Перспективы развития института уполномоченного по права ребенка в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 09.12.2018

Статья просмотрена: 1420 раз

Библиографическое описание:

Поклонцев, К. В. Перспективы развития института уполномоченного по права ребенка в Российской Федерации / К. В. Поклонцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54591/ (дата обращения: 17.12.2024).



Институт омбудсменов впервые появился в начале девятнадцатого века в шведском законодательстве, и значительное время оставался специфичным для Швеции. Распространение данного института началось после окончания Второй мировой войны — появился он и в России.

Омбудсмен в российском энциклопедическом словаре «Конституция Российской Федерации» определяется как лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль над соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что уполномоченный по правам человека — это юридический институт, государственный орган, осуществляющий правозащитную деятельность, в целях соблюдения прав и свобод гражданина.

Указом президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при президенте Российской Федерации по правам ребёнка» в Российской федерации был введен институт Уполномоченного по правам ребенка [3].

Цели и задачи уполномоченного по правам ребенка в указе не определены, таким образом они идентичны назначению уполномоченного по правам человека, среди них:

  1. восстанавливающая нарушенные права и свободы — исправление допущенной по отношению к человеку несправедливости и восстановлении прав.
  2. посредническая — предложение сторонам взаимно удовлетворяющего решения проблемы;
  3. правотворческая — совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  4. информационно-воспитательная — просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — по праву считается одним из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране. Основой института послужила Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г, статьи 45 и 103 принятой Конституции РФ. Так, Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ и наделяет парламент правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года и подписан Президентом Российской Федерации 26 февраля 1997 года. Закон официально вступил в силу 4 марта 1997 года, именно с ним связано начало деятельности омбудсмена в нашей стране [2].

Уполномоченные по правам ребенка в Российской Федерации является особым государственным органом, который осуществляет деятельность по защите прав и свобод, законных интересов несовершеннолетних.

Его специфичность обусловлена особенностями правового статуса, по которому он выполняет функции исключительно в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних — их деятельность дополняют работу прокуратуры, полиции, органов по опеке и попечительства. Работа данных органов, в тоже время, локализирована должностными инструкциями, процедурами. Деятельность же уполномоченного этим не ограничена, при осуществлении своих полномочий он независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

Отмечается, что полномочия детских омбудсменов в субъектах Российской Федерации расширены по сравнению с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка.

Так, они вправе:

  1. Рассматривать обращения, которые связаны с нарушением прав детей;
  2. Обращаться в уполномоченные органы за помощью в рамках защиты прав несовершеннолетних;
  3. Принимать участие в разработке законов, связанной с защитой детства;
  4. Посещать такие учреждения как следственные изоляторы и органы исполняющие наказания, в которых содержаться несовершеннолетние;
  5. Получать сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи [1].

Стоит отметить, что полномочия уполномоченного по правам ребенка не прописаны в Конституции Российской Федерации, данный орган существует на основе указа Президента РФ, таким образом, возможности омбудсмена ограничены его правовым статусом. Так, основным видом деятельности уполномоченного становится подача запросов в соответствующие органы в целях защиты прав несовершеннолетних [4].

Несомненно, институт уполномоченного по правам ребенка, нуждается в своем дальнейшем развитии:

Во-первых, сам институт появился в 2009 году, и осуществляет свою деятельность на основе опыта уполномоченного по права человека, также нового для нашей страны государственного органа.

Во-вторых, для эффективного осуществления своей работы любой государственный орган нуждается в обновлении основанного на анализе опыта своей правоприменительной деятельности.

Например, существует мнение о возможности наделения Уполномоченных по правам ребенка в субъектах правами медиаторов. При разводе между супругами часто возникают споры, которые могут затронуть права несовершеннолетних. Судебный орган, рассматривающий гражданское дело о расторжении брака, не всегда может разрешить спор исходя из приоритета защиты прав ребенка. Таким образом, институт Уполномоченных, в таких случаях должен стать гарантом приоритета защиты прав несовершеннолетних, путем осуществления деятельности по досудебному урегулированию споров между родителями, путем предоставления консультаций для родителей по разрешению спора, составления юридического заключения по указанным вопросам.

Также, следует укрепить статус Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, в аппарат которого должны войти квалифицированные юристы, специалисты, имеющие опыт в работе с несовершеннолетними, потому что в настоящее время возможности Уполномоченного в данном плане ограничены.

Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации является особым элементом в механизме защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, его становление и развитие — важный этап в эволюции демократических основ нашей страны. В системе существующих государственных органов должность омбудсмена дополняет способы по защите прав несовершеннолетних. Отсутствие специализированного федерального закона касательного детского уполномоченного, несомненно, вносит свои поправки — так, его конституционно-правовой статус до конца не определен. Закрепление статуса омбудсмена по защите прав несовершеннолетних станет новой ступенью в его непосредственной деятельности.

Литература:

  1. Акульшина С. Е. Институт уполномоченных по правам человека как один из способов внесудебной защиты прав ребенка // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. -2010 — № 28- с.17–19.
  2. Институт уполномоченного // Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации http://ombudsmanrf.org/ombudsman/content/history (дата обращения: 01.12.2018)
  3. Правовая информация // Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка http://deti.gov.ru/documents/prinfo (дат обращения 01.12.2018)
  4. Шамрин М. Ю. Совершенствование законодательства о статусе уполномоченного по правам ребенка: теоретический аспект // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. -2013. -№ 3 с.12–15.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, ребенок, свобода человека, государственный орган, уполномоченный, институт уполномоченного, орган, правовой статус.


Похожие статьи

Перспективы развития ситуационного управления качеством образования в России

Перспективы развития саморегулирования в России в сфере ЖКХ

Механизм формирования региональной инвестиционной политики в Республике Татарстан и рекомендации по ее совершенствованию

Перспективные направления развития и совершенствования законодательства в области защиты прав несовершеннолетних детей при обороте недвижимости в России

Актуальные проблемы управления и направления развития системы социальной защиты населения в Ростовской области

Пути и перспективы совершенствования законодательства в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ

Проблемы управления средним профессиональным образованием в Республике Бурятия и пути их решения

Критерии духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса в специализированных кадетских классах

Особенности становления и развития правосудия в Российской Федерации

Похожие статьи

Перспективы развития ситуационного управления качеством образования в России

Перспективы развития саморегулирования в России в сфере ЖКХ

Механизм формирования региональной инвестиционной политики в Республике Татарстан и рекомендации по ее совершенствованию

Перспективные направления развития и совершенствования законодательства в области защиты прав несовершеннолетних детей при обороте недвижимости в России

Актуальные проблемы управления и направления развития системы социальной защиты населения в Ростовской области

Пути и перспективы совершенствования законодательства в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ

Проблемы управления средним профессиональным образованием в Республике Бурятия и пути их решения

Критерии духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса в специализированных кадетских классах

Особенности становления и развития правосудия в Российской Федерации

Задать вопрос