Данная статья отражает государственную поддержку по защите материнства и детства в РФ. Выделены основные проблемы и противоречия в законодательных актах.
Ключевые слова: семья, защита материнства и детства, права, государство.
В современном мире образовалась достаточно объемная правовая база, регулирующая вопросы защиты материнства и детства. Правительство нашей страны заинтересовано в данной сфере, поэтому ежегодно принимается ряд важнейших законодательных актов, затрагивающих этот вопрос. Однако тема о защите материнства и детства продолжает оставаться актуальной до настоящего времени и волнует каждого из нас.
Мать и ребенок — это единая ячейка большого современного общества, а именно семья. Защита и поддержание их интересов государством предусматривает повышение рождаемости, дает уверенности в качественном образовании, улучшение жилищных условий, а также обеспечение семьи юридическими и нравственными ценностями. Институт семьи находится на стадии разрушения по нескольким причинам: заключение однополых браков, нежелание вступать в брак, воспитание детей в неполном союзе и т. д. Немаловажным фактором является присутствие демографической проблемы в стране. Она обусловлена рядом причин: низкая рождаемость, миграция, смертность населения. Главной причиной является низкая рождаемость населения. Многие девушки и женщины отказываются рожать из-за тяжелой экономической ситуации в стране, а также из-за отсутствия защиты их прав в современности. Тем самым они доводят себя до выкидышей, абортов, незапланированной беременности, нежеланием иметь многодетную семью и т. д.
Безусловным приоритетом для государства является защита прав детей и матери. Залог активной полноценной работы в стремлении поддержать институт семьи позволит достичь успехов в данном направлении. Эти аспекты регулируют нормы семейного, административного, трудового, уголовного законодательства. Так, в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства». Пункт 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [1]. Можно отметить, что Конституция РФ сама себе противоречит. В статьях указано, что под защитой государства находятся только материнство и детство, а институт отцовства был исключен. Тем самым определили особую значимость материнству.
С начала XX в. права материнства и детства были отражены в основных декларациях, актах, пактах и др. Тема, связанная с защитой прав детей и матери, ассоциируется с Семейным кодексом РФ. Понятия «семья» и «члены семьи» юридически нигде не закреплены. Поэтому у людей понятия эти размыты, а в отношении семьи знания о своих правах и интересах не сформированы. В главе 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой своего государства. Однако, во многих субъектах РФ (Ивановской, Волгоградской, Архангельской областях и т. д.) отсутствуют акты, закрепляющие правовые нормы материнства и детства. Например, в Вологодской области существует коллизии в законопроектах, посвященных охране семьи, материнства и отцовства. Молодая семья участвует в программе «Жилище» на получение субсидии для приобретения жилья, улучшение жилищных условий. Субсидия предоставляется молодой семье, вставшей на учет до 1 июня 2008 г., в которой возраст каждого из супругов, состоящих в браке, зарегистрированном в органах ЗАГС, либо одного родителя в неполной семье, не превышает 35 лет на момент обращения о включении в состав получателей безвозмездной субсидии. В законе «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» понятие молодой семьи характеризуется как «семья, возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, а так же неполная семья…» [6]. В нормативно-правовых актах данные понятия должны быть идентичны, а в законе понятию «молодая семья» не отводят должного внимания.
Российская Федерация объявила в 2008 году — Годом семьи. Государство усилило внимание к проблемам положения семьи. Создаются законопроекты для многодетных семей, идет работа для поддержания материнства и детства, выплачивают региональный материнский капитал и пособия, проводятся мероприятия, направленные на предотвращение абортов.
В некоторых субъектах РФ основные законопроекты по защите материнства и детства предусматривают работу через права, гарантии и свободы человека. Правительству нашего государства не хватает развития направлений о поддержке института семьи, материнства, детства и отцовства. Таким образом, охрана совместных интересов матери и ребенка не имеет надлежащей правовой защиты. Стоит обратить внимание на опыт зарубежных стран. Например, в Конституции Португалии закреплено прав матери, детей и в целом семьи. Государство гарантирует выполнить целый ряд поставленных перед ними задач, которые направлены на защиту института семьи.
Ст. 46 Конституции РФ гласит, что «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод», так же согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах», «каждый имеет право… при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». [2]. Противоречия Международного пакта и ст. 46 Конституции РФ в том, что Конституция не удовлетворяет полную свободу по защите граждан. Изучая данные статьи можно сделать вывод, что государство заинтересовано в проблемах общества, тем самым, защищая их права в суде.
Конвенция о правах ребенка диктует нам, что «… ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». Ни в одном законодательном акте РФ с юридической точки зрения не закреплена эта норма.
Исходя из законопроектов, следует отметить, что возникают случаи неточного правоприменения в законах, направленных на поддержку и защиту прав детей. Например, в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» не закреплена жесткая ответственность родителей за воспитание детей, а их прямая обязанность обеспечивать реализацию прав ребенка подменяется понятием «содействие ребенку» [3].
Данные коллизии наблюдаются и в нормативных правовых документах. Например, Уголовный кодекс РФ рассматривает нормы для применения условно-досрочного освобождения для взрослых осужденных, но не регламентирует применительно к несовершеннолетним.
Отсутствие, неприменение на практике главной федеральной программы, которая предусматривала процесс защиты материнства и детства, а также их интересы. Появление системной программы позволит приблизить государство к уровню целостного и стройного механизма по защите материнства и детства. Соответствующая программа приведет к тому, что мы избавимся от барьеров и противоречий в законодательстве. Например, ежедневно сталкиваются с тем, что не принимают молодых девушек на работу (работодатели заранее предусматривают, что молодые специалисты уйдут в декретный отпуск), используется детский труд, увольняются молодые мамы, или же, наоборот, привлекаются к работе. Со стороны государства нет защиты и поддержки, не хватает юридической правовой помощи.
В октябре 2000 г. Государственной Думой РФ был принят к рассмотрению проект федерального закона № 2622–3 «О защите интересов детей». Целью данного закона провозглашалось создание в России условий, при которых ни один ребенок не оказался бы без жилья, одежды, питания и других средств, необходимых для достойной жизни, имел бы возможность получить высоконравственное воспитание, правильное физическое развитие и гарантированное законом образование, а в случае необходимости — соответствующую помощь. Законопроект был отклонен в 2001 г. из-за несоответствия текста его названию. Многие положения законопроекта повторяли содержание и декларации Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», защита прав и законных интересов несовершеннолетних сводилась лишь к социальной защите.
Однако непринятие данного проекта закона, по мнению автора, отнюдь не означает его ненужности. Речь идет о комплексном нормативном правовом акте, разъясняющем специфические особенности защиты конституционно установленных прав ребенка, закрепляющем разработанный механизм реализации этих прав, основанный на гарантиях социально-экономического и юридического характера, на взаимодействии и координации всех заинтересованных в этом процессе государственных и общественных организаций, уполномоченных должностных лиц различных структур и ведомств [4, c. 345].
Разделение властей и специализация судебных органов позволили усилить судебную защиту прав. Конституционные суды создают дополнительные конституционные гарантии против принятия (применения) правовых актов, нарушающих права граждан [5, c. 178].
В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что обуславливает необходимость создания, федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты.
Под охраной материнства и детства понимают систему государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, поощрение материнства, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей. В настоящее время государство осуществляет деятельность по ряду направлений: разработка гарантий по защите института материнства и детства, а так же совершенствование законодательной базы; создание механизмов, направленных на реализацию этих гарантий и норм; создание благоприятных условий для укрепления института семьи в соответствии с изменением социальных, экономических и иных обязательств в государстве.
Таким образом, институт материнства и детства предполагает характерную цепочку социальных факторов, которые затрагивают все проблемы общества и развитие его в целом, союз и передача от поколения к поколению, признание государством выполнение своих обязанностей по правам каждого гражданина. Сказанное объясняет, почему Конституция РФ объединяет требования защиты государством этих институтов в рамках одной статьи.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — N 31. — Ст. 4398.
- Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), ст. 14 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976 № 17(1831). Ст.291
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Борисова Н. Е. Конституционные основы правового Положения несовершеннолетних в Российской Федерации (проблемы теории и практики): Дисс. …докт. юрид. наук. М., 2016 379 с.
- Капицын В. М. Права человека и механизмы их защиты. М.: ИКФ «Экмос», 2016. 288 с.
- Закон Вологодской области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области».