В статье рассматривается вопрос о становлении и развитии института уполномоченного по правам человека в России.
Ключевые слова: уполномоченный по правам человека, уполномоченный по защите прав предпринимателей, муниципальные уполномоченные.
Декларация о правах и свободах человека и гражданина, принятая Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 года, и Конституция Российской Федерации 1993 года, которые стали краеугольным камнем новейшей истории нашего государства, закрепили основы правового статуса личности, исходя из принципиально новой концепции прав и свобод человека и гражданина. Центральное место в ней занимают воззрения относительно, во-первых, взаимоотношения главных категорий в социуме — человека и государства, общества и гражданина, а во-вторых, примата прав и свобод человека и гражданина. «Человек признан источником своей свободы, существующей не по соизволению государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества» [3]. Исходя из этой позиции выстроен и ценностный ряд социально значимых категорий и явлений. Человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита рассматриваются в аспекте обязанности государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Данная обязанность реализуется системой государственных органов и организаций, имеющих различную правовую природу, уровень и социальное предназначение.
Особую роль в государственном механизме защиты прав и свобод человека выполняет институт уполномоченных по правам человека, который включает в себя Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее также — федеральный уполномоченный по правам человека или Уполномоченный по правам человека) и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации (далее также — региональные уполномоченные по правам человека). Следует иметь в виду, что в Российской Федерации действуют также специализированные уполномоченные по защите прав граждан, которые осуществляют работу по конкретным направлениям правозащиты. В настоящее время учреждены должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации, а также во всех субъектах Российской Федерации введены должности уполномоченных по правам ребенка и должности уполномоченных по защите прав предпринимателей. В некоторых субъектах Российской Федерации предусмотрены должности уполномоченных по правам коренных малочисленных народов. Но место данных должностных лиц в государственном механизме России в данной статье не рассматривается. В системе государственных органов России это единственный персонифицированный орган.
Аналогичный государственный институт действует во многих зарубежных государствах и относится по действующей международной классификации к национальной системе учреждений по поощрению и защите прав и свобод человека и гражданина [2]. Он имеет различные названия: уполномоченный по правам человека (Россия, Казахстан, Узбекистан, Украина), омбудсмен или омбудсмен юстиции (Скандинавские страны), адвокат народа (Румыния), защитник прав человека (Армения), народный защитник (Испания, Колумбия, Грузия), народный правозащитник (Хорватия), посредник, медиатор (Франция), уполномоченный по жалобам (Израиль), уполномоченный по правам граждан (Польша), проведор (поручитель) юстиции (Португалия), акыйкатчы (омбудсмен) (Киргизия) и т. д. Но основная задача их одинакова — оказывать помощь конкретным людям в восстановлении прав, оберегать права и свободы граждан от незаконного вмешательства и ограничений.
Предметом деятельности уполномоченных по правам человека как национальных правозащитных учреждений является беспристрастный контроль за соблюдением прав человека, защита отдельных лиц от несправедливых действий властей.
Институт уполномоченных по правам человека в современной России был востребован задачами перехода от автократического режима управления страной к построению демократического общества, когда потребовалась либерализация власти по отношению к человеку, его естественным правам, и обосновывался успешным опытом работы зарубежных омбудсменов по защите прав и свобод человека и гражданина.
Идеи создания нового правозащитного органа в современной России активно начали обсуждаться после провозглашения Российской Федерацией 12 июня 1990 года своей независимости [4].
Во многом их мотивом являлось желание новой российской власти вступить в Совет Европы. Для этого необходимо было соответствовать европейским стандартам, в числе которых было требование о наличии национального института по защите прав человека.
Наряду с этим называются и другие факторы, определявшие процесс появления института омбудсмена в современной России [6,5].
Декларация о правах и свободах человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года, предусматривала введение должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который «назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР». А постановление о введении Декларации о правах и свободах человека и гражданина в действие возлагало на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона, который должен был определить компетенцию Парламентского уполномоченного. Однако в то время закон принят не был.
Должность Парламентского уполномоченного по правам человека упоминалась в первой редакции проекта новой Конституции РСФСР, подготовленного рабочей группой конституционной комиссии Съезда народных депутатов России, и сохранялась в других ее редакциях. Правда, наименование этой должности изменялось (Государственный комиссар Верховного Совета Российской Федерации, по правам человека, Парламентский уполномоченный по правам человека, Уполномоченный Верховного Совета РСФСР по правам человека).
Однако в проекте Конституции, разработанном конституционным собранием и вынесенном на всенародный референдум, должность федерального омбудсмена именовалась как должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, и речь уже шла о принципиально новом его месте в государственном механизме власти.
В настоящее время институт омбудсмена действует более чем в ста двадцати странах мира. Мировой практике известны три основные модели института омбудсмена:
1) омбудсмен назначается правительством или президентом страны и подотчетен ему (омбудсмен исполнительной власти, исполнительный омбудсмен);
2) омбудсмен находится в системе законодательной ветви власти, избирается (назначается) парламентом и подотчетен ему (парламентский омбудсмен);
3) особая самостоятельная должность, назначение на которую осуществляется либо парламентом, либо президентом, но после назначения омбудсмен никому не подотчетен (независимый омбудсмен).
Уполномоченные по правам человека в России относятся к третьей группе омбудсменов. Они назначаются на должность законодательными (представительными) органами и в своей деятельности в дальнейшем никому не подотчетны и не подконтрольны.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 27 июля 2014 г.) // РГ. — 25 декабря 1993 г.; Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Принципы, касающиеся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека (Парижские принципы): утверждены Резолюцией 48/134 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года // Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок восьмая сессия: Дополнение № 49 (А/48/49). С. 369–370. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/paris.shtml (дата обращения: 01.09.2018).
- Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: БЕК, 1994. С. 53.
- Кудрявцев М. А. Уполномоченный по правам человека в России: исторические предшественники // Обеспечение прав и свобод человека в современном мире: Материалы конференции: В 4 частях. М.: Проспект, 2017. Часть 1. С. 340–345.
- Нездюров А. Л. Структуры гражданского общества и становление института Уполномоченного по правам человека. С. 3–4 // Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://docplayer.ru/72785030-Struktury-grazhdanskogo-obshchestva-i-stanovlenie-instituta-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka.html (дата обращения: 10.09.2018).
- Сунгуров А. Ю. Институт Омбудсмена: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). СПб.: Норма, 2005. С. 146–148.