Роль института Уполномоченного по правам ребенка в Курской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (328) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 17.09.2020

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Гашина, Е. В. Роль института Уполномоченного по правам ребенка в Курской области / Е. В. Гашина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 38 (328). — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/archive/328/73664/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматривается институт Уполномоченного по правам ребенка в Курской области, его деятельность, структура и полномочия, взаимодействие Уполномоченного с государственными и общественными структурами по вопросам защиты прав и законных интересов детей Курской области.

Ключевые слова: Уполномоченный по правам ребенка, защита прав и законных интересов, семья и дети.

The article examines the institution of the Ombudsman for the Rights of the Child in the Kursk region, its activities, structure and powers, the interaction of the Ombudsman with state and public structures on the protection of the rights and legitimate interests of children in the Kursk region.

Keywords: Commissioner for the Rights of the Child, protection of rights and legitimate interests, family and children

В настоящее время, как и во все времена, дети считаются наиболее уязвимыми, менее защищенными членами общества, поэтому необходимо создание института, целью существование которого являлась бы защита прав и интересов детей. Таковым стал институт Уполномоченного по правам ребенка (в разных странах может называться по-разному). Первый Уполномоченный по правам ребенка появился в Норвегии в 1981 году. Позднее была принята Конвенция «О правах ребенка» 1989 года, которая была ратифицирована в том числе и Россией. Пункт 2 статьи 2 Конвенции гласит, что «государства участники принимают все необходимые меры для обеспечения зашиты ребенка от всех форм дискриминации» [1]. Можно сказать, что именно это положение Конвенции стало основанием для создания института Уполномоченного по правам ребенка и в других странах, ратифицировавших её.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что «государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности [2]». Именно этот федеральный закон положил начало формированию законодательства об институте действующим в целях защиты прав и интересов детей в Российской Федерации.

Должность Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации была введена федеральным законом от 01.09.2009 № 186 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». Раньше федерального Уполномоченного появились уполномоченные в субъектах Российской Федерации. Первыми регионами, в которых появились Уполномоченные по правам ребенка, стали Санкт-Петербург, Екатеринбург, Волгоградская, Калужская и Новгородская области.

В Курской области постановлением Губернатора Курской области от 11 ноября 2009 года № 366 «Об Уполномоченном по права ребенка при Губернаторе Курской области» была введена должность Уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Курской области — директора департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области. В 2011 году постановлением Губернатора Курской области от 1 июня 2011 года № 204-пг «Об Уполномоченном по права ребенка при Губернаторе Курской области» слова «директор департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области» были исключены.

После принятия федерального закона от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» Курская область в числе первых привела в соответствие с федеральным законодательством и региональное законодательство — был принят закон Курской области от 25.02.2019 года № 1-ЗКО «Об Уполномоченном по правам ребенка в Курской области». Указанным законом регулируется правовое положение, задачи и полномочия, порядок назначения на должность и досрочного прекращения полномочий Уполномоченного по правам ребенка в Курской области (далее — Уполномоченный), а также иные вопросы его деятельности

Действующим уполномоченным по правам ребенка в Курской области является Листопадова Наталья Геннадьевна.

Целью деятельности Уполномоченного является «обеспечения дополнительных гарантий эффективного функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей органами государственной власти Курской области, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами [4]», а основными задачами Уполномоченного являются:

1) обеспечение защиты прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации, детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, на территории Курской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

2) мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей на территории Курской области органами государственной власти Курской области, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами;

3) участие в реализации единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе участие в деятельности координационных органов, созданных в целях реализации указанной государственной политики, а также подготовка и направление Губернатору Курской области и в Курскую областную Думу соответствующих предложений;

4) предупреждение нарушения прав и законных интересов детей, содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей [4].

Задачи федерального Уполномоченного несколько шире, что обосновано положением Уполномоченного при Президенте Российской Федерации в вертикале власти, и помимо вышеперечисленных включают в себя: «содействие формированию и эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;

участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

содействие развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей» [3].

При осуществлении своих полномочий Уполномоченный в соответствии с законодательством взаимодействует с государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, общественными организациями, активистами.

Для реализации поставленных перед ним задач Уполномоченный имеет право:

1) запрашивать и получать от территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти Курской области, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) посещать территориальные органы федеральных государственных органов, органы государственной власти Курской области, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, расположенные на территории Курской области;

3) посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;

4) обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти Курской области, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;

5) направлять в органы государственной власти Курской области и органы местного самоуправления мотивированные предложения об издании (принятии) нормативных правовых актов, о внесении в нормативные правовые акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей, признании нормативных правовых актов утратившими силу или приостановлении их действия в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;

6) направлять Губернатору Курской области мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия актов органов исполнительной власти Курской области в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;

7) самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проводить проверку информации, изложенной в обращении на имя Уполномоченного, содержащей жалобу, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей;

8) участвовать в пределах своих полномочий в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Курской области;

9) безотлагательного приема руководителями либо лицами, временно исполняющими их обязанности, иными должностными лицами территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти Курской области, органов местного самоуправления, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, расположенных на территории Курской области;

10) осуществлять прием граждан, рассматривать обращения, касающиеся фактов нарушения прав и законных интересов детей;

11) направлять в органы государственной власти Курской области, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и законных интересов детей, мотивированные предложения, содержащие рекомендации по устранению указанных нарушений;

12) направлять в компетентные органы обращения о привлечении к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности лиц, в решениях или действиях (бездействиях) которых усматриваются нарушения прав и законных интересов ребенка;

13) направлять предложения в рамках общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Курской области, затрагивающих вопросы соблюдения и защиты прав и законных интересов детей;

14) принимать участие в заседаниях Курской областной Думы, Администрации Курской области и иных органов исполнительной власти Курской области по вопросам, связанным с соблюдением и защитой прав и законных интересов детей;

15) осуществлять иные права в рамках своих полномочий в соответствии с федеральными законами и законами Курской области [4].

Также Уполномоченный обязан направлять ежегодный доклад о результатах своей деятельности Губернатору Курской области, в Курскую областную Думу и Уполномоченному при президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также доклад размещается на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и официально опубликовывается в газете «Курская правда». Такой доклад помимо прочего должен содержать в себе «оценку соблюдения прав и законных интересов детей на территории Курской области, а также предложения о совершенствовании их правового положения» [4].

Однако Уполномоченный по правам ребенка работает не в одиночку, для выполнения всех возложенных на Уполномоченного задач создан рабочий аппарат, который осуществляет «юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного» [4].

Необходимость создания такого рабочего аппарата объясняется прежде всего большим объемом работы Уполномоченного. Только за период с 05.06.2019 по 31.12.2019 Уполномоченному по правам ребенка поступило 260 обращений из них большая часть (189 обращений) составляют обращения по социальной тематике. Основной категорией заявителей выступают родители (72 % от общего чиста заявителей). Количество обращений за 2019 год выросло, в том числе в прошедшем году были зарегистрированы обращения несовершеннолетних (6 %), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1,3 %) [5].

В случае обнаружения в обращениях фактов, указывающих на жестокое обращение с детьми, совершения противоправных действий в отношении несовершеннолетних, Уполномоченный направляет эту информацию в следственное управление Следственного комитета России по Курской области, прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области, их территориальные отделы для проведения проверок и принятия мер реагирования.

Помимо рассмотрения жалоб и анализа обращений, Уполномоченный осуществляет деятельность по обеспечению защиты законных прав и интересов детей в Курской области, например, осуществляет правовое просвещение, заключает соглашения о сотрудничестве с органами и учреждениями в сфере защиты детей, участвует в разработке и реализации социально-значимых проектов по охране прав детей в Курской области.

Уполномоченный по правам ребенка принимает участие в конференциях, совещаниях, круглых столах, конгрессах, форумах, слетах по защите прав детей.

Еще одним направлением деятельности Уполномоченного по правам ребенка Курской области является внесение предложений Губернатору Курской области и в Курскую областную Думу. Например, в 2019 году Уполномоченным в Курскую областную Думу было внесено предложение об учреждении почетного знака «За верность отцовскому долгу». Хотя на данный момент существует медаль «Во славу отцовства», утвержденная решением Курского городского собрания от 17.12.2013г. № 53–5-РС. Однако существует необходимость поощрения отцов за их заслуги в воспитании подрастающего поколения, укреплении института семьи, прививании детям семейных ценностей.

Таким образом, институт Уполномоченного по правам ребенка в Курской области занимает важное и значительное место в сфере защиты прав и законных интересов детей. Хотя институт относительно молодой, но с каждым годом, но осведомленность людей о существовании и деятельности этого института растет. Уполномоченный активно взаимодействует с государственными органами, общественными организациями, что обеспечивает результативность и развитие его деятельности.

Литература:

  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559–1
  2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета, 05.08.1998 г.
  3. Федеральный закон от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» // Российская газета, 29.12.2018, 295
  4. Закон Курской области от 25.02.2019 № 1-ЗКО «Об Уполномоченном по правам ребенка в Курской области» // Курская правда, № 23, 01.03.2019
  5. Доклад о состоянии охраны прав детей в регионе и результатах деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Курской области в 2019 году: сайт. — URL: http://deti.gov.ru/region/kursk (Дата обращения: 15.08.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): Курская область, законный интерес детей, ребенок, Российская Федерация, орган, местное самоуправление, уполномоченный, государственная власть, Курская областная Дума, институт Уполномоченного.


Похожие статьи

Особенности становления омбудсмена по правам ребенка в Оренбургской области

В статье рассматриваются особенности становления института омбудсмена в Оренбургской области как механизма защиты и охраны прав ребенка.

Уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ: о недостатках законодательства

В статье анализируются проблемные аспекты правовой регламентации деятельности Уполномоченных по правам ребенка в субъекте РФ, предлагается авторский вариант пути их решения.

Деятельность Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Казахстан (проблема реализации правозащитных функций)

Данная статья рассматривает деятельность относительно нового института Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Казахстан. Раскрывает статус уполномоченного по правам ребёнка как специализированного омбудсмена, рассматривает его основные направ...

Правовой статус управлений по вопросам семьи и детства администраций муниципальных образований в сфере защиты социальных прав детей

Автор в статье обозначил актуальные полномочия муниципальных подразделений в сфере защиты интересов семьи и детства, отметил отсутствие конкретных мер взаимодействия с заинтересованными субъектами защиты детских прав, а также обратной связи с населен...

Актуальные проблемы защиты жилищных прав детей-сирот в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы в современном российском обществе по реализации жилищных прав детей оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, а также пути решения рассмотренных проблем.

Проблемы правового регулирования опеки и попечительства в РФ

В статье рассматривается актуальность деятельности органов опеки и попечительство в современной Российской Федерации. Приводится статистика по нуждающимся в поддержке слоям населения, а также рассмотрена основные проблемы правового регулирования опек...

Основы института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации и в зарубежных странах

В статье анализируется институт бизнес-омбудсмена в Российской Федерации и зарубежных странах. Рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие данный институт, вопросы назначения и прекращения полномочий Уполномоченного по правам предпринимат...

К вопросу о роли органа опеки и попечительства в рассмотрении судебных споров по вопросам защиты прав несовершеннолетних

Сравнительный анализ института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации и Норвегии

Развитие института уполномоченного по правам ребенка в зарубежных странах свидетельствует о важности и необходимости такого института в современном демократическом правовом государстве. Цель работы — рассмотреть основы функционирования, сравнить орга...

Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних детей в Российской Федерации

В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с регулированием правового положения несовершеннолетних детей по современному гражданскому законодательству, а также предложены пути решения этих проблем. Особое внимание уделяется роли государственных ...

Похожие статьи

Особенности становления омбудсмена по правам ребенка в Оренбургской области

В статье рассматриваются особенности становления института омбудсмена в Оренбургской области как механизма защиты и охраны прав ребенка.

Уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ: о недостатках законодательства

В статье анализируются проблемные аспекты правовой регламентации деятельности Уполномоченных по правам ребенка в субъекте РФ, предлагается авторский вариант пути их решения.

Деятельность Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Казахстан (проблема реализации правозащитных функций)

Данная статья рассматривает деятельность относительно нового института Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Казахстан. Раскрывает статус уполномоченного по правам ребёнка как специализированного омбудсмена, рассматривает его основные направ...

Правовой статус управлений по вопросам семьи и детства администраций муниципальных образований в сфере защиты социальных прав детей

Автор в статье обозначил актуальные полномочия муниципальных подразделений в сфере защиты интересов семьи и детства, отметил отсутствие конкретных мер взаимодействия с заинтересованными субъектами защиты детских прав, а также обратной связи с населен...

Актуальные проблемы защиты жилищных прав детей-сирот в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы в современном российском обществе по реализации жилищных прав детей оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, а также пути решения рассмотренных проблем.

Проблемы правового регулирования опеки и попечительства в РФ

В статье рассматривается актуальность деятельности органов опеки и попечительство в современной Российской Федерации. Приводится статистика по нуждающимся в поддержке слоям населения, а также рассмотрена основные проблемы правового регулирования опек...

Основы института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации и в зарубежных странах

В статье анализируется институт бизнес-омбудсмена в Российской Федерации и зарубежных странах. Рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие данный институт, вопросы назначения и прекращения полномочий Уполномоченного по правам предпринимат...

К вопросу о роли органа опеки и попечительства в рассмотрении судебных споров по вопросам защиты прав несовершеннолетних

Сравнительный анализ института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации и Норвегии

Развитие института уполномоченного по правам ребенка в зарубежных странах свидетельствует о важности и необходимости такого института в современном демократическом правовом государстве. Цель работы — рассмотреть основы функционирования, сравнить орга...

Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних детей в Российской Федерации

В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с регулированием правового положения несовершеннолетних детей по современному гражданскому законодательству, а также предложены пути решения этих проблем. Особое внимание уделяется роли государственных ...

Задать вопрос