтересованными субъектами защиты детских прав (Комиссий по делам несовершеннолетних, прокуратуры, полиции и пр.);
3) в Управлении не налажена обратная связь с населением (нет собственной страницы на сайте администрации, на сайте администрации нет соответствующего отчета о результатах работы);
4) пределы специальных полномочий Управления обусловлены статусом органа, утверждающего документ, который определяет статус таких полномочий в сфере социальной защиты детских прав.
Литература:
- Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // «Собрание законодательства РФ», 23.04.2001, N 17, ст. 1643.
- Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве» // Российская газета, N 94, 30.04.2008.
- Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.09.2015) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами…)// Российская газета, N 94, 27.05.2009.
- Постановление Администрации городского округа Сызрань от 2016 г. «Об утверждении Положения об Управлении семьи, опеки и попечительства Администрации ГО Сызрань». [Электронный ресурс], URL: http://adm.syzran.ru/150 (дата обращения 06.06.2016).
- Сведения официального сайта Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар. [Электронный ресурс], URL: https://uvsd.ru/laws.html(дата обращения 06.06.2016).