Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Актуальные проблемы правового регулирования социального обеспечения граждан на территории Брянской области

Юриспруденция
23.02.2024
590
Поделиться
Библиографическое описание
Морозов, А. П. Актуальные проблемы правового регулирования социального обеспечения граждан на территории Брянской области / А. П. Морозов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 181-184. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111497/.


В статье исследованы актуальные проблемы правового регулирования социального обеспечения граждан на территории Брянской области. Предложены пути совершенствования законодательства Брянской области в части реализации прав граждан на социальное обеспечение.

Ключевые слова: социальное обеспечение, социальное обслуживание, реализация права, гражданин, роль, государство, проблемы, Брянская область.

Социальное обслуживание населения — важная составляющая социального государства, поскольку выступает гарантией реализации социальных прав граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством [4].

Мы полностью согласны с мнением Н. Л. Зуевой, отмечающей в своем монографическом исследовании, что: «России органы государственной власти уделяют серьезное внимание организации и правовой регламентации социального обслуживания отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства. К сожалению, некоторые факторы препятствуют совершенствованию и реальному развитию системы социального обслуживания населения, в частности наделение соответствующими полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в большинстве случаев, имеющих недостаточный бюджет, а также граждан, проживающих на их территории, с доходом ниже прожиточного минимума. В результате это сказывается и на развитии частного сектора социального обслуживания населения, поскольку граждане не в состоянии оплачивать услуги, предлагаемые подобными учреждениями [4].

До сих пор существует давняя проблема, связанная с почти полным отсутствием утвержденных государственных стандартов социального обслуживания. С нашей точки зрения, введение таких услуг может способствовать лучшей защите интересов граждан в вопросах социального обслуживания, основанного на передовых практиках и научных достижениях. Это также создаст возможности для развития социального обслуживания и улучшения качества предоставляемых услуг. Принципы, которые должны лежать в основе такого обслуживания, должны включать: равнодоступность, адресность, добровольность, гуманность, приоритетность, конфиденциальность и профилактическую направленность [5].

При этом использование унифицированных стандартов в социальном обслуживании поможет сократить затраты на труд и ресурсы, привлечет частные компании в эту сферу и, следовательно, улучшит экономические показатели в системе социального обслуживания населения [6].

Мы разделяем точку зрения Е.А Жеребцовой о том, что: «в настоящее время существует недостаток законодательного регулирования для определенных учреждений и видов деятельности в сфере социального обслуживания населения. Структура и функции территориальных социальных служб нуждаются в тщательном исследовании, а государственные стандарты и нормы социального обслуживания требуют дополнительной проработки. Отсутствуют установленные стандарты и показатели для оценки эффективности предоставления социальных услуг, а также отсутствуют программы для обновления навыков управленческого персонала. Очень ограничены правила, касающиеся использования информационных ресурсов» [3].

Вопреки усилиям, предпринимаемым на всех уровнях, чтобы улучшить систему социального обслуживания, в России все еще существует проблема недостаточного качества обслуживания пожилых людей и инвалидов. Согласно исследованию Института социальной геронтологии МГСУ, решение данной задачи займет значительное количество времени, примерно в течение 150–200 лет.

В конце XX века в нашей стране происходили изменения в политической и экономической сферах, которые сопровождались некоторыми негативными явлениями. Наблюдался спад производства, растущая разница в состоянии имущества, возникновение социального напряжения, ухудшение качества социального обслуживания населения и нехватка квалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям [6].

Многие отрасли социальной сферы, включая социальное обслуживание, оказались в более уязвимом положении с социальной точки зрения. Среди указанных сфер деятельности особое значение имеет социальное обслуживание, которое направлено на поддержание и улучшение качества жизни населения, что считается приоритетом в будущем развитии России.

С точки зрения Н. В. Антиповой: «результат государственной политики последнего десятилетия XX века в социальной сфере — фактический отказ государства от ответственности за поддержание и развитие данного сектора и перераспределение соответствующей функции в пользу муниципальных образований. Сегодня ситуация меняется. Рыночные преобразования и развитие федеративных принципов устройства страны обусловили смещение центра тяжести в решении социальных проблем на региональный и местный уровни. Это обстоятельство связано с тем, что эффективность деятельности государства, как и любой другой управленческой системы, напрямую зависит от рационального распределения полномочий в сфере социального обслуживания между всеми уровнями власти». [2, с. 21].

Новая социальная стратегия предполагает оптимальное разделение ответственности за состояние социальной сферы между федеральными, региональными и местными властями, создание полноценной ресурсной базы для реализации социальной политики. Такой подход отвечает задачам повышения роли государства в социальном процессе укрепления единого социального пространства и централизованного контроля за его состоянием. Муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

В 2023 году, согласно отчету деятельности органов социальной защиты Брянской области за счет местных бюджетов в Брянской области финансировалось почти 100 % расходов на среднее образование; 85 % — на здравоохранение; 60 % — на содержание детских садов, жилья, расходов на коммунальные услуги и тому подобное [7].

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другое), которые предоставляются гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на дому или в учреждениях социального обслуживания [6].

По мнению О. Н. Петюковой: «организация защиты социально-экономических интересов населения, совершенствование социального обслуживания, привлечение средств граждан, выступающих в качестве акционеров, к финансовому обеспечению развития территорий — все это является важнейшей функцией муниципального управления. Оптимизация управления в этом случае связана с эффективным использованием местных ресурсов, формированием соответствующей инфраструктуры в интересах повышения качества социального обслуживания [8].

Правовое регулирование, направленное на стабилизацию отношений по социальному обслуживанию населения в Брянской области, связано с установлением стандартов поведения (действий) и определением субъективно-объективных предпосылок деятельности органов исполнительной власти и учреждений социального обслуживания населения.

В законотворческой деятельности в организации социального обслуживания населения в регионах (поскольку эти функции возложены на них) следует учесть, что виды услуг, деятельность по социальному обслуживанию конкретизированы соответствующими нормативными актами.

К примеру, проанализировав законодательную базу Брянской области, видится целесообразным внести изменение в Закон Брянской области от 11 октября 2011 года № 97-З «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Брянской области» дополнение в пункт 1 статьи 2 «Право на дополнительные меры», изложив ее в следующей редакции: «… в том числе социального пакета для малообеспеченных семей с детьми (продуктовые наборы, покупка одежды и обуви, товаров длительного пользования и другое)». [1].

На основании проведенного анализа вытекают следующие основные проблемы в системе социального обслуживания населения: унификация государственной стандартизации государственных услуг во всей системе социального обслуживания населения; формирование и развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения; усложнение управленческой деятельности в этой сфере; слабая информатизации населения о видах и порядке предоставляемых государственных услуг, включая информацию об административных регламентах и стандартах; недостаточно проработанная нормативно-правовая база, формируемая органами местного самоуправления.

Литература:

  1. Закон Брянской области от 11.10.2011 года № 97-З «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Брянской области» // Официальная Брянщина. № 11. 11.10.2011.
  2. Антипьева Н. В. Правовые средства достижения единства правового регулирования отношений по социальному обеспечению населения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2. С. 21–26.
  3. Жеребцова Е. А. Пробел в законодательстве социального обеспечения Российской Федерации // [Электронный ресурс] Электронный журнал Сenter bereg // URL: http://center-bereg.ru/d31.html (дата обращения 14.12.2023 года).
  4. Зуева Н. Л. Социальное обслуживание населения: административно-правовое регулирование // [Электронный ресурс] Электронный журнал «Киберленинка» — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovyy-potentsial-sotsialnogo-obsluzhivaniya-naseleniya-v-selskoy-mestnosti-upravlenie-i-perspektivy (дата обращения: 16.12.2023 года).
  5. Зуева Н. Л. Социальное обслуживание населения: административно-правовое регулирование // [Электронный ресурс] Воронежский государственный юридический факультет. — URL: http://www.law.vsu.ru/structure/admlaw/personal/books/zueva_monography.pdf (дата обращения: 16.12.2023 года).
  6. Зуева Н. Л. Социальное обслуживание населения: административно-правовое регулирование // [Электронный ресурс] Электронный журнал «Киберленинка» — URL: Воронежский государственный юридический факультет.// http://diss.seluk.ru/monografiya/149752–4-socialnoe-obsluzhivanie-naseleniya-administrativno-pravovoe-regulirovanie-monografiya-izdatelstvo-voronezhskogo-gosudarstvennogo-uni.php/ (дата обращения: 16.12.2023 года).
  7. Отчет о деятельности органов социальной защиты Брянской области. Официальный сайт Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области // [Электронный ресурс]. — URL: https://siroty.su (дата обращения: 15.12.2023 года).
  8. Петюкова О. Н. Социальная защита семьи. Совершенствование механизма правового регулирования // Электронный журнал «Финансовый
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
социальное обеспечение
социальное обслуживание
реализация права
гражданин
роль
государство
проблемы
Брянская область
Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 181-184):
Часть 3 (стр. 137-203)
Расположение в файле:
стр. 137стр. 181-184стр. 203

Молодой учёный